Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Первая тетрадь
Политика образования

АКСИОМА ВСТРЕЧИ


Кожурина Людмила

Марафон XII: Каждый из этих весенних дней - завтрашний день педагогики и образования

Двенадцатый Московский педагогический марафон учебных предметов (учредители – Департамент образования Москвы, Издательский дом «Первое сентября», Московский институт открытого образования) проходил с 25 марта по 19 апреля 2013 г. в здании лицея № 1535.

Завершилась крупнейшая ежегодная очная конференция учителей страны. Она состояла из 24 предметных Дней, в течение которых было проведено более 300 мероприятий, а побывали на них 12 791 человек. В этом году впервые на марафоне работала мини- телестудия, записано около 200 бесед главного редактора Издательского дома «Первое сентября» Артема Соловейчика с ведущими специалистами в сфере образования: http:// marathon.1september.ru/. А нам осталось завершить обзор тем, идей, мнений, прозвучавших на марафоне во второй его половине, – первая часть обзора здесь: http://ps.1september.ru/view_ article.php?ID=201300701/. 

Это было видно с первых дней марафона: учителя легко знакомятся, воодушевленно рассказывают о своей работе, охотно делятся опытом, но стоит заговорить об общем состоянии дел в образовании – «все плохо… куда-то катимся». Примета времени: работать стало куда интереснее, а привычка сетовать на качество управленческих решений пока не уходит. Тем не менее как по первой, общепедагогической и естественно-научной части марафона, так и по гуманитарной было видно: учителя больше не штурмуют аудитории, где про ГИА, ЕГЭ и УУД, – в прошлом году там встать было негде, даже за дверью. Они идут за умным человеком, специалистом в своей области, который рассказывает об интересном, желательно – без презентаций. Или к авторам учебников, по которым работают. Или приходят на предметные Дни по смежным наукам. Совершенно новая тенденция: учитель стремится развивать себя, а не выковыривать отовсюду «методические находки». Не затоваривается брошюрами вроде «Пособие по подготовке к…», а покупает качественные книги. Так что если кому-то нужны индикаторы состояния системы образования 2013, марафон не даст соврать: три года назад все было грустнее. Но – к марафону! К обзору его второй половины, когда на дистанцию вышли учителя предметов гуманитарного цикла…

Языки: «Слово должно стать своим»

 Это девиз не только учителя Татьяны Кузнецовой, сформулированный в День английского языка, но и всех преподава- телей лингвистических дисциплин. Сло- во надо заметить, принять, « «поносить» в себе. Новизна культурной ситуации в том, что красивое – это нечто индивидуально окрашенное, лично значимое. Повседневной зубрежке и воспро- изведению клишированных фраз на экзамене ведущие марафона противо- поставляли новые методики, настраи- ваемые все более тонко. Дети работают над ошибками компьютерного перевода, осваивают новые слова в игре, грамматику – в ситуативной парадигме. И хотя это правда – потенциал урока все еще не вычерпан до конца, – проблема плохого владения языками жителей нашей страны лежит не только в «засушенной» системе преподавания и малом количестве часов. На марафоне вопрошали: почему многие европейцы полиглоты? Во-первых, мобильность граждан высокая, во-вторых, там госполитика другая: иностранные фильмы не дублируются даже на телевидении, у ребенка всегда есть шанс ухватить чужой язык естественным образом. Ну и ментальный узел проблемы –страх ошибки, вечное наше стеснение. Высокие специалисты, выступавшие на марафоне, полагают, что эту проблему поможет решить введение в ЕГЭ устной части, говорения (обещают в 2015 году). Мол, сначала будут бояться, а потом привыкнут, ведь так было и с аудированием. К тому же у нас теперь медиадети, интернет им в помощь. Ну и возможностей путешествовать по миру у детей стало значительно больше. Оговоримся: далеко не у всех; а для многих школьников и личный ноутбук все еще неисполнимая мечта. А значит, роль учителя и значение урока приуменьшать рано. Между тем наши учителя были шокированы рассказом Татьяны Чистяковой (Французский институт в Санкт-Петербурге) о том, как обычные французские учителя дружно отказались следовать указанию прошлого президента посвятить первый урок учебного года памяти героев Сопротивления: «Никто не вправе указывать учителю, о чем и когда ему разговаривать с учениками; кто действует, кто несет ответственность, тому и решать». Конечно, такая свобода и сплоченность нам и не снились, однако голову поднимать все равно придется: теперь от самой школы зависит, сколько, на каком уровне и в какой форме будет изучаться тот или иной предмет. И еще один чисто лингвистический аспект: тот метаязык, на котором мы говорим и думаем об образовании. КИМы определяются стандартами, методика –КИМами, значит, язык стандарта формирует мышление. А этот язык, по мнению Натальи Борисенко, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, никуда не годится. –Идеи хорошие, проверенные практикой. Но содержание убито новой терминологией, я называю это «методический новояз второго поколения». Я не могу больше слышать слова «формирование устойчивой мотивации… универсальные учебные действия… личностные универсальные учебные действия». Почему не написать человеческим языком, понятным учителю: воспитательная цель –это личностные результаты; развивающая цель –метапредметные результаты; обучающая цель –предметные результаты. Но учителя говорят, что уже устали писать конспекты и планы с употреблением бессмысленных зубодробительных формулировок. То есть когда мы слышали на марафоне по сто раз «ФГОС меняет акценты преподавания», «ФГОС уже привел в пятые классы новых детей» и так далее, –нам о чем говорили? Действительно ли ученик стал более субъектным, самостоятельным и ответственным? Или учитель научил его крутиться в новой сетке несвободы? Важный тезис: программы должны быть написаны человеческим языком. А запуская терминологический беспредел, мы запускаем хаос.

История, культура, общество: «Мы вообще знаем только то, что любим»

Цитата принадлежит мсье Депланку, атташе Посольства Франции в России, произнесена была в День учителя французского языка, но и в другие дни эта мысль обретала выражение. – Говорить о том, что неинтересно самому учителю, – скучно, делать это не стоит, а вот чужая любовь заражает, – уверяла критик Майя Кучерская на Дне учителя литературы. Потому что какой толк, если «все прошли», но мимо, тогда как живой интерес к частному может пробудить силы познания. Ищите фактуру! Что-то подлинное, без профанации. Будь то история че- рез календари или денежные зна- ки, музыка через сравнение пауз у разных исполнителей одного произведения, живопись эпохи в сравнении с ее описаниями в учебни- ках. Или вот: читательская культура че- рез встречи с живыми писателями. А что? Было бы желание: сегодня у каждого пи- сателя есть свой сайт, и мало кто откажет школьникам в общении – такой проект осуществляют в челябинском физматли- цее № 31, о нем рассказала Нелли Пащук. Вот так, пригласили известного писателя в гости, послушали, о каких-то книгах от него узнали, потом пошли и книгу открыли. И так раз, другой, третий. Хотя, конечно, чтение – вещь интимная, заста- вить человека читать невозмож- но, но попытаться создать среду, в которой читать престижно, мы должны. Другое дело, если в голове сидит матрица «А как правиль- но?». Тут вянет интерес, опадают лепестки любви. Все должны прочесть! Нарисовать! Всем прийти на экскурсию или выучить от сих до сих… не важно, что еще, но это неверный тон, говорили ведущие. Если мы не отбили преподаванием охоту к своей области знаний – это уже успех; если не все дети прочитали все тексты, а кто-то вообще не читает – это еще не беда, не все же поют или танцуют. Беда, если учитель уверен, что «Мастера и Маргариту» вовсе не обязательно изучать на уроках, дети и дома прочтут, а полезнее взять «Записки юного врача» у Булгакова, – но все равно изучает: надо, должен! Вот это «все как будто из-под неволи» хуже всего. Между тем в разные дни упоминали пресловутые «списки», в том числе «белые» и «черные» списки сайтов – в скептической интонации. И Сеть каждый день другая, и смартфоны у детей в кармане, но родителям так спокойнее, а школы отчитались и выдохнули. Список как обезболивающее, в то время как задача взрослых – учить детей навыкам отбора и оценки виртуального материала, а это посложнее, чем фильтры ставить и горизонты сужать. Как пример – занятие Алексея Лубкова, проректора МИОО, на Дне учителя истории о работе школьного кинофакультатива. С одной стороны – да, есть список «100 фильмов» и стоит задача формирования гражданской идентичности. С другой стороны – это несерьезно, идти по списку; бессмысленно браться, если у самого учителя отсутствует вкус к кино, нет идей и пристрастий. И правду сказать, что за учитель – без пристрастий. Писатель Дмитрий Быков рассказывал, как в школе, где он преподает литературу, ему порой приходится биться за позицию автора: – Долохов безумно нравится девушкам, а не Пьер Безухов. Соня хорошая, Наташа плохая. А у Толстого другое видение, объяснить это трудно, но необходимо… Мы не можем наставлять их в жизни, а в литературе программа дает нам некоторые права. Заветное время – школа: каждый когда-то выходит из нее, а вот с чем? Этот вопрос беспокоит некоторых удивительных учителей. Лариса Мойсенко в День учителя физкультуры рассказывала: вот ученик приходит, переодевается, входит в зал и начинает определяться, что, как и зачем будет делать. Во-первых, надо ему это позволить, во-вторых, выступить для него консультантом. Есть такие ученики, которые могут ставить простейшую задачу: добиться, чтоб хотеть заниматься, а есть уже готовые спортсмены, им надо наращивать мастерство. И никто не пересекается в оценивании друг друга, у всех свои протоколы, а по результатам – каждый хорошо знает свой организм и умеет создать для него тренировочную программу. Естественно, единые нормативы такого учителя не обрадуют. Как хорошего историка – единый учебник, а словесника – единственно верный список книг. Тема полисубъектного видения в этом году звучала отчетливо, и до того даже договорились, что учителю, как и писателю, полезно иметь свою референтную группу, то есть должны быть те, кто про твои затеи не побоится по-доброму сказать-возразить: странно, не понимаю. Но пока даже социальные сети не пестрят дружественными методическими дебатами. А по данным московского учителя истории Леонида Кацвы, за единый учебник все еще 33% учителей страны: «Они хотят простоты, чтобы пришли в столовую, а там один борщ – и все». 

«Крупность первичных ощущений бытия, которые случаются с нами только в юности...» 

Этой цитатой из Мераба Мамардашвили подкреплял свое выступление на марафоне Александр Демахин, Учитель года России 2012 (День учителя МХК). Секрет его методики прост: ученика формирует не час, проведенный на уроке, а то насыщенное межурочное пространство, которое создается в школе. Все главное – в промежутке, в переходе от официального к неформальному. Это трудно представить в привычных показателях, зато легко опознать как ценность педагогупрофессионалу. Но вот вопрос: как оценить ценности? А никак. Вот план составить – да, оценим. А настроение у детей возвышенное – нет, не формализуемо. В том, что наша система управления отстроена так, что настоящее образование, образование по большому счету, просто не должно получиться, а если получается, то это чудо, можно было убедиться на встрече с руководителем Департамента образования Москвы Исааком Калиной в День школьной администрации. – Изменения нужны, но те, которые можно измерять. Что неизмеряемо, то неуправляемо. Измеряемо в цифрах, а не в буквах… Результаты – то, что измеряемо. Такова государственная политика, пренебречь ею нельзя. В то же время Исаак Иосифович говорил о больших полномочиях, которые дает директорам школ новый закон, и о возможностях маневра: – Многие жалеют: уходит все типовое, когда можно было сказать – не мы решили. А сегодня все так, как вы решили. И никаких кивков наверх. В свойственной ему манере шутить чиновник посоветовал школьным администраторам купить за бюджетные деньги зеркало, «чтобы пенять на себя», если вдруг задумают имитировать результаты. Так что же все-таки с теми первичными ощущениями бытия, которые случаются только в юности? Они изгоняются из школы, озабоченной измеряемым результатом? Не факт. Потому что на самом деле настоящий, не имитационный результат не может получиться вне широкого поля культуры и человеческого общения. И каждый день марафона представлял нам опыт созидания такой продуктивной среды. Превалировали именно темы создания обучающих сред, а не «как нам дотащить ребенка до нужного результата». …Что же дальше? Поживем – узнаем. XII Московский педагогический марафон закончился – но с тем, чтобы через год открылся XIII! – И будет он еще более счастливым! – заверил нас ведущий последней лекции этого сезона Александр Бубман. Очевидно, директор лицея № 1513 знает, что говорит.