Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Витковский Анатолий

Как измерить индивидуальный прогресс?

Красноярские специалисты предложили принципиально новый подход к оцениванию метапредметных результатов

В современной школе на первый план выдвигаются новые цели: развитие мышления, способности применять освоенные знания и навыки в нестандартных ситуациях. Но как оценивать эти образовательные достижения?  Группа специалистов Красноярского института психологии практик развития под руководством Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина и П.Г.Нежнова, Психологического института РАО (г. Москва) по заказу Национального фонда подготовки кадров разработала принципиально новую диагностическую методику. Она уже прошла апробацию и применяется во многих образовательных учреждениях, в том числе в гимназии «Универс» №1 и других школах Красноярского края, в центре образования «Измайлово» (г. Москва), гимназии № 5 (г. Чебоксары), в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Показатели статичные и…динамичные

Принципы, лежащие в основе методики, существенно отличаются от традиционных способов оценивания. Главное отличие в том, что красноярские ученые предлагают измерять не статистические показатели, не положение дел на данный момент, а «динамику», индивидуальный прогресс ученика за определенный период времени.
Как же это предлагается делать?
Согласно концепции красноярских ученых предметом диагностики индивидуального прогресса является освоенность предметных способов действия, насколько они включены в систему личностных ресурсов ребенка.
Для того, чтобы оценить степень изменений в способе действия ученика, была разработана оригинальная методика диагностики индивидуального прогресса учеников «Дельта». В чем ее суть? В основу «Дельты» положено представление о трех уровнях становления предметных способов действия.

На первом этапе происходит освоение общего смысла и формы способа действия (первый уровень). Этот уровень достигается посредством обучения через демонстрацию (предъявление образца). Для того, кто учит, важно, чтобы ученик усвоил как можно больше сведений (единиц и норм); а для того, кто учится, важно получить оценку извне и укрепить свой статус.

Второй этап – раскрытие существенного отношения (общего принципа, предметного отношения), лежащего в основе способа действия. Это означает, что ученик не просто усвоил предметную норму и единицы описания соответствующего учебного предмета, но и понимает, как этот материал организован.
Для успешного осуществления действий на этом уровне недостаточно демонстрации образца и внешней обусловленности оценкой. Здесь важно уже собственное отношение, стремление и готовность к преобразующему, аналитическому действию.

Третья стадия – функционализация способа действия (включение обобщенного способа действия в состав личных ресурсов). На этом этапе возникает способность «увидеть» и осуществить действие, в котором способ, взятый в известном предмете, востребован (уместен) и выступает как преобразующий материал для другого предмета или контекста. Предполагается, что ученик может преобразовывать (использовать в других областях) любые элементы задачной ситуации: цели, условия, средства, способы действия. Это требует сложных умственных действий, рефлексии, синтеза и фактически умения занять надпредметную позицию, когда ребенок может успешно действовать в разных предметных областях на основе ключевых идей или метапонятий.

Остов, на котором держится учебный предмет

Еще одна важная характеристика методики «Дельта» заключается в том, что диагностика осуществляется на предметном материале. В настоящее время «Дельта» позволяет проводить у школьников начальной и основной школ оценку компетенций, связанных с освоением мате­матики, русского языка и физики. Понятно, что в каждом из этих предметов используются свои формы культурно-нормированных действий. И значит, в процессе диагностики на материале, например, математики необходимо оценивать одни вещи, а на материале русского языка – другие.
С учетом этого разработчики во всех трех предметах выделили «сквозные» предметно-деятельностные линии развертывания учебной дисциплины — тот остов, на котором держится ее содержание, к примеру, на котором основываются математические действия. Так, в математике это: алгоритмическая линия (построение, понимание и анализ правил и математических процедур), линия моделирования (движение от замещения текста задачи схемой проблемной ситуации к использованию уравнений как способа описания ситуаций), исследовательская линия (формулирование, оценка и обоснование утверждений о свойствах математических объектов или способов). В русском языке выделены две линии: линия понимания и выражения языковых значений и линия анализа системных отношений в языке.

Откуда приходят неверные ответы?

Чтобы дать более полное представление о диагностике «Дельты», приведем описания нескольких примеров из реального опыта ее применения. Начнем с примера математического задания второго уровня, решение которого требовало способности к моделированию задачной ситуации. Вот это задание:

Ширину прямоугольника увеличили на а сантиметров. На сколько сантиметров увеличится периметр этого прямоугольника? Отметь правильный ответ.

А) невозможно решить задачу. Б) на а см. В) на а * 2 см. Г) на а : 2 см.

При апробации методики возникала ситуация, когда примерно треть школьников 3–4 классов предлагали ответ Б. Некоторые ученики (15–20%) утверждали, что задачу решить невозможно. В целом работа с этим заданием показала, что половина школьников не анализируют данные, не замечают провокации (действительно, хочется увеличить периметр только на а), никто из детей не попробовал изобразить фигуру, то есть не представил задачу модельно. Можно предположить, что многие ребята могут применить правило или формулу нахождения периметра, но глубокого понимания периметра у них нет.
Самым же трудным для учеников стало задание третьего уровня, которое позволяет оценить не только навыки моделирования, но и способность к преобразованию модели:

Периметр первого прямоугольника меньше периметра второго прямоугольника на 20 см. У первого прямоугольника увеличили длину на 12 см. На сколько сантиметров стали отличаться периметры этих прямоугольников? Запиши свои рассуждения.
Вероятно, потому, что внешне задание выглядит сложнее, чем предыдущее, нашлись ребята, которые пытались изобразить фигуры, но показать разницу между периметрами прямоугольников так, чтобы это помогло решить задачу, им не удавалось. Лишь один ученик из 50 представил периметры двух прямоугольников в виде двух отрезков, что позволило ему одновременно удерживать изменение одного отрезка и его сравнение с длиной другого.

Имена для нового и неназванного

А вот пример задания второго уровня из области русского языка:

«Множество соловьев живет в зеленых кустах около реки. День и ночь не умолкают их свисты и раскаты. Садится солнце, и ночники сменяют до утра усталых дневных соловьев...»

Четвероклассникам было предложено ответить на вопрос, что означает слово «ночники» в этом тексте. Версий возникло много. Семь учеников решили, что в тексте речь идет о «ночных жуках» или «ночных зверях». Еще девять написали, что это лампы, кто-то уточнил: ночные лампы… И только шесть учеников были уверены в том, что речь идет о соловьях, поющих ночью. Именно эти ребята оказались способны вычитать из контекста настоящее (во всех смыслах) значение языковой единицы.
Далее четвероклассникам было предложено еще одно текстовое задание:

«Каких только голубей не бывает на свете! Есть космачи с косматыми ногами, есть доставляющие почту почтари, есть красавцы ___ , названные так из-за особого рисунка на горлышке, похожего на бороду».

В этом задании надо было восстановить пропущенное название породы голубей.

В результате трое ребят (из той же шестерки) выдвинули версию – бородачи. Остальные оставили линеечку пустой или признались: «не знаю». И это ничего, что в действительности «бородатых» голубей называют бородунами. Главное, что ребята смогли считать способ словообразования. Это значит, что трое учеников способны расшифровывать значение слова, опираясь на его внутреннюю форму и контекст, могут давать имена новым для них реалиям. Сворачивание смысла в форму для них – инструмент решения новых коммуникативных задач, тот самый сформированный личный ресурс.

Особенности диагностического тестирования

В заключение подчеркнем, что в отличие от традиционных средств педагогической диагно­стики тест «Дельты» ориентирован на оценку эффективности образовательного процесса. Это значит, что в данной диагностике оценка не может быть поставлена раз и навсегда, она обозначает характеристику движения. То есть фактическое состояние, полученное при тестировании, нельзя назвать ни низким, ни высоким. Все дело в том, как тестовые данные конкретного среза соотносятся с предыдущим состоянием школьника, а также с учительским прогнозом относительно достижений этого ученика и его класса.
Согласно методике «Дельты» тестирование учеников проводится по крайней мере трижды: раз в год в течение нескольких лет ученик выполняет задачи одного и того же типа (особым образом устроенные), и каждый его новый результат сравнивается с предыдущим, чтобы определить, на каком уровне освоения того или иного учебного содержания он (ученик) находится. Таким образом, в фокусе внимания «Дельты» не объем информации и темп освоения программ, а ресурсные (качественные) изменения компетенций учащегося.
Первый срез позволяет установить исходные уровни становления действия учащихся, второй и третий срезы фиксируют изменения в уровнях. При этом прогресс может быть линейным и уровневым. В первом случае мы видим, что ребенок правильно решает все больше заданий одного и того же уровня. Во втором школьник переходит с одной ступени владения предметным средством на другую, более высокую.
Подобная диагностика позволяет определить, каков вклад учебного предмета в развитие ребенка, в его индивидуальное движение по освоению предметных способов действия и, следовательно, развитие его мышления и понимания. Тем самым у педагога появляется возможность оценить достижение ученика в данный момент и его ближайшую перспективу, а значит – осмысленно поставить новую педагогическую задачу.
Красноярские специалисты считают, что качество образования и, следовательно, косвенным образом качество деятельности образовательных институтов в различных их масштабах – от класса и школы до муниципальных и региональных систем – определяется не чем иным, как индивидуальным прогрессом учащегося. Иными словами, мы можем считать, что образование успешно в той мере, в какой оно вносит свой вклад в развитие мышления и отношения к учебному предмету у каждого школьника.