ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
А учительница решила, что это карикатура...
Отчего мы так склонны видеть в поступках детей прежде всего – злой умысел?
Часто говорят: ну, если каждый свой шаг в отношении ребенка
продумывать, с ума сойдешь. Уж какие мы есть, такие есть. И то правда –
ничье детство не прошло без несправедливого обвинения, ошибочного
наказания или приписывания дурных свойств. Так и продолжается: реакция
взрослых на «неформат» обычно мгновенная, радикальная. А просто
спросить, что с тобой, почему так вышло, зачем – это все рассусоливание
и слабость. Считается, что жесткое отношение к проступкам
детей происходит из страха взрослых за их будущее. Мол, лучше пережать,
чем недожать. Однако такое отношение глубоко впитывается и со
временем переходит в социальную болезнь. Об этом – размышления
учителя.
Казус непонимания
Помню, я в 7 классе. После звонка сидим ждем, когда войдет
учительница русского языка и начнется урок. Я сижу у окна, четверть
которого забита фанерой. От нечего делать рисую на этой фанере
человечка. Человечек – типа «палка, палка, запятая». Сейчас придет
Галина Харитоновна. Мне она нравится. Симпатичная и ко мне хорошо
относится, не придирается к помаркам, я считаюсь ее лучшей ученицей.
Тут захотелось мне ее имя написать. Написала крупно: «Галина
Харитоновна». Тут пришла учительница, увидела, покраснела, возмутилась
– надпись оказалась прямо под человечком. «Кто это сделал?!» Я
признаюсь.
И пошло-поехало. В перемену в коридоре учителя меня стыдят. В четверти
по поведению у меня не «5», а «4», как у злостных нарушителей.
Двойки-тройки ставили тем, кто уже с милицией знаком. Маму вызывают в
школу. Подхожу к учителю математики, которая «подтягивала» меня у себя
дома безвозмездно, спрашиваю, когда можно прийти. А она мне сердито:
«За что тебе помогать? За то, что карикатуры рисуешь?» Ну что я могла
объяснить? Это не карикатура, это не потому, что учительница мне не
нравится, а совсем даже наоборот… но кто бы мне поверил! И никто не
спросил у меня, почему я это сделала.
Еще случай из моего детства. Мне 10 лет. У меня папа «приходящий», но
он очень хороший. Деньгами помогает, меня навещает, моими делами
интересуется, старается воспитывать, говорит со мной о серьезных вещах.
Как-то ему захотелось познакомить меня со своим старым другом и его
семьей. А я была застенчива. Очень. Но отказать папе как-то неудобно.
Пошли. Разделись, вошли в гостиную. Там – незнакомые люди. Я в ступоре
от смущения. Стою столбом. Не помню, как папа подвел меня к своему
другу, как меня усадили за стол, о чем говорили. А после визита папа
сердито отчитал меня: невоспитанная, невежливая, ему за меня стыдно.
Ведь немолодой человек, профессор, встал навстречу мне, а я даже не
поздоровалась и не ответила на его вопрос. Мне тогда было очень обидно:
как же папа не увидел, не понял, что я не потому не поздоровалась, что
такая невежа, а потому, что стеснялась?
Понимающих взрослых вспоминаю с благодарностью. Я в 10 классе,
математика мне не дается. «Ну как же я поставлю ей двойку, – говорил
про меня наш добрейший математик, – если она по крайней мере понимает,
что в выражении синус альфа, деленное на синус бета, синусы сокращать
нельзя!» Никакие задачи ни по какому предмету я решить не могла.
Однажды нам задали очень легкие (но не для меня!) задачи по химии. Нина
Ивановна думала, что уж их-то я решу, и вызвала меня. Я призналась: не
решила. «Почему?» – удивилась она. А я выдала: «Лень было!» Другой
учитель принял бы такой ответ за вызов, за дерзость. А учительница моя
сказала: «Так я тебе и поверила!» В перемену я подошла к ней и
объяснила, что просто не хотела злоупотреблять ее добротой. Она всегда
прощала мне нерешенные задачи, может быть, потому, что знала: я никогда
не списываю.
Не потому…
А вот случай, который произошел в нашей школе недавно. Девочка
проходила собеседование для поступления в восьмой математический класс.
А наши математики, работающие в спецклассах, большое значение придают
гуманитарному развитию ребят, выясняют не только математические
способности и знания, но и интересы, начитанность, культурный уровень.
Так вот девочку спросили, любит ли она читать. «Очень!» – сказала
девочка. Но на вопрос о любимой книге она долго молчала, да так и не
ответила. После собеседования началось обсуждение. Почти все
проводившие собеседование про девочку решили: врушка. Но организатор и
руководитель математических классов Николай Николаевич Константинов,
известный всем как создатель и президент Международного математического
турнира городов, засомневался. Он почувствовал, что девочка молчала не
потому. Вышел в коридор, подошел к ученице, отвел в сторонку и
доброжелательно, с искренней заинтересованностью спросил ее, какая же
все-таки книга для нее любимая. «Евгений Онегин», – тихо ответила
девочка. На вопрос, почему же она молчала, призналась: «Мне мама ее
читать не разрешила. Я потихоньку взяла». Она не назвала, потому что
думала, что в романе есть нечто недозволенное для ее возраста!
О том, как взрослые не понимают детей, написано много хороших книг.
Причину этого непонимания видят обычно в том, что взрослые забыли, как
сами были детьми, – вспомним хотя бы замечательную книгу Януша Корчака
«Когда я снова стану маленьким». Или взрослые не желают прилагать
усилия, чтобы понять ребенка. Или у них нет элементарных педагогических
и психологических знаний. Все это так. Однако в современном обществе
вперед выходит еще одна причина, целое общественное явление –
презумпция виновности. Если поступок человека не вписывается в принятый
стандарт, кажется странным, его намерения сразу признаются дурными.
Корреспондент одной из газет поделился с читателями случившимся с ним:
у магазина стоял замерзший до синевы мальчик, журналист стал
уговаривать его зайти погреться в магазине, и это было воспринято как
поведение педофила.
Молодая учительница, только что окончившая педвуз, по неопытности и
наивности вела себя в отношениях со своими старшеклассниками так же,
как привыкла с друзьями-студентами. Подарила ученику книгу с надписью:
«Милому Саше», а встретив кого-нибудь из учеников на улице,
останавливалась и беседовала подолгу. И вот уже по городку поползли
разговоры, что учительница безнравственная, что на уме у нее нечистое.
Ровно такой же природы обвинения в продажности и желании развалить
Россию в адрес оппонентов власти.
Меня просто поражает масштаб недоверия к бескорыстию волонтеров.
Но когда-нибудь наше общество станет цивилизованным – если удастся
растопить лед подозрительности и недоверия, уйти от тактики уличения и
обвинений в отношениях между людьми. А начинается все дома и в школе.