Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ


Печатникова Людмила

Звезда Давида, крест и полумесяц – на одном небосклоне!

«Основы мировых религиозных культур»: авторский подход к преподаванию нового курса

В этом учебном году впервые четвероклассники всей страны приступили к изучению нового предмета –
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». К счастью, есть возможность выбрать свой вариант знакомства со столь необъятной темой. Из шести предложенных модулей историк Евгения Соловей и учитель начальных классов Елена Тубельская, педагоги «Школы самоопределения», выбрали самый обширный – «Основы мировых религиозных культур» (разумеется, посоветовавшись с родителями и детьми). И решили действовать сообща, одной командой.
Позади семь месяцев уроков, экскурсий, праздников. Пора подводить итоги. Хотя бы пунктирно.

Зачем?

Десятилетний ребенок – почти подросток. Он выходит в мир – большой, непонятный, незнакомый... Поэтому первая и главная задача курса – познакомить ребят с нашей планетой, с людьми, ее населяющими. Помочь заметить не только бесконечное разнообразие привычек, традиций, но и удивительное единство всех народов и религий – в попытке научиться любить, творить, совершенствоваться.
Пусть новые идеи и земли сначала откроются детям своей сущностной, сакральной стороной. Путешествие начинается там, где возникла первая монотеистическая религия, – в израильской пустыне. Потом вместе с первыми христианами расходимся по всей Европе (другие континенты для четвероклассников пока далековаты), с мусульманами добираемся до Азии и Африки. Буддисты приведут в Индию, на Тибет.
И еще один важный критерий. Знакомство с культурой всегда связано с праздником. Именно праздники – религиозные, национальные – объединяют сообщество, помогают, особенно новичкам, проникнуть в самую суть. К тому же детям праздники очень нужны. Радости не бывает слишком много.

Первый шаг

Непонятно было, как его сделать. Ни с того ни с сего объявить: начинаем изу­чать Израиль? Иудаизм? А тут русский, математика, книжки интересные.
На уроке музыки учительница (Светлана Епифанова) предложила послушать мелодию танца и включила фрейлехс, более известный в народе как «семь-сорок». Еще и видеоклип показала. На месте усидеть было трудно.

– Что можно сказать о характере народа по такому танцу?

Ребята заметили силу танцоров, их жизнерадостность. А еще уверенность в себе. Потому что артисты все ускоряли и ускоряли темп, все усложняли и усложняли себе задачу. И в финале, твердо стоя ногами на земле, победно вскидывали руки вверх.
Сразу захотелось и танец выучить, и с самим народом познакомиться.

Вавилонская башня

Каждый завел себе специальную тетрадь (альбомного формата), красиво написал на обложке: «Путешествие по миру».
Понемногу в тетрадях стали появляться «конспекты» лекций. Их читала Евгения Соловей, а ребята записывали самое важное. Конечно, записывали в четвертом классе – громко сказано. Скорее зарисовывали – условными значками, к случаю придуманными пиктограммами. Елена Тубельская в это время на половинке доски свой конспект создавала. Для кого-то в классе он служил образцом, для кого-то – предметом диалога, соперничества. В конце урока все ходили между рядами и разглядывали тетради одноклассников, отмечали удачи, приглядывали идеи на будущее.
Если тема, начатая одним учителем, поддерживается коллегой на другом уроке, ребенок получает возможность взглянуть на явление с разных сторон, учебный материал становится частью общей жизни.
На математике четвероклассники высчитывали расстояния от родного дома до Тель-Авива или Иерусалима, время полета. На рисовании создавали орнаменты. На чтении знакомились с книжками еврейских писателей.
В классе появилась географическая карта, на ней дружно искали Израиль, моря, омывающие его берега, ближайших соседей.
Разумеется, обсуждали ветхозаветные притчи, заповеди и даже иллюстрировали их. А потом угадывали по рисунку, кто какую заповедь выбрал.
И тут выяснилось, что приближается иудейский праздник Симхат-Тора – начало нового годового цикла чтения Торы (в середине октября, как раз к концу темы).
Родители наготовили кучу вкусностей. Все танцевали фрейлехс. Ребята сразились в турнире «Что? Где? Когда?».
А центральным событием стало строительство Вавилонской башни. Во-первых, потому, что притчу эту ребята особенно полюбили, разнообразно толковали (и про важность взаимопонимания рассуждали, и про оправданность затраченных усилий – надо ли состязаться с Богом, доказывать превосходство?). Во-вторых, потому, что кирпичики Лего приятно смотрятся, их несложно достать. И наконец, потому, что психологи подсказали интересный ход. В команде (каждая группа строит свою башню) у игроков есть тайные задания, о которых знают только они. Например, кто-то должен следить, чтобы два желтых кирпичика не оказывались рядом. Или красный не лежал рядом с синим.
Цель игры – выстроить самое высокое сооружение за отведенные несколько минут. Юные монтажники трудятся изо всех сил, но внезапно кто-то, яростно мыча и гримасничая, начинает разбирать уже готовый ярус. В чем дело? Объяснить невозможно – нет языка, нельзя разговаривать. Если ребята сообразят, наблюдая друг за другом, в чем задача соседей, башня начнет стремительно расти. Наблюдать, сопоставлять, вдумываться очень сложно, и не только для десятилеток.
Вавилонские башни получились не слишком монументальными. Но опыт поиска понимания, взаимодействия, хочется надеяться, останется надолго.

Звезды в синем небе

Приступая к разговору о христианстве, и родители, и учителя, и дети сразу решили: будем праздновать Рождество, отсюда начинается «все будущее галерей и музеев, все шалости фей, все дела чародеев, все елки на свете, все сны детворы». И по календарю подходит, и по сути.
Теперь блуждания по географической карте стали более интенсивными – столько государств нужно отыскать…
Чтобы познакомиться со всеми христианскими странами, учительских лекций оказалось мало. Каждый четвероклассник выбрал себе одну страну и подготовил небольшой рассказ о реальном или виртуальном путешествии по «своей» территории. Ребята почему-то настаивали, чтобы докладчики обязательно показывали флаги и гербы государств. А в остальном – можно было описывать, что хочется.
Христианство, как известно, в какой-то момент разделилось на православие и католицизм. Ребята вспоминали свои посещения храмов, много раз пересматривали фото- и видеоматериалы, пробовали сравнить устройство католического костела и православной церкви. И ощущения, и звуки, и особенности убранства.
Христианские притчи не просто обсуждались, но и разыгрывались. А рождественских стихотворений столько прочитали и выучили наизусть, что потом устроили поэтический вечер на целый час, не по распоряжению учительницы – по собственному желанию.
Идея Рождества – дары. Начали одаривать задолго до праздника – взрослые. После очередного родительского собрания учительница предложила родителям сделать сюрприз для детей: вертепы. И выставила мешки с лоскутками, веревочками, разноцветными бумажками. Мамы (в основном они ходят на собрания) сначала нерешительно, но постепенно увлекаясь, принялись мастерить детали композиций. И за полчаса сделали целых пять вертепов!
А утром ребята в классе долго не могли рассесться по местам – сравнивали куколок и овечек, старались угадать, кого делала «моя мама».
Вообще пространство класса для каждого нового путешествия преображалось. В канун Рождества с помощью преподавателя изобразительного искусства Елены Жулиной ребята затянули синей тканью стены кабинета, прикрепили заранее подготовленные силуэты домов и храмов, сияющих звезд.
На празднике нашлось место и викторине, и угощению, и веселым танцам. Особенно полюбился ирландский – танец борьбы, как сказали четвероклассники. Ребята сыграли мини-спектакли по притчам. А взрослые, пока дети были заняты созданием бумажных ангелов, в подарок всем присутствующим подготовили ответный спектакль, умудрившись буквально за несколько минут «из ничего» соорудить костюмы и декорации.
Оказывается, родители (даже папы пришли) способны на замечательные поступки, если их позвать в школу и доверить что-то действительно стоящее. Роль зрителя, разносчика напитков или собирателя мусора, согласитесь, может и надоесть.
Одним из рождественских чудес стал коврик, сделанный четвероклассниками накануне. На нем было пришито много-много кармашков. На кармашках – листочки с важными желаниями, не про куклы и телефоны, как для Деда Мороза, а про что-то настоящее. Желания ребята продумывали серьезно, старательно переписывали на бумагу.
На празднике присутствующие опускали фасолинки (баночка стояла неподалеку) в кармашки с такими желаниями, о которых они мечтают. Потом авторы идей счастья посчитали фасолинки в «своем» кармашке: сколько нас, людей с общей мечтой? Кому фасолинок положили много, очень радовались. Приятно опередить друзей. Но еще приятней думать, что у тебя много единомышленников. Идея, которая важна многим, обязательно осуществится.

Причудливая вязь

Второе полугодие началось для четвероклассников с похода в Музей Востока, в зал иранской культуры. Причем без всяких экскурсий. Зато с вопросами на листочке: что показалось удивительным, непривычным; по выставленным предметам, миниатюрам определить, как проводили время жители Ирана; какие животные, растения оказались знакомы. Перепуганные шумной оравой, смотрители музея постепенно успокаивались и героически помогали детям справиться с проблемой. А уж когда ребята стали срисовывать понравившиеся им узоры (учителя не зря предупреждали: берите с собой лупы – вся прелесть в мелочах), музейные хранители и вовсе растаяли.
С путешествия по музею началось путешествие по исламскому миру. Снова страны и танцы. Ребята обратили внимание на особую символику движений, значимость каждого взмаха руки, поворота головы.
Снова заповеди и правила жизни. Как много общего и как все непохоже!
Снова притчи и рассуждения. Тайный смысл чисел. География Ближнего Востока, поиски загадочной Медины.
Снова стихи. На этот раз – Омар Хайям. Именно его совет не «накликать позор» на другого человека, поскольку никто не безгрешен, помог утихомирить праведный гнев девчонок по поводу самого непослушного мальчишки. И стихийное судилище превратилось в серьезный разговор о терпении и прощении.
Были планы – переписывать красивыми шрифтами любимые рубаи. Но тут нагрянули тесты. Пришлось срочно осваивать печатные буквы в рамочках. Что ж, совместили поэзию с прозой – витиеватую мудрость Хайяма изобразили ровными прямоугольниками стандартного шрифта.
В преддверии праздника Навруз (опять начало – нового солнечного года) четвероклассники создали общий ковер. Каждый кропотливо и тщательно вырисовывал свой квадратик общего чудесного узора. Каждый создал свою презентацию о том, как он себе представляет ислам. Получился общий яркий образ.
Ребятам еще предстоит познакомиться с буддизмом. Но уже сейчас у них появился яркий, многогранный образ нашей планеты, где все такие разные и так тесно связаны друг с другом.