Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Рязанова Юлия

«Да ему ничего не нужно!»

Если ребенок не проявляет учебной активности, может быть, дело не только в нем...

Сегодня в педагогической практике распространено мнение, что некоторые дети по своей природе пассивны и не способны к успешной учебе. Понятно, что при таком подходе говорить о развитии самостоятельности не приходится. Если же для учителя эта цель представляется значимой, то движение к ней, считает Юлия Рязанова, «надо начинать с переосмысления собственных профессиональных установок».


С нашей точки зрения, учитель начинает делить учеников на способных и неспособных, активных и пассивных тогда, когда основным приоритетом для него становятся некие стандарты, заточенные под «среднего» ученика. Выдвигая усредненные требования на первый план, учитель оценивает учеников относительно соответствия им. И с этого ракурса конкретный ученик оказывается ценен в той мере, в какой он вписывается в стандарт. А личность ребенка с его индивидуальными особенностями оказывается как бы ни при чем.
Альтернативная позиция основывается на другой иерархии приоритетов, где приоритетно то, что происходит с самим учеником. Наблюдаются ли у него хотя бы небольшие приращения относительно самого себя? Если эти маленькие изменения становятся ценностью для учителя, то их начинает ценить и ребенок, и это ведет к пробуждению активности, в том числе учебной. Ведь каждому человеку интересно, как меняется он сам, что новое становится ему доступно.
Каким образом возможен переход от первой ко второй позиции? Попробую показать это на примере реальной истории взаимоотношений ученика и учителя, который довольно долго придерживался убеждения «Вася (назовем его так) не может учиться» и нещадно ставил Васе соответствующие отметки.
Подвижки начались с того, что под влиянием меняющейся школьной среды учитель ослабил «оценочную хватку» и стал присматриваться к ученику: какой он, чего хочет, на что реагирует… Однажды внимание педагога привлекла (он также был классным руководителем Васи) выбранная мальчиком для компьютера фоновая заставка с изображением поединка рестлеров. И тут же возникла идея поддержать этот интерес. Сначала в общении, через обсуждение вопросов: а почему у рестлеров такие прозвища? кто из рестлеров тебе нравится? как понять, много это или мало, если вес рестлера 105 килограммов? Может, перевести в твой вес или в вес кошки? Забавно получится – 2 тебя и 30 кошек (кстати, перевод в комичную форму – это большая зацепка для развития интереса подростка)… Потом по предложению педагога ребенок написал текст о реслинге и выступил с сообщением на эту тему перед другими ребятами. Одно из следствий этой работы состояло в том, что Вася стал иначе вести себя во время учебных занятий: все чаще высказывал свои суждения по теме, а через некоторое время помогал одноклас­сникам в случае затруднений.