Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Олейников Алексей

Форма, шитая белыми нитками

Введение школьной формы – еще один знак, что мы стремительно возвращаемся в прошлое

В конце марта – начале апреля в центре внимания оказался вопрос обязательной школьной формы. Эта тема всплыла осенью прошлого года в связи с конфликтом между группой родителей и администрацией сельской школы в Ставропольском крае по поводу уместности ношения хиджабов на уроках. Тогда и министр Ливанов, и президент Путин высказались за повсеместное введение школьной формы, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем.


А 29 марта этого года на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону президент Владимир Путин заявил, что «школьная форма в стране должна быть». Он уточнил, что общее решение об этом будет принято на федеральном уровне, все остальное определят сами регионы. В тот же день бывший глава Рособразования, депутат-единоросс Григорий Балыхин заявил, что обязательная школьная форма в России появится уже с 1 сентября 2013 года, для чего Госдума «оперативно» примет поправки в законодательство. Аргументы были примерно те же, что и у главы государства, – «социальное неравенство, хиджабы, дисциплина».
Уже 1 апреля Минобрнауки разослало в регионы письмо «Об установлении требований к одежде обучающихся» с Модельным нормативным правовым актом, который предлагается принять за основу при разработке регионального закона.
Задачи закон решает понятные: обеспечить учеников «удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни», устранить признаки «социального, имущественного и религиозного различия», предупредить «возникновение психологического дискомфорта перед сверстниками» и, само собой, укрепить «общий имидж образовательной организации», сформировать «школьную идентичность».
При этом требования к одежде будут устанавливаться локальным актом школы, «общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон» будут разрабатывать совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание или иной орган государственно-общественного управления.
У детей будет три комплекта формы: повседневная, парадная и спортивная. Разумеется, одежда должна «соответствовать нормам делового стиля и носить светский характер». Под фактический запрет попадут одежда, обувь и аксессуары с «травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение».
При этом дозволяется иметь на форме «отличительные знаки образовательной организации: эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее».
Вопрос о том, кто будет платить за эту радость, повисает в воздухе. Модельный акт предлагает принимать «решение о введении требований к одежде» с учетом материальных затрат «малообеспеченных и многодетных семей». Однако по статистике всего 12% семей в России готовы платить за форму свыше полутора тысяч рублей. Едва ли все они многодетные.
Модельер Вячеслав Зайцев, у которого, как оказалось, уже были пошиты модели школьной формы (он и представил их на прошлой неделе), надеется, что форму будет заказывать и соответственно оплачивать государство.
Надо сказать, что форма от Зайцева выполнена в серых и синих цветах с белой и красной отделкой и разнообразна: тут и брюки, и плиссированные юбки, и сарафаны, блузки, сорочки, водолазки, жилеты, кофты, кардиганы, шапки и классические костюмы. В изделиях будут «ребра жесткости», которые должны бороться с искривлением позвоночника и поддерживать правильную осанку.

– Когда есть организованность, четкость и определенность, тогда сразу появляется ощущение праздника, – заявил модельер. – Когда дети четко одеты, причесаны, никаких этих бантиков, рюшечек, кружавчиков нет, думаю, это здорово.

Примерная стоимость максимального комплекта (из 5 вещей) такой формы обойдется семье в три–три с половиной тысячи рублей (это ниже ценовой планки хорошей школьной формы сегодня) . Если детей двое – семь тысяч. Если покупать сменные комплекты, то уже четырнадцать. А дети имеют свойство расти.
Впрочем, Ирина Мануйлова, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, уверена, что один комплект формы будет воспитывать аккуратность у детей. Во что превращается такая форма за один учебный год интенсивной ежедневной носки, она не уточнила. Также она уверена, что обязательная школьная форма «будет дополнительным стимулом к улучшению проблемы демографической ситуации», так как многодетным семьям ее будут оплачивать регионы (надо сказать, что каждый регион самостоятельно определяет уровень такой заботы и никаких дополнительных федеральных денег пока на эти цели не обещано).
Такой большой заказ, по мнению Ирины Мануйловой, также поможет поддержать отечественную швейную отрасль при вступлении в ВТО. При этом она выразила уверенность, что промышленность с подобной нагрузкой справится (хотя на данный момент, по данным «Российской газеты», в России шьется лишь один процент от всего объема детской одежды).
На вопрос, проводились ли какие-то комплексные психологические исследования с целью выяснить, «как же именно влияет форма на самочувствие детей», госпожа Мануйлова ответила, что таких исследований действительно не было, но есть отдельные мнения авторитетных специалистов. Интересно было бы узнать их имена...