Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Джуди Аппс
Чтобы слушали и слышали
Спб.: Питер, 2012

Анализируя все сказанное учителем на уроке, мы практически всегда обращаем внимание лишь на содержание. Между тем «ваш голос – это уникальный инструмент, таящий в себе невероятные возможности для вас и окружающих». С этой фразы автор начинает разговор о том, как человеческий голос может передавать эмоции, обеспечивать внимание аудитории, изменяться в соответствии с ситуацией – одним словом, служить человеку отнюдь не только для произнесения вслух его мыслей. Научившись слышать оттенки интонаций, можно определить степень искренности собеседника и вовремя пресекать попытки манипулирования собой. А проанализировав звучание собственного голоса, лучше познакомиться с собственным «Я».
Главы книги постепенно раскрывают разные аспекты взаимоотношения с голосом и отвечают на вопросы: почему люди «звучат по-разному»? что надо делать для успешных публичных выступлений? как приручить собственный голос? какими приемами пользуются знаменитые ораторы? как голос помогает раскрыть собственную сущность?
Поскольку голос у каждого читателя всегда «под рукой», многочисленные упражнения, которыми насыщена книга, можно делать по мере знакомства с ней – для проверки прочитанного и чтобы поупражняться. В правильном дыхании, в расслаблении (полный и глубокий звук не рождается в напряженном теле), в артикуляции, в громкости, в направленности, в красочности тембра, в интонировании.
Некоторые описанные приемы удивительно просты и действенны. Например, тем, кто робеет перед собеседником, можно для практики «притвориться кем-то другим» – тем, кто уверенно и успешно выступает. Примерить на себя его роль, показать, как он это делает.
В последней главе читатель найдет несколько советов относительно того, как устранить «голосовые неисправности»: заикание, гнусавость, как снизить усталость, если приходится много говорить.


М.М.Эпштейн
Альтернативное образование
СПб, 2013

Альтернативное? Какая такая альтернатива может быть в условиях единых требований, стандартов, единых учебников, школьной формы и прочих прекрасных элементов стабильности? Уж не призывает ли гражданин Эпштейн раскачивать лодку нашего образования?
Не волнуйтесь. Во введении «Против кого дружим?» автор, директор частной школы, организатор многочисленных образовательных проектов, известный педагог-исследователь поясняет, что в любой сфере деятельности (медицине, энергетике) есть устоявшееся магистральное направление и есть другие течения, дополняющие его. В школе, например, под повсеместной практикой мы понимаем классно-урочную систему. Но есть и опыт работы в других подходах, чтобы справиться с проблемами, которые массовая школа решить не может. Основные идеи и направления такого опыта автор и анализирует.
Для начала он перечисляет риски классно-урочной системы: невозможно взращивать индивидуальность, творческое мышление, наполнять смыслом каждый шаг учителя и ребенка. Чтобы преодолеть их, нужно не просто освоить другие методы, а принять другие смыслы и ценности. Не ограничиваясь теоретическими рассуждениями, автор приводит многочисленные ссылки на педагогов России, Европы, Америки, которые разрабатывали принципы «Новой школы», которая активно развивалась с конца XIX века и за сто с лишним лет так и осталась в статусе альтернативной (возможно, перечисленные риски воспринимаются большинством как преимущества?).
 Впрочем, даже в сегодняшней нашей жизни остаются площадки, где практикуется альтернативное образование. Автор их перечисляет: от школ до стихийных кружков вокруг увлеченных своим делом «чудаков».
В завершение он рассматривает пути взаимодействия с массовым образованием и некоторые механизмы поддержки альтернативных образовательных практик.