Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Борисова Людмила

Усердные. Нерешительные. Отчужденные...

Позицию родителей в отношении к школе определяют семейные образовательные модели

Исследователи, опросив сотни детей и родителей, выделили семь основных семейных образовательных моделей. К какой отнести собственную семью или семьи учеников? Выяснить несложно. Добавьте в традиционную анкету, описывающую материальный и социальный уровни семьи, вопросы про мотивы выбора школы, про темы привычных разговоров с детьми, семейные планы на будущее ребенка, про готовность помогать в выполнении домашних заданий и встречаться с учителями. Вопросы стоит давать с вариантами ответов и возможностью определять иерархию ценности или частотности (всегда, часто, иногда) предложенных версий.


Стратеги (20% опрошенных). Выбирают школу, ориентируясь в первую очередь на ее репутацию. Регулярно обсуждают с детьми их отношения с одноклассниками, учителей. Встречаются с преподавателями детей, даже если их никто не вызывал «на ковер». Дети помимо школы занимаются музыкой, рисованием, театром... В семье будущее детей связывается с получением высшего образования, вообще – с долгой учебой.
Тактики (24% опрошенных). Школу выбирают в зависимости от того, какой язык в ней изучают, какие предметы профилирующие. Регулярно ходят на собрания. Регулярно обсуждают с детьми их учебу. Ребенок помимо школы занимается рисованием, спортом. Планы на будущее – высшее образование.
Усердные (15% опрошенных). Школа выбирается поближе к дому. Родители помогают ребенку делать домашние задания, ходят на собрания, в курсе успеваемости. Но жизнь семьи течет вне зависимости от образовательных задач и проблем.
Нерешительные (6% опрошенных). Школа выбирается случайным образом. Родители приходят туда только тогда, когда их вызывают. В семье не строят планов относительно будущего ребенка.
Заботливые (18% опрошенных). Родители помогают ребенку делать домашние задания. В семье есть режим. Родители обсуждают с детьми их планы на будущее. Они сами проявляют инициативу и стараются сотрудничать с учителями. Ребенок занимается дополнительно. Однако высшее образование не считается главной целью.
Пассивные (5% опрошенных). Школа – поближе к дому. Родители приходят туда только на обязательные собрания. Разговоров про учебу, про школу, про будущее в семье не ведут.
Отчужденные (12% опрошенных). Школа возле дома. Но родители не считают нужным общаться с учителями ребенка. По их мнению, все школьные проблемы должны решать педагоги. И вообще пусть ребенок меньше времени тратит на учебу, важнее приобрести какую-нибудь реальную профессию.


Комментарий

Итак, стратеги и тактики открыты миру и школе. Они контролируют не столько ребенка, сколько условия его обуче­ния. Эти модели поведения позволяют даже отчасти влиять на школьную систему, делать ее чуть более подходящей для данного ребенка. Разумеется, в подобных семьях растут наиболее успешные ученики (на выходе из основной школы они в полтора раза успешнее, чем дети пассивных родителей).
Еще одно замечание про стратегов и тактиков. Единственное их принципиальное отличие друг от друга – темы разговоров с детьми. Стратеги интересуются не школой и учебой как таковыми, а ребенком, его жизнью. Их дети хуже учатся в начальной школе, но заканчивают старшую в числе лучших.
Усердные, нерешительные, заботливые и пассивные родители помогают ребенку в его школьной жизни, как могут и как умеют. Решают проблемы по мере их поступления. Стараются поддерживать школьные требования. Но не обращаются к внешнему миру в поисках разнообразных ресурсов.
Дети нерешительных родителей более успешны в начальной школе: некоторая обособленность семейной жизни идет на пользу ребенку. В выигрыше оказываются и дети отчужденных родителей. На них не давят амбиции взрослых, нет мелочной опеки.
А дети заботливых родителей, как ни странно, учатся довольно плохо. Мамы и папы действительно активно включены в школьную жизнь ребенка, но проблем решать не помогают – только постоянно упрекают детей в случае неудачи, создают отрицательный эмоциональный настрой.
Хуже всего детям пассивных родителей. С одной стороны, семья не совсем отчуждена от школы. С другой – закрыта для любого сотрудничества. В том числе с ребенком. Кстати, в старшей школе дети отчужденных родителей становятся порой вполне успешными.