Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Поливанова Дарья

Подростковая литература: время новых героев?

Ну скажите, что ужасного в том, что чтение подростков носит случайный характер? Что они никак не вспомнят, кто эти «Хроники капитана Блада» написал? Другое дело – если бы дети вообще читать перестали. А они читают. Об этом говорит масштабное социологическое исследование «Чтение и читательские практики московских подростков», результаты которого были озвучены на социологическом конгрессе-2012 вице-президентом Российской ассоциации чтения Верой ЧУДИНОВОЙ.

Репертуар не тот?

Опросив 1140 учеников пятых–восьмых классов семи московских школ, исследователи констатировали: более половины опрошенных осиливают одну-две книги в месяц, более трети – от четырех книг и более.
Но их чтение становится все более случайным, репертуар – раздробленным и фрагментированным. Когда социологи задали подросткам вопрос: какая из книг, прочитанных за последний месяц, тебе запомнилась, список названий получился столь обширный, что трудно было собрать произведения, упомянутые более или менее часто. Исследователей это тревожит.
Тревожит и то, что так называемая «золотая полка» книг, стабильно популярных у нескольких поколений, стоит нетронутая. Андерсен, Гюго, Даррелл, Ростан, Сетон-Томпсон… Кир Булычев, Лев Кассиль и Виктор Драгунский… Мумми-тролли, Оливер Твист и Мэри Поппинс. Дети предпочитают другое. Тем не менее исследователи заметили: чтение книг из уходящей «золотой полки» – чтение девочек. Мальчики литературную традицию поддерживают крайне редко.

Для школы, а не для себя

Cреди произведений, которые набрали более 10 упоминаний, довольно прочное место заняли книги из школьной программы или рекомендованные для внеклас­сного чтения. Более или менее пришлись ко двору «Уроки французского», «Белый клык», «Робинзон Крузо», «Алые паруса», «Приключения Тома Сойера», «Ромео и Джульетта», «Дубровский», «Дети капитана Гранта».
Самостоятельный выбор подростков, естественно, выглядит иначе. Это знакомство с новинками литературы, полученными в результате случайного выбора, чаще всего, приобретенными в магазине родителями или самим подростком. В этом списке гораздо больше имен и авторов – все читают разное. Многим нравятся только бестселлеры: цикл романов о Гарри Поттере, книги серии S.T.A.L.K.E.R, «Метро 2033» Глуховского, сага Стефании Майер «Сумерки», «Хроники Нарнии», «Властелин Колец» и повесть П.Волошиной и Е.Кулькова «Маруся».
Все шесть книг сейчас имеют медийное значение: из этих шести книг/серий четыре имеют киноверсии, они связаны с компьютерными играми и с популярным интернет-проектом.
Значит ли это, что происходит ухудшение культуры чтения подростков? Сами подростки говорят, что постоянно испытывают давление, недовольство со стороны старших по поводу их чтения.

Для себя – это как?

Вернемся к мучительной для исследователей ситуации неопределенности выбора книг подростками. Мальчики читают антиутопии о будущем мира. Если в пре­дыдущие два десятилетия был популярен «мужской детектив», то сегодня на пике «мужская фантазуха» – о людях, выживших после ядерной катастрофы или мировой войны.
Девочки выбирают серию романов «Коты-воители» Э.Хантер или книги знаменитой американской писательницы Лоры Дауэр о девочке Мэдисон Финн. Еще один популярный сиквел – о Пегги Сью Фаервей Сержа Брюссоло. В основе серии – взаимодействие девочки с призраками. Наконец, детективные истории «Сестры Гримм» Майкла Бакли.
И девочки, и мальчики с удовольствием читают книги о вампирах. И не только нашумевшую Стефани Майер, но и всю плеяду: сагу о Даррене Шене, написанную Дарреном О’Шонесси, «Любовную историю» Кристофера Мура, «Вампирские хроники» Энн Райс, «Академию вампиров» Райчел Мид и так далее.
Во главе списка любимых героев – Гарри Поттер, Робинзон Крузо и Шерлок Холмс. Женские образы – Маруся, Гермиона Гренджер и Бэлла из вампирской саги.
Своих фанатов нашли герои Льюиса: Аслан, Люси, Эдмунд, Съюзен и Рипичип. А также Фродо и Арагорн из книг Толкиена. Выходит, кое-какую классику они читают по велению сердца.
Другой вопрос – все это нам почему-то не нравится.
Что ж, четверть века назад Иосиф Бродский сказал о нас: «Нация, народ, культура во всякий определенный период не может себе позволить более одного великого поэта».
Бродский, конечно, попал в точку. Но возможно, судя по приведенному исследованию, такая конструкция сознания начала претерпевать изменения: выбор происходит. И надо не хвататься за голову – ах, они не читают признанных шедевров – скорее, радоваться: они могут позволить себе искать свой канал связи с прекрасным.