О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Очевидно, что профессионалу, работающему с детьми, важно
обладать определенной психологической культурой. А проявляется она, по
мнению специалистов, прежде всего в умении понимать других людей,
адекватно реагировать на их поведение, уметь регулировать собственные
эмоции, быть способным к самоопределению и самореализации. В какой
степени эти качества присущи российским учителям? Психологи Пермского
государственного научно-исследовательского университета провели
специальное исследование, и картина обнаружилась противоречивая.
Выяснилось, в частности, что у многих педагогов достаточно сильно
выражено стремление к конструктивному общению, в то время как интерес к
самоанализу и развитию навыков саморегуляции проявлен значительно
слабее. Более подробно с результатами исследования можно познакомиться,
обратившись к публикации Н.Кулагиной
и А.Канафиной «Психологическая культура как компонент профессиональной
культуры учителя» («КОНЦЕПТ», № 3 за 2013 год).
Не секрет, что с ФГОС педагоги и школьники оказались в новой
ситуации. А как известно из управленческой науки, чтобы начать
продуктивно взаимодействовать в непривычной среде, участникам
необходимо пройти процесс адаптации. Как организовать его в школе?
В статье «Дидактическое
сопровождение реализации ФГОС в ООО: вопросы адаптации» («ШКОЛА
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ», № 4 за 2013 год)
местный опыт представляют ученые Воронежского областного института
повышения квалификации и переподготовки работников образования А.Демешко, И.Дендебер,
Е.Лазуренко и педагог школы № 2 поселка Рамонь Е.Петрина.
Разработанная ими модель адаптации для учеников включает четыре этапа:
знакомство (получение информации о новой для себя образовательной
среде), оценка (анализ среды, выявление ее основных компонентов),
ориентацию (осмысление возможностей использования нового), принятие
промежуточного решения (предварительное самоопределение и выбор
стратегии действий).
В публикации также представлена модель адаптации для педагогов – в
формате тренинга, направленного на знакомство с особенностями
стандартов и последующую разработку урока в соответствии с новыми
требованиями. Авторы настаивают именно на тренинговой модели,
поскольку, как показывает практика, традиционный просвещенческий подход
не эффективен.
В статье Т.Титеевой
«Гранты и конкурсы как путь учителей к профессиональному успеху»
(«Школьные технологии», № 2 за 2013 год) обобщен опыт руководителя
грантовой школы, где проводятся обучающие семинары, в том числе и для
учителей. Автор отмечает, что педагоги по-прежнему довольно пассивно
воспринимают информацию о конкурсах и грантах: оформление требует
времени и сил. Но не многие знают, что существуют различные конкурсы,
участие в них не требует значительных временных и материальных затрат.
И если у педагога «возникнет желание поделиться своими креативными
наработками, у него есть реальные шансы добиться успеха и получить
заслуженную награду». Какие шаги для этого следует предпринять?
Начинать лучше с небольших конкурсов, где для участия достаточно
разместить на сайте организаторов свою идею, изложенную в довольно
свободной форме. Это может быть конспект урока или замысел необычного
урока или школьного мероприятия.
При заполнении стандартной формы желательно посмотреть на свою заявку
глазами эксперта. И постараться как-то особо заявить о себе, например,
с помощью нестандартной фотографии или отличий, характеризующих
соискателя с положительной стороны. Замечательно, если удастся получить
рецензии и отзывы на свой проект, даже если этого и не требуется –
положительный отзыв профессионала (коллеги) однозначно пойдет в плюс.
Ни в коем случае не следует заимствовать чужие формулировки, какими бы
удачными они ни казались.
И еще одна рекомендация: активным педагогам желательно фиксировать все
свои творческие педагогические наработки, сохранять конспекты
интересных уроков и внеклассных мероприятий – рано или поздно для этих
наработок найдется подходящий конкурс.