Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕШЕНИЯ, ПРЕВРАЩАЮЩИЕСЯ В НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Кириллова Светлана

Борьба со школьной бюрократией переходит в интернет

Жаль, что не все школы смогут в ней участвовать. В ряде регионов значительная часть сельских школ не имеет выхода в Сеть

Минобрнауки РФ обязалось избавить учителей от писания отчетов. Объявлено, что в 2013 году в России будет создана единая система образовательного мониторинга. Недавно в Общественной палате РФ прошло заседание рабочей группы по подготовке проекта соответствующего постановления Правительства РФ. Эксперты обсуждают, какую информацию необходимо собрать, чтобы принимать управленческие решения.  Однако Минобрнауки РФ уже пообещало учителям, что основой системы станет электронный документооборот школ, открытый для федеральных, региональных и муниципальных властей. Правда, включиться в общероссийскую систему мониторинга предстоит далеко не всем. Например, по Центральному федеральному округу – лишь 46,23% сельских и 58,3% городских школ смогут выкладывать информацию о работе школы на сайте. Остальные школы ЦФО подключения к интернету не имеют. Это статистика Минобрнауки РФ.

Устал, как формовщик

В сентябре прошлого года министр образования Дмитрий Ливанов подписал важное письмо. Суть его сводилась к следующему: учителя и школы оказались перегружены написанием отчетов. До сих пор Минобрнауки РФ предпочитало не обращать на это внимания. А ведь жалобы поступали постоянно. Достаточно открыть любой учительский форум:

«В нашем районе организуют совещание учителей для... ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ ОТЧЕТОВ!»
«А у нас это проводится очень часто. Постоянно говорят, что мы не успеваем делать бумажную работу только потому, что не умеем организовать свой день!»
«К бумажной работе сейчас добавилось огромное количество работы на компьютере. Ухожу на работу в 8 утра и прихожу в 8 вечера. А жить когда?»
«А я сижу и пишу по ночам. Скоро из дома выгонят. А бумажек с каждой четвертью все больше».

Объем «бумажной работы» утроился по сравнению с 1978 годом и удвоилась по сравнению с 2005 годом. К такому выводу пришли 70 учителей гимназий и 80 учителей средних школ из Новокузнецка в ходе исследования, проведенного Кузбасской государственной педагогической академией.
Ради составления нужных справок и отчетов (в том числе связанных с НСОТ и мониторингами) половина опрошенных в Новокузнецке педагогов должны были трудиться от 3 до 8 часов в неделю. Были и такие (их оказалось почти 25%!), кому приходилось тратить на это по два часа каждый рабочий день: более 10 часов в неделю! «Хороший отчет становится важнее дела, – признались педагоги, – поскольку учитывается и оплачивается именно отчет».
Исследователи констатировали: синдром хронической усталости проявляется почти у 40% учителей, учавствовавших в опросе. Ученые прибавили просто, по-рабочему: учителя утомлены, «как формовщики завода железобетонных изделий».
Письмо Минобрнауки за подписью Дмитрия Ливанова таких подробностей, конечно, не сообщало. Оно ограничилось фактом: имеется «тенденция ежегодного увеличения объемов и видов предоставляемой общеобразовательными учреждениями отчетности».
Почему осенью 2012 года руководство российского образования вдруг вспомнило об этом?

Не повышайте зарплату, только уберите отчеты

Первая причина – неудача зарплатного проекта. В большинстве субъектов РФ зарплата педагогов так и не повысилась до средней по региону. Зато взлетела до небес неоплаченная нагрузка (в том числе и по написанию отчетов). В некоторых регионах учителя высказывались откровенно: не надо повышения зарплат, лишь разгрузите нас от отчетности. Помимо всего прочего им надо предоставлять данные в рамках федеральных мониторингов «Наша новая школа» (чтобы выполнить распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р) и модернизации региональных систем общего образования (постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436).
Минобрнауки РФ оказалось в неловком положении. Ведь именно оно разрабатывало методику НСОТ. Правда, недоплатили учителям губернаторы. К тому же в некоторых субъектах РФ педагогов самих заставляли подавать завышенные цифры своих зарплат для мониторинга КПМО на сайте www.kpmo.ru.

«У нас в О-м районе Пермского края доходит до того, что таблицы КПМО возвращают (якобы такой низкой заработной платы у учителей не может быть), – жаловались учителя на форумах, – и заставляют переделывать «как надо»! Писали президенту открытое письмо, район не пропустил. А моя зарплата упала с 9000 р. до 4800 р. (прожиточный минимум)».
«Когда я задал вопрос директору школы, почему такое несоответствие данных КПМО и наших реальных зарплат, он ответил: каждый регион хочет выглядеть как можно лучше».
«Эти цифры ставит муниципальный координатор проекта КПМО после заполнения таблиц школьным оператором. Вы посмотрите на фамилию того, кто последний открывал таблицу».

Мониторингу КПМО не верили. И не только учителя. Ему давно перестали доверять и федеральные власти. Дмитрий Ливанов начал разговор о борьбе с бюрократизацией в школе в сентябре 2012 года. В то самое время, когда российская власть заговорила о том, что сведения по учительским зарплатам, преподносимые на сайте www. kpmo.ru, должны перепроверяться по данным Росстата и направляться в виде ежемесячного отчета в Правительство РФ. Тогда и появился министерский план по снижению бюрократизации.
«С целью сокращения излишней нагрузки на школы по подготовке различной отчетности, – говорится в письме от 18 сентября 2012 года за подписью министра образования Дмитрия Ливанова, – Министерство образования и науки Российской Федерации приняло план действий по снижению бюрократизации… Реализация принятого плана действий по снижению бюрократизации позволит:

… – ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга образования …позволяющую консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную информацию об образовательных учреждениях».

Какой будет эта система? Эксперты, которым предстоит подготовить проект постановления Правительства РФ, пока  расходятся во мнениях. Высказывается даже предложение передать мониторинг образования независимым организациям. Но – одна деталь. Намечая контуры будущей системы, Минобрнауки РФ письмом от 18 сентября 2012 года уже порекомендовало региональным властям не требовать со школ отчетов, а «самостоятельно получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного учреждения в сети Интернет».
Дальше можно не читать.

Сайт есть, интернета – нет

В новом мониторинге, который Мин­обрнауки обещает создать в 2013 году (с самой гуманной целью – разгрузить учителя от написания отчетов!) смогут участвовать всего 56% школ Центрального федерального округа России. Именно столько школ имело в 2011 году собственный сайт в сети Интернет.
Никаких домыслов. Берем официальную статистику Минобрнауки РФ (а именно – таблицу «Удельный вес учреждений, имеющих адреса электронной почты, собственный сайт в сети Интернет и электронную библиотеку»). Берем 2011 год, потому что по 2012 году показателей еще нет. Берем ЦФО, потому что по другим федеральным округам – как показывают исследования региональных контрольно-счетных органов – ситуация даже хуже.
Итак, в Брянской области собственный сайт имеют всего 14% школ, в Орловской – 14,99%, в Смоленской – 14,54%, в Рязанской – 23,86%, в Тульской – 25,81%, во Владимирской – 32,5%, в Тверской – 64%, в Липецкой – 68,18%. Самый поразительный показатель (больше всего напоминающий опечатку) – по школам Курской области. Хотите верьте, хотите нет – 4,31%!
Спрашивается, что делать управленцам образования в этих неправильных регионах? О каком «самостоятельном получении информации» с официального сайта школы идет речь?
Впрочем, начнем с другого: есть ли у школы доступ к интернету?
Проверим. По статистике Минобрнауки РФ к сети Интернет в 2011 году было подключено всего 46,23% сельских школ и 58,3% городских школ Центрального федерального округа. В Брянской области интернетом могли пользоваться 39% сельских школ, в Тульской – 38%, в Калужской – 39,37%, в Смоленской – 39,42%, в Курской – 40,34%, в Воронежской – 41,6%, в Орловской – 42,92%, во Владимирской – 47%. В городских школах тех же регионов подключений к интернету больше… на 10%–15%.
В 2011 году Счетная палата РФ, подводя итоги мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности», проанализировала государственный контракт, заключенный Рос­образованием (Федеральным агентством по образованию, функции которого в 2010 году перешли к Минобрнауки РФ. – С.К.)с ОАО «РТКомм.ру». Резюме: «Не были предусмотрены условия, позволяющие в полной мере обеспечить качество предоставляемых услуг».
«Кроме того, – заключили аудиторы, – в ряде школ большая часть компьютерной техники морально устарела и не отвечает техническим требованиям, необходимым для работы в интернете».
В 2006–2008 годах регионы обязались довести подключение школ к интернету до 100%. И почти довели. Этими работами, возможно, объясняется удивительный дисбаланс: в Тамбовской области 94,38% сельских школ имеют свой сайт в Сети и только 47,29% из них могут на него выйти. Сайт есть, интернета – нету. А значит, на сайт опасно даже заглядывать. Современная антивирусная защита не работает на скоростях трехлетней давности.
Знает ли все это министр образования РФ?
«Мы ставим задачу, чтобы в 2013 году каждая сельская школа имела быстрый доступ к интернету. Это технически сложная задача, мы с Минкомсвязи ведем эту работу», – объяснял Дмитрий Ливанов на одной из встреч с сельскими учителями.
Министр все знает. Тогда зачем было приписывать новому проекту функции борьбы с бюрократией? Неужели лишь для того, чтобы учителя помечтали о времени, когда с них снимут часть бумажной работы? Или для того, чтобы некоторые чиновники от радости потерли руки? С этим замечательным нововведением им будет еще проще подавать начальству удобные отчеты. Спрашивается, каким иным целям послужит единый электронный мониторинг школ в стране, где треть школ – как минимум – к интернету не подключена?

…А сельские педагоги тем временем работают. Учат детей жить в информационном мире.
«В нашей школе электричество велено экономить, – пишут они. – У нас сделали ремонт в классе информатики. Разобрали печку, поставили 2 электрообогревателя. Директор за перерасход энергии предупреждение получил. Светит штраф. Думаем, как сэкономить. Выключать на время урока свет в коридорах? Ограничить время включения компьютеров? Парты к окнам поближе подвинуть?»
Пока Минобрнауки РФ создает новые мониторинги, эта школа живет в другом мире.
В этом мире что-нибудь придумают.
В нем выживут.