ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Директора, учителя, родители: конфликт интересов и ожиданий?
Исследование показало, что в оценке проблемных точек образования позиции сторон кардинально не совпадают. Но так ли это?
В каких точках возникает дисбаланс интересов между участниками
образовательного процесса? Есть ли пути согласования этих интересов?
Институт гуманитарного развития мегаполиса совместно с Левада-центром
провел исследование на эту тему. Были проинтервьюированы двадцать пять
директоров школ, при помощи анкеты опрошены две тысячи учителей и
четыре тысячи родителей четырех «переломных» классов, первого,
четвертого, девятого и одиннадцатого. Результаты исследования
озвучила на семинаре в НИУ ВШЭ директор Института гуманитарного
развития мегаполиса Елена АВРААМОВА.
Руководители школ
согласились, но не поняли
Директора понимают неизбежность реформ, но видят как
позитивные, так и негативные последствия их проведения. Радует
директоров материально-техническое оснащение школ, уверенный рост
зарплат и, как следствие, решение кадровой проблемы. Плюсы дает
расширение информационного пространства, активная коммуникация с
родителями благодаря функционированию электронных журналов, открытость
и прозрачность. А в учебном процессе – это расширение деятельностной
составляющей, особенно в младших классах.
Теперь о минусах. Почти все директора отмечают непоследовательность
реформ, отсутствие намека на какую-либо стратегию. К тому же частота
новшеств превышает возможности людей их принять: изменений чересчур
много.
Далее – список дурных последствий: бюрократизация, вал отчетности,
унификация школ, непродуманные рейтинги, неправильные сроки выдачи
грантов.
Притом на вопрос «почему ситуация в школе такова», директора наиболее
часто отвечают: это в духе времени... сейчас везде так… надо улучшать
менеджмент. Как правило, никакой связи реформ с качеством образования
директора не видят. Быть может, потому что ее нет?
А что есть? Высокая адаптивность, готовность принимать новые правила и
быстро реагировать на новые изменения. Но, как выяснилось в обсуждении,
это обоюдоострые характеристики.
– Есть усталость от реформ и желание, чтобы тряска наконец закончилась,
– говорил директор ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово» Александр Рывкин. – Кроме
того, отсутствие системности и стратегии на будущее перекрывает собой
любые положительные последствия реформ.
С учителями
стало лучше, только работать им все труднее
В Москве никакого старения кадров не наблюдается, кадровый
успех, по словам директоров, произошел за счет Подмосковья и регионов:
около трети московских учителей учились в другом регионе, и качеством
региональных педагогических кадров директора довольны. Подчас их
подготовка значительно лучше, чем у столичных выпускников.
Ну а сами учителя единогласно говорят, что работать стало труднее, и
90% главной трудностью называют обилие отчетности. Это несколько
обескуражило исследователей, ведь по их данным больше всего времени
занимает подготовка и проведение уроков, совокупно больше 60%, а бумаги
отнимают всего лишь 14% рабочего времени. Что тут сказать – есть такие
дела, на которые не жаль времени, они – основная рабочая задача,
творческое дело, призвание. А есть бессмысленная работа, как повторное
заполнение журнала, так на него и пяти минут жалко, и одна мысль об
этом травмирует. И вряд ли стоит формально анализировать
тайм-менеджмент учителя.
Вторая трудность – ЕГЭ, ГИА: 36% учителей сложность своей работы
связывают с итоговой аттестацией детей, 28% – с освоением ИКТ.
Но настоящая трудность – усложнение отношений с родителями и с детьми,
25% и 40% соответственно. И хотя – опять же – живые феномены нельзя
измерить в процентах, приходится задумываться о том, почему «сильному
педагогическому составу» отношения с детьми и родителями не даются. Но
как возможна успешная учеба в отсутствие нормальных отношений, в конце
концов, чего она стоит?
Теперь о зарплате: несмотря на отмеченный директорами рост зарплат,
улучшения материального положения не фиксируется у 83% учительских
семей. Эксперты гадают: инфляция съела разницу? Или сознание искажено
настолько, что улучшений не замечают? Тем более выяснилось: до половины
учителей имеют больше одной, но меньше двух ставок. Здесь снова
прозвучало мнение Александра Рывкина:
– Раньше во всех хороших школах учитель работал не больше восемнадцати
часов в неделю, больше – это уже халтура и потеря качества. Сейчас в
школах учителя работают по двадцать четыре часа в неделю, а то берут и
по сорок часов.
Не поспоришь: перегрузка, непредсказуемость и частота перемен съедят
положительные эффекты чего угодно.
Родители требуют
больших знаний, серьезных нагрузок
Через исследование выяснилось, что перед поступлением в школу
почти все дети занимаются, как безумные, на двух-трех фронтах. Детский
сад, дополнительные занятия (60%), спецкурсы при школе (50%), учатся с
учителем (17%), почти все готовятся к школе дома с родителями.
Экономический статус семей разный – стратегия одна: избыточно накачать,
чтоб был не хуже. Всего 15% родителей считают, что в первый класс можно
идти, не умея читать, писать, без начального знания английского.
Этот миф не развеивается и после поступления в школу: дети занимаются
дополнительно на стороне, в 9 классе – три четверти имеют репетиторов
по основным предметам.
Притом мнения родителей по поводу качества школьного образования, как
ни странно, разделились. Треть родителей считает, что школа и сама
отлично подготовит к ЕГЭ, еще треть – что только лучшие школы на это
способны, оставшиеся – не надеются даже на лучшую школу. А ведь
дополнительно занимаются гораздо больше учеников, чем треть!
Ключевой момент: исследователи спросили родителей о том, чего не
хватает нынешним учителям. На общем фоне выделились три дефицитных
качества: индивидуальный подход, умение заинтересовать, создать
комфортную обстановку в классе. Все остальное – квалификация,
информационная грамотность – не так важно.
Социолог Владимир Собкин так прокомментировал эти данные:
– Им в учителях не хватает человеческих качеств, а это симптом,
показывающий отчуждение учителя от самого учебного процесса. У нас нет
самого главного, что должно быть в учебном процессе, человека… так к
чему тогда вообще этот процесс?
Однако у докладчика Елены Авраамовой другая трактовка:
– Родители берут на себя подготовку детей, оставляя школу как
номинальное учреждение. А учителям деваться некуда, никакую собственную
стратегию нельзя простроить.
Так и хочется сказать: и? значит? Например, хватит ломиться в открытые
двери, давайте создавать культурную среду и насыщенную живым общением
жизнь, делать то, что родители не смогут сделать при всем желании. Но
чья тут должна быть воля?
Исследователи и их данные
Впечатления от исследования могут быть самые разные – от
подозрений в конъюнктурности до искреннего удивления. Откуда ощущение
того, что данные далеки от действительности? Упорно измеряя средние
количества, можно получить достоверные данные, которые, однако, не дают
никакого представления о реальности. Число всех деталей конструктора
посчитали, но башню так и не собрали.
Как хотите, а не совмещается структурно-функциональный подход с
системой образования, изменчивой, живой и разнообразной, вопреки всем
реформам
Правильно – наблюдать в движении, докапываясь до сути через кейсы,
беседы, включенное наблюдение. Так можно хоть что-то узнать о том, как
работает учитель.
А пока он выбирает один из трех предложенных вариантов ответа,
соглашается или не соглашается, все собранные данные будут не про него.