СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Звезда Давида, крест и полумесяц – на одном небосклоне!
«Основы мировых религиозных культур»: авторский подход к преподаванию нового курса
В этом учебном году впервые четвероклассники всей страны
приступили к изучению нового предмета –
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». К счастью,
есть возможность выбрать свой вариант знакомства со столь необъятной
темой. Из шести предложенных модулей историк Евгения Соловей и учитель
начальных классов Елена Тубельская, педагоги «Школы самоопределения»,
выбрали самый обширный – «Основы мировых религиозных культур»
(разумеется, посоветовавшись с родителями и детьми). И решили
действовать сообща, одной командой.
Позади семь месяцев уроков, экскурсий, праздников. Пора подводить
итоги. Хотя бы пунктирно.
Зачем?
Десятилетний ребенок – почти подросток. Он выходит в мир –
большой, непонятный, незнакомый... Поэтому первая и главная задача
курса – познакомить ребят с нашей планетой, с людьми, ее населяющими.
Помочь заметить не только бесконечное разнообразие привычек, традиций,
но и удивительное единство всех народов и религий – в попытке научиться
любить, творить, совершенствоваться.
Пусть новые идеи и земли сначала откроются детям своей сущностной,
сакральной стороной. Путешествие начинается там, где возникла первая
монотеистическая религия, – в израильской пустыне. Потом вместе с
первыми христианами расходимся по всей Европе (другие континенты для
четвероклассников пока далековаты), с мусульманами добираемся до Азии и
Африки. Буддисты приведут в Индию, на Тибет.
И еще один важный критерий. Знакомство с культурой всегда связано с
праздником. Именно праздники – религиозные, национальные – объединяют
сообщество, помогают, особенно новичкам, проникнуть в самую суть. К
тому же детям праздники очень нужны. Радости не бывает слишком много.
Первый шаг
Непонятно было, как его сделать. Ни с того ни с сего объявить:
начинаем изучать Израиль? Иудаизм? А тут русский, математика, книжки
интересные.
На уроке музыки учительница (Светлана Епифанова) предложила послушать
мелодию танца и включила фрейлехс, более известный в народе как
«семь-сорок». Еще и видеоклип показала. На месте усидеть было трудно.
– Что можно сказать о характере народа по такому танцу?
Ребята заметили силу танцоров, их жизнерадостность. А еще
уверенность в себе. Потому что артисты все ускоряли и ускоряли темп,
все усложняли и усложняли себе задачу. И в финале, твердо стоя ногами
на земле, победно вскидывали руки вверх.
Сразу захотелось и танец выучить, и с самим народом познакомиться.
Вавилонская башня
Каждый завел себе специальную тетрадь (альбомного формата),
красиво написал на обложке: «Путешествие по миру».
Понемногу в тетрадях стали появляться «конспекты» лекций. Их читала
Евгения Соловей, а ребята записывали самое важное. Конечно, записывали
в четвертом классе – громко сказано. Скорее зарисовывали – условными
значками, к случаю придуманными пиктограммами. Елена Тубельская в это
время на половинке доски свой конспект создавала. Для кого-то в классе
он служил образцом, для кого-то – предметом диалога, соперничества. В
конце урока все ходили между рядами и разглядывали тетради
одноклассников, отмечали удачи, приглядывали идеи на будущее.
Если тема, начатая одним учителем, поддерживается коллегой на другом
уроке, ребенок получает возможность взглянуть на явление с разных
сторон, учебный материал становится частью общей жизни.
На математике четвероклассники высчитывали расстояния от родного дома
до Тель-Авива или Иерусалима, время полета. На рисовании создавали
орнаменты. На чтении знакомились с книжками еврейских писателей.
В классе появилась географическая карта, на ней дружно искали Израиль,
моря, омывающие его берега, ближайших соседей.
Разумеется, обсуждали ветхозаветные притчи, заповеди и даже
иллюстрировали их. А потом угадывали по рисунку, кто какую заповедь
выбрал.
И тут выяснилось, что приближается иудейский праздник Симхат-Тора –
начало нового годового цикла чтения Торы (в середине октября, как раз к
концу темы).
Родители наготовили кучу вкусностей. Все танцевали фрейлехс. Ребята
сразились в турнире «Что? Где? Когда?».
А центральным событием стало строительство Вавилонской башни.
Во-первых, потому, что притчу эту ребята особенно полюбили,
разнообразно толковали (и про важность взаимопонимания рассуждали, и
про оправданность затраченных усилий – надо ли состязаться с Богом,
доказывать превосходство?). Во-вторых, потому, что кирпичики Лего
приятно смотрятся, их несложно достать. И наконец, потому, что
психологи подсказали интересный ход. В команде (каждая группа строит
свою башню) у игроков есть тайные задания, о которых знают только они.
Например, кто-то должен следить, чтобы два желтых кирпичика не
оказывались рядом. Или красный не лежал рядом с синим.
Цель игры – выстроить самое высокое сооружение за отведенные несколько
минут. Юные монтажники трудятся изо всех сил, но внезапно кто-то,
яростно мыча и гримасничая, начинает разбирать уже готовый ярус. В чем
дело? Объяснить невозможно – нет языка, нельзя разговаривать. Если
ребята сообразят, наблюдая друг за другом, в чем задача соседей, башня
начнет стремительно расти. Наблюдать, сопоставлять, вдумываться очень
сложно, и не только для десятилеток.
Вавилонские башни получились не слишком монументальными. Но опыт поиска
понимания, взаимодействия, хочется надеяться, останется надолго.
Звезды в синем небе
Приступая к разговору о христианстве, и родители, и учителя, и
дети сразу решили: будем праздновать Рождество, отсюда начинается «все
будущее галерей и музеев, все шалости фей, все дела чародеев, все елки
на свете, все сны детворы». И по календарю подходит, и по сути.
Теперь блуждания по географической карте стали более интенсивными –
столько государств нужно отыскать…
Чтобы познакомиться со всеми христианскими странами, учительских лекций
оказалось мало. Каждый четвероклассник выбрал себе одну страну и
подготовил небольшой рассказ о реальном или виртуальном путешествии по
«своей» территории. Ребята почему-то настаивали, чтобы докладчики
обязательно показывали флаги и гербы государств. А в остальном – можно
было описывать, что хочется.
Христианство, как известно, в какой-то момент разделилось на
православие и католицизм. Ребята вспоминали свои посещения храмов,
много раз пересматривали фото- и видеоматериалы, пробовали сравнить
устройство католического костела и православной церкви. И ощущения, и
звуки, и особенности убранства.
Христианские притчи не просто обсуждались, но и разыгрывались. А
рождественских стихотворений столько прочитали и выучили наизусть, что
потом устроили поэтический вечер на целый час, не по распоряжению
учительницы – по собственному желанию.
Идея Рождества – дары. Начали одаривать задолго до праздника –
взрослые. После очередного родительского собрания учительница
предложила родителям сделать сюрприз для детей: вертепы. И выставила
мешки с лоскутками, веревочками, разноцветными бумажками. Мамы (в
основном они ходят на собрания) сначала нерешительно, но постепенно
увлекаясь, принялись мастерить детали композиций. И за полчаса сделали
целых пять вертепов!
А утром ребята в классе долго не могли рассесться по местам –
сравнивали куколок и овечек, старались угадать, кого делала «моя мама».
Вообще пространство класса для каждого нового путешествия
преображалось. В канун Рождества с помощью преподавателя
изобразительного искусства Елены Жулиной ребята затянули синей тканью
стены кабинета, прикрепили заранее подготовленные силуэты домов и
храмов, сияющих звезд.
На празднике нашлось место и викторине, и угощению, и веселым танцам.
Особенно полюбился ирландский – танец борьбы, как сказали
четвероклассники. Ребята сыграли мини-спектакли по притчам. А взрослые,
пока дети были заняты созданием бумажных ангелов, в подарок всем
присутствующим подготовили ответный спектакль, умудрившись буквально за
несколько минут «из ничего» соорудить костюмы и декорации.
Оказывается, родители (даже папы пришли) способны на замечательные
поступки, если их позвать в школу и доверить что-то действительно
стоящее. Роль зрителя, разносчика напитков или собирателя мусора,
согласитесь, может и надоесть.
Одним из рождественских чудес стал коврик, сделанный четвероклассниками
накануне. На нем было пришито много-много кармашков. На кармашках –
листочки с важными желаниями, не про куклы и телефоны, как для Деда
Мороза, а про что-то настоящее. Желания ребята продумывали серьезно,
старательно переписывали на бумагу.
На празднике присутствующие опускали фасолинки (баночка стояла
неподалеку) в кармашки с такими желаниями, о которых они мечтают. Потом
авторы идей счастья посчитали фасолинки в «своем» кармашке: сколько
нас, людей с общей мечтой? Кому фасолинок положили много, очень
радовались. Приятно опередить друзей. Но еще приятней думать, что у
тебя много единомышленников. Идея, которая важна многим, обязательно
осуществится.
Причудливая вязь
Второе полугодие началось для четвероклассников с похода в
Музей Востока, в зал иранской культуры. Причем без всяких экскурсий.
Зато с вопросами на листочке: что показалось удивительным, непривычным;
по выставленным предметам, миниатюрам определить, как проводили время
жители Ирана; какие животные, растения оказались знакомы. Перепуганные
шумной оравой, смотрители музея постепенно успокаивались и героически
помогали детям справиться с проблемой. А уж когда ребята стали
срисовывать понравившиеся им узоры (учителя не зря предупреждали:
берите с собой лупы – вся прелесть в мелочах), музейные хранители и
вовсе растаяли.
С путешествия по музею началось путешествие по исламскому миру. Снова
страны и танцы. Ребята обратили внимание на особую символику движений,
значимость каждого взмаха руки, поворота головы.
Снова заповеди и правила жизни. Как много общего и как все непохоже!
Снова притчи и рассуждения. Тайный смысл чисел. География Ближнего
Востока, поиски загадочной Медины.
Снова стихи. На этот раз – Омар Хайям. Именно его совет не «накликать
позор» на другого человека, поскольку никто не безгрешен, помог
утихомирить праведный гнев девчонок по поводу самого непослушного
мальчишки. И стихийное судилище превратилось в серьезный разговор о
терпении и прощении.
Были планы – переписывать красивыми шрифтами любимые рубаи. Но тут
нагрянули тесты. Пришлось срочно осваивать печатные буквы в рамочках.
Что ж, совместили поэзию с прозой – витиеватую мудрость Хайяма
изобразили ровными прямоугольниками стандартного шрифта.
В преддверии праздника Навруз (опять начало – нового солнечного года)
четвероклассники создали общий ковер. Каждый кропотливо и тщательно
вырисовывал свой квадратик общего чудесного узора. Каждый создал свою
презентацию о том, как он себе представляет ислам. Получился общий
яркий образ.
Ребятам еще предстоит познакомиться с буддизмом. Но уже сейчас у них
появился яркий, многогранный образ нашей планеты, где все такие разные
и так тесно связаны друг с другом.