ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Финансовая грамотность: школу ждет новый курс
Пилотная апробация уже началась
В рамках проекта «Содействие повышению уровняфинансовой
грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации»,
который реализуется Минфином совместно с Минобрнауки
и другими ведомствами, в школах, техникумах и вузах появится
новый курс.
Проект рассчитан на 5 лет, его финансирование составит 113 млн
долларов США, из них львиная доля – 88 млн долларов – будет
выделена из федерального бюджета, остальные средства –
это заем Всемирного банка. Также планируется, что свою лепту
внесут регионы.
Есть проблема
Затраты значительные – закономерный
вопрос: а разве в образовании нет более на-
сущных проблем? На пресс-конференции
в «РИА Новости» специалисты уверенно
говорили: повышение финансовой грамот-
ности молодежи сегодня является вопросом чрезвычайной важности,
поскольку некомпетентность населения в этой области
не выдерживает критики.
По словам председателя Конфедерации
общества потребителей Дмитрия Янина,
60% населения ничего не знают о системе
страхования банковских вкладов, 30% уверены, что государство обязано
возместить
все их потери при инвестициях, будь то акции или вклады в любые
коммерческие организации. В то же время многие не имеют
представления о страховании банковских
вкладов, о недостатках и преимуществах
этой системы. Половина людей не в состоянии определить признаки
финансовых пирамид, и это несмотря на уроки 90-х, когда
было создано около 200 организаций, которые лопнули одна за другой как
мыльные
пузыри, больно ударив по благосостоянию
доверчивых граждан.
Одним из факторов риска являются
также потребительские кредиты, которые
россияне часто берут необдуманно, подписывают договор, не вникая в его
условия, особенно если они написаны мелким
шрифтом. Между тем по количеству потребительских кредитов Россия уже
опередила западные страны: общий объем
займов у нас составляет 10% ВВП.
Как и чему учить?
Ректор Российской экономической
школы Сергей Гуриев считает: «Обучение
финансовой грамотности – это нетривиальная педагогическая задача, для
которой нет простых решений, но есть интересный международный опыт, и
страны
учатся друг у друга».
Не случайно при разработке образовательных программ наши эксперты
внимательно изучали опыт зарубежных стран, в
том числе США, где финансовой грамотности обучают с детского сада,
правда, в
игровой форме, а первые банковские карты там выдаются детям с 6 лет.
Но пока организаторы российского
проекта предлагают ввести курс финансового ликбеза в школе, причем на
факультативной основе. Ребенок может выбрать
его по собственному желанию – с 1 по 11
класс. Одновременно готовятся материалы для родителей и методические
пособия для учителей.
По словам руководителя авторского
коллектива по разработке учебных материалов для школьников Игоря
Липсица,
главная особенность курса состоит в его
практикоориентированности. В учебниках будет разъясняться, как вести
себя
в конкретных жизненных ситуациях: как
планировать свой бюджет, формировать
накопления, в том числе пенсионные; как
с максимальной выгодой и наименьшими
рисками приобретать финансовые продукты, например, кредиты; понимать
все
про «белую» и «серую» зарплаты.
Со всем этим школьникам придется
столкнуться очень скоро: ведь, по справедливому замечанию Игоря
Липсица,
подростки с 14 лет уже имеют право работать, а выпускникам следует
задуматься о
получении образовательных кредитов для
обучения в вузах.
При создании программ и учебников
учитывается специфика каждой возрастной
категории: например, для младших школьников планируется разработать
интерактивные игры, в старших классах наиболее
эффективна проектная деятельность.
Для детских домов и школ-интернатов
будут написаны специальные учебники,
поскольку, по мнению экспертов, от финансовой грамотности зависят
судьбы
детей-сирот. К деньгам они зачастую относятся бесшабашно, очень быстро
тратят
пособия, которые получают после выпуска
из детского дома, не умеют планировать
свой личный бюджет, из-за чего плохо
адаптируются к самостоятельной жизни и
нередко становятся жертвами мошенников.
Для успешной реализации обучения
школьников необходимо организовать
подготовку педагогов, которая будет осуществляться как в очной форме –
через
тьюторские центры в регионах, так и с помощью дистанционных технологий
– Минфин выделил средства на цифровые образовательные ресурсы.
Продумываются и формы аттестации учащихся: скорее всего это будет
интернет-тестирование, но организаторы
проекта думают о возможности включить
вопросы по финансовой грамотности в
КИМы ЕГЭ.
Прогнозируемый
результат
По мнению директора департамента
международных финансовых отношений
Минфина Андрея Бокарева, в результате
обучения увеличится количество людей,
которые станут лучше разбираться в финансовых вопросах и будут чаще
обращаться в соответствующие ведомства и организации по поводу оказания
некачественных
финансовых услуг, а это очень важно для
совершенствования отрасли. Таким образом, обучение финансовой
грамотности –
это важная составляющая экономического
и социального развития страны.
Известно, что введение курса в масштабах страны планируется не раньше
2015
года, однако вопросы и задания на проверку финансовой грамотности уже
даются в
международном исследовании PISA: денежные операции, планирование и
управление
финансами, риски и вознаграждения.
Мы не должны отставать. Пилотная
апробация нового курса уже прошла в Калининградской и Волгоградской
областях,
а в ноябре этого года к ним присоединятся еще 8 территорий, отобранных
на
конкурсной основе. Участие в конкурсе –
добровольное. Впрочем, педагогам и образовательным учреждениям обещают
доплаты за преподавание нового предмета. Не будем забывать, что вслед
пойдут
мониторинги результатов проекта, также
планируется проводить всероссийские
исследования финансовой грамотности
населения.