ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Возраст, когда обсуждать книги так же важно, как и читать
Уроки Всероссийского конкурса «Книгуру»
Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для
подростков «Книгуру» объявил своих победителей. Их выбирали читатели,
дети 10 – 16 лет, открытым голосованием в интернете. В этом году
«Книгуру» насчитывал почти пять тысяч зарегистрированных пользователей
из 72 регионов России – ребят, вызвавшихся прочесть еще не изданные
рукописи и обсудить их с авторами. На конкурс было подано 678 текстов,
15 из них, вошедшие в шорт-лист, были отданы оценку подросткам. В самый
разгар обсуждения сайт зафиксировал пятнадцать тысяч посещений за месяц.
Но главное, конечно, не статистика конкурса. И даже не книги. А дети,
которые читают и говорят о прочитанном.
Вот и поговорили…
Координатор конкурса, литературный критик Ксения Молдавская,
представила публике самого общительного автора – Марию Лебедеву из
Твери с книгой «С точки зрения кошки». Мария получила 252 отзыва на
свой текст – абсолютный рекорд сезона.
– Сейчас идет профанация творческих профессий, – говорит Мария,
смущенная девушка с ярко-фиолетовыми волосами. – Купил зеркалку – уже
великий фотограф. Вот я отправила свой текст на конкурс – меня сразу
стали называть писательницей. Ну а какая я писательница, подумаешь,
всего одну повесть написала.
Повесть «Убырбы» Наиля Измайлова стала, по словам Молдавской,
своеобразным "точильным камнем сезона". Ксения Молдавская пояснила, что
на этой книге дети
учились вести полемику, и автор давал отпор без всякого снисхождения к
возрасту. Говорит Наиль:
– Я второй год являюсь официальным самозванцем, потому что моя книга
совсем не детская, и дети это просекли. Мне их вопросы кажутся
наивными, а им самим – острыми и важными. Но если всегда опускаться на
уровень детского роста, дети не вырастут. Некоторые свирепели, получая
мои ответы, но я тут как раз и понимал, что они прежде всего не дети, а
люди. Самостоятельные, думать умеют.
Третье место в номинации познавательной литературы получил Владимир
Березин с книгой «Последний мамонт»:
– Я принадлежу к поколению, которое выросло на книге Каверина «Два
капитана». Она странная – и для детей, и для взрослых, она открывает
удивительные подробности того мира. В моей книге тоже есть полярный
летчик Григорьев, попавший в плен во время войны, потому что в
литературе все должно быть взаимосвязано.
Второе место занял Игорь Жуков, книга «Русская пленница французского
кота» (издательство «Пешком в историю»), а победителем стал Михаил
Колодочкин с книгой «Мужчинам до шестнадцати об автомобиле»:
– Весь мир, кажется, уже смирился с тем, что книга умирает, вместо нее
остается какой-то иллюстрированный буклет на стеклянном столике. На
форуме я без конца спрашивал детей, читают ли они вообще книги, и
понимал, что да, читают.
В номинации «Художественная литература» третье место разделили Владимир
Аренев из Киева с фантастической повестью «Душница», и преподаватель
литературы Ирина Лукьянова с повестью «Стеклянный шарик». Ирина на
конкурсе отличилась тем, что вставала на защиту коллег, когда дети были
особенно беспощадны:
– Я согласна, если уж разговаривать с детьми, то без всяких скидок,
по-взрослому. Я читала то, что пишут дети о произведениях, и не могла
молчать: они все произведения называют рассказом, не очень понимают
выразительные средства, бунтуют против стилистически уместных
разговорных выражений. Я обязана была вмешаться. Но до сих пор
продолжается спор о том, должны мы читать для удовольствия или только
для учебы.
Второе место тоже заняли две рукописи: «Где папа?» Юлии Кузнецовой и
«Скрипка неизвестного мастера» Нины Дашевской.
– Я собиратель случайностей, – рассказывает Дашевская. – Вещи, которые
мы находим на улице и потом носим в карманах, случайные встречи, слова
и предметы делают нашу жизнь. Они оказываются важнее даже поступления в
вуз. Поэтому я говорю читателям о случайностях. И еще – музыканты
говорят: пока ты играешь сам с собой, музыки не появляется. Моя книжка
долго лежала дома, но вот появились читатели, и она только тогда ожила.
Победителем в номинации художественной прозы стала врач-нейрофизиолог
Светлана Лаврова с повестью «Куда скачет петушиная лошадь». С
автором-победителем побеседовать не удалось – во время конференции она
спасала кому-то жизнь.
В общем, издатели ловят перспективных авторов в полете – книги скоро
будут изданы.
Эксперты конкурса
уверены: мы плохо знаем наших детей
Ничего удивительного, кругом столько расхожих мнений об
«ужасных современных детях»! На «Книгуру» был конкурс рецензий. Евгений
Журавель, москвич двенадцати лет, поразил всех научным подходом к
критике познавательной литературы. А художественное направление
интереснее всего рецензировала Анна Кондратьева из Екатеринбурга.
Работник библиотеки Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина говорит:
– Читать то, что еще не издано, сыграть роль в судьбе писателя – да, но
все равно главное для ребят – возможность выговориться. Мы видели, как
это важно подросткам.
А директор Центра поддержки отечественной словесности Георгий Урушадзе
убежден:
– У детей вкус острее и тоньше, чем подчас у взрослых. Нас многие
спрашивали: как вы можете доверять детям? Пусть для них взрослые
эксперты выбирают. Но мы-то видим: выбор детей точен, понятен, они
знают, чего хотят.
Итак, итоги сезона подведены, дело за малым – издать книги, которые
выбрали дети. Очень важно, чтобы ребенок читал книгу в тот момент,
когда она ему нужна, а не спустя годы – своим детям.