БЕГ ПО КРУГУ
ГТО возвращается...
Похоже, воспитательным и образовательным приоритетом сегодня снова становятся общие требования, а не индивидуальные потребности
13 марта Владимир Путин на встрече с представителями
федеральных ведомств, образовательных учреждений и общественности
отметил, что уровень физической подготовки и здоровья школьников России
очень низкий. Чтобы исправить ситуацию, пояснил президент, необходимо
заняться обновлением материально-технической и методической базы, а
также возродить в нашей стране сдачу норм ГТО и сделать этот комплекс
значимым для поступления в вузы наряду с ЕГЭ. По мнению Путина, это
привлечет молодежь к занятиям физической культурой и спортом, а значит,
сделает подрастающее поколение более здоровым.
Спорт не всегда
гарант здоровья
Встреча состоялась в Центре образования «Самбо-70». Название
учреждения говорит само за себя: там учатся дети, ориентированные на
занятия спортом, физически развитые и здоровые. Большинство из них
мечтают о блистательной спортивной карьере и отдают любимому занятию
почти все свободное время.
К сожалению, отличная физическая подготовка в молодости не является
гарантом пожизненного здоровья. Более того, спортивные медики
утверждают: микротравмы, полученные во время тренировок в юности, могут
губительно сказаться в дальнейшем на здоровье спортсменов. Из тысячи
юных боксеров, самбистов, легкоатлетов только единицы добьются
спортивных лавров и желанных побед. Остальные довольно скоро уйдут из
большого спорта, но годы, потраченные на него, никто не вернет. Тем не
менее единый выпускной экзамен им придется сдавать вместе со
сверстниками, причем его результаты у юных спортсменов, естественно,
будут хуже, чем у ребят, учивших в школе математику и русский язык и
усердно готовящихся к ЕГЭ, а не к Олимпийским играм.
Возможно, для юных спортсменов введение сдачи норм ГТО и учет его
результатов стал бы важной поддержкой для продолжения учебы и карьеры.
Но это никак не повлияло бы на отношение этих молодых людей к спорту,
даже если б они уже поняли, что спорт нередко калечит, а физкультура –
лечит.
Введение новых, единых для всех нормативов в современном обществе
гораздо опаснее, чем в Советском Союзе. Заработная плата учителей
напрямую зависит от надбавок, сделанных директором, а для того, чтобы
их получить, придется заставлять ребят сдавать нормативы с полной
выкладкой.
Сегодняшние школьники сдают так называемые президентские тесты: бегают,
прыгают, отжимаются… И когда проводятся финальные соревнования, победа
в которых считается очень престижной для регионов, дети состязаются как
настоящие спортсмены, например, отжимаются по 50–60 раз. «Являются ли
такие нагрузки демонстрацией физической культуры и здоровья ребят?» –
спросили мы Елену Линде, кандидата медицинских наук, заведующую
лабораторией функциональной диагностики Московской клиники спортивной
медицины. Ответ был однозначным: «Чтобы показать такие результаты,
нужно тренироваться и выступать на предельном уровне возможностей, а
это уже большой спорт, а не физкультура. Спорт всегда экстремален,
травматичен, опасен. В детско-юношеских спортивных школах, где тренеры
связаны с «медальным планом» происходит точно то же самое: дети
выполняют нормы высоких разрядов в тринадцать–четырнадцать лет, а потом
оказывается, что их здоровье просто-напросто подорвано и они не могут
дальше заниматься спортом. Передо мной прошло очень много людей со
сломанными судьбами. Необходимо тщательно следить за здоровьем каждого
ребенка, стремящегося к спортивным победам, и нельзя забывать:
олимпийскими чемпионами становятся единицы, а физкультура должна
приносить здоровье».
Вывод очевиден: вряд ли использование результатов аналогичных тестов на
вступительных экзаменах приведет к оздоровлению молодежи.
Дважды – в одну и ту же
реку?
Сможет ли введение норм ГТО привлечь к занятиям физкультурой
ослабленных школьников, далеких от спорта? Сомнительно.
Во-первых, сама идея не нова, и предшествующий опыт вполне показателен.
Сдача норм ГТО знакома всему старшему поколению – мы в школьные годы
бегали, прыгали, метали мячи, и некоторые из нас до сих пор хранят
значки ГТО. Правда, в основном те, кто уже тогда был спортивным
ребенком и имел спортивный разряд. Остальные вспоминают о сдаче
нормативов как о никому ненужном мероприятии. Учителя того времени,
посмеиваясь, вспоминают, как улучшали в отчетах результаты учеников,
чтобы избежать гнева начальства или получить награду. На соревнования
между школами можно было выставить спортсменов, а то, как на самом деле
сдавались нормативы остальными детьми, всегда оставалось тайной за
семью печатями.
Во-вторых, сравнение детей друг с другом – по любым показателям, а тем
более по физическим – еще никого из отстающих не стимулировало к
занятиям. Если ребенок бегает медленнее других, прыгает ниже или не
может выполнить какие-то другие нормативы, постоянное напоминание об
этом только разовьет опасные комплексы. Соревнования вызывают чувство
удовлетворения лишь у тех, кто чувствует, что может в них победить и
выходит состязаться добровольно. А соревнования, обязательные для всех,
– наказание, отбивающее желание приобретать какой-либо опыт на этом
поприще.
В-третьих, введение сдачи нормативов, которые будут влиять на
поступление в вуз, резко снизит методический уровень учителей
физкультуры. Заставлять сдавать нормативы гораздо проще, чем проводить
интересные для ребят уроки и прививать им уважение к культуре движения,
развивать у них жизненно важные навыки.
Для иллюстрации этого тезиса попробую кратко описать небольшой фрагмент
работы Ларисы Мойсенко – одного из выступавших на встрече с Владимиром
Путиным, члена экспертного совета Минобрнауки по совершенствованию
системы физического воспитания, учителя физкультуры московской «Школы
самоопределения»
На своих уроках Лариса Юрьевна стремится научить школьников самих
планировать учебно-тренировочные занятия в соответствии с собственными
желаниями и особенностями. Это умение пригодится каждому, чтобы
поддерживать здоровье, корректировать фигуру, чувствовать себя полным
сил. Среди учеников школы мало спортсменов – обычные ребята, среди
которых почти две трети с хроническими заболеваниями разной степени.
Сначала десятиклассники тестируют себя: бегают, прыгают, отжимаются и
т.д. – но не для того, чтобы получить значок ГТО, а чтобы понять, какие
физические качества у них развиты лучше других, а какими следовало бы
заняться. Ставят для себя цель: кто-то хочет накачать мышцы, кто-то –
сделать фигуру более гибкой: мечты и стремления старших школьников
разнообразны, но чтобы ученик работал с желанием, он должен трудиться
ради достижения своей, а не чужой цели. На эту работу уходит целая
четверть. Потом учатся составлять и проводить разминку: изучают разные
виды, выбирают нужную нагрузку… еще два месяца учебы. Выбирают
приемлемый комплекс упражнений (пробуют разные варианты, ищут тот,
который больше нравится) – вот и третья четверть закончилась. Ближе к
концу учебного года составляют собственное учебно-тренировочное
занятие, начинают его выполнять, корректируют при необходимости, снова
тестируют себя… И смотрят: сумели продвинуться к намеченной цели или
нет. На следующий год, в выпускном классе, ребята составляют
учебно-тренировочное занятие уже для родственников или друзей, дают им
рекомендации. Работа непростая, иногда старшим подросткам она кажется
слишком кропотливой. Но когда ученики Ларисы Юрьевны заканчивают школу,
большинство продолжает заниматься физкультурой – я это точно знаю, мой
сын был среди ее воспитанников.
На ее уроках каждый сравнивает свои результаты только со своими же,
полученными несколько месяцев назад. Соревноваться с другими хотят
далеко не все – только самые физически развитые, и такая возможность им
дается. Но именно возможность, а не обязанность. Задача педагога –
помочь ребятам не упустить эту возможность, мотивировать их на занятия
физкультурой, спортом. Мотивировать, а не заставлять.
Все ученики Ларисы Юрьевны и сотен других учителей физической культуры,
тех, которые учат ребят любить движение, помогают найти свой стиль
занятий, но не стремятся к достижению единых для всех показателей, вряд
ли станут значкистами ГТО. Многие, но не все.
На вопрос, будет полезным или вредным введение единых нормативов,
Лариса Мойсенко так сформулировала свою точку зрения: «Комплекс должен
быть очень тщательно разработан, и самое сложное в этом – система мер,
которые готово предпринять государство, чтобы сдача нормативов стала
привлекательной для всех школьников, допускающихся на уроки физической
культуры по медицинским показателям. Одним из факторов, повышающих
мотивацию для сдачи ГТО, вполне может стать система дополнительных,
бонусных, баллов при поступлении в вуз».
Михаил Виленский, другой член экспертного совета, профессор МПГУ,
действительный член РАЕН, улыбнулся в ответ на тот же вопрос:
«Декларируя эту цель, никто не думает, что ей предшествовало. Если
вопрос рассматривается вне контекста целостного образовательного
процесса, добра не ждите. Какие бы нормативы ни вводили, это ничего не
изменит, если предлагаемые нормативы не станут личностно значимыми для
учащихся. Гнать своих учеников к победе преподаватели готовы, а вот
работать с потребностями ребят и их интересами – нет. ГТО можно ввести
быстро, но этот комплекс, скорее всего, станет формальным ориентиром, а
погоня за ним – отдушиной для многих людей».
Противоречит ФГОС
Введение обязательных норм ГТО в систему общего образования
противоречит идеологии ФГОС второго поколения: развитию ключевых
компетенций, навыков и умений у школьников. Результаты образования, в
первую очередь, должны быть личностными, только после этого –
метапредметными и предметными. На физкультуре с точки зрения только что
принятых стандартов должны учить понимать роль физической активности,
давать опыт организации самостоятельных занятий, а не требовать от
школьников выполнения нормативов.
Наблюдать за тем, какие физические качества развиваются у ребенка
соответственно возможностям и возрасту, а какие западают, как это
сказывается на его здоровье, необходимо. Мониторинг физического
развития и здоровья детей – бесценный материал для работы компетентного
учителя, который не подходит к детям с единой меркой, а стремится
помочь каждому.
Введение норм ГТО в систему общего образования уже несколько лет
лоббируют представители Министерства спорта Российской Федерации, их
желание найти новые спортивные звезды понятно. Беспокоиться об учебе,
развитии и здоровье всех остальных детей России должны в Министерстве
образования и науки и в Министерстве здравоохранения. Но смогут ли они
это сделать?