Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Меркулов Филипп

Готовность верить в своего ребенка

Именно она, по мнению европейских ученых, определяет высокую школьную успешность учительских детей

Миф о том, что учительские дети непременно «трудные»  и учатся неважно, развенчан. Оказывается, дети учителей в среднем учатся гораздо успешнее своих сверстников, чьи родители тоже имеют дипломы о высшем образовании. Выяснили это европейские исследователи, занимавшиеся определением ключевых факторов, влияющих на успехи ребенка в учебе. 72% учительских детей числятся среди отличников и хорошистов. Любопытно разобраться, как удается вечно занятым и не слишком богатым педагогам так замечательно исполнять свои родительские обязанности. 

Времена и нравы

Прежде всего стоит отметить, что учебные успехи учительских детей зафиксированы только в последнее время. Вероятно, сыграло роль очеловечивание европейской школьной системы, случившееся на рубеже веков. Так что многие учителя из строгих руководителей и контролеров постепенно превратились в помощников, способных учесть особенности и желания учеников. И с этой ролью, с привычкой слышать ребенка, замечать его не расстаются и дома.
Исследователи доказали (научно, с цифрами и графиками), что на школьную успешность сильнее всего влияет вера родителей в способности своего ребенка и их готовность общаться с ним, выстраивать диалог, договариваться.
Педагоги, научившись верить в способности учеников, развивать эти способности, привыкнув к достаточно демократическому стилю общения в классе, в конце концов стали самыми эффективными родителями.

Ценность опыта

Все родители, осознанно или нет, передают детям свой опыт. В том числе опыт преодоления школьных трудностей. Для того, кто стал учителем, это все же победный опыт. Даже если школьное детство мамы-учительницы было «проблемным», но раз она не распрощалась с образовательной системой навеки, значит, сочла дело не безнадежным. Поэтому к учебным неудачам своих детей она скорее всего отнесется с пониманием и готовностью искать грамотный способ выхода из ситуации. Родительская уверенность, что в школе можно пре­успеть, способствует успеху детей.
Вообще чем лучше училась мама, тем больше шансов у ребенка на хорошие оценки. С папами таких совпадений меньше. К тому же мамы чаще помогают детям с домашними заданиями (по опросам – в два раза чаще). Их опыт влияет сильнее.

Единый подход

Учительские дети осваивают мир школы буквально с младенчества. Они здесь никогда не бывают новичками. Вечные разговоры про уроки, контрольные, тетради – это впитывается с молоком матери.
Родители-педагоги, несомненно, видят смысл в получении образования. А значит, не приходится ребенку метаться между ценностями семьи и школьными требованиями. Даже ритм его жизни не ломается с началом учебы. Время отпусков, рабочий день – все изначально совпадает со школьным расписанием.
Успешность в школе во многом связана с умением ученика соответствовать определенным требованиям системы. Для учительских детей эти требования знакомы и естественны: они и дома получают определенные задания, отвечают за их исполнение, результат оценивается. Причем порой в той же манере, чуть ли не теми же словами, что и на уроке. Ребята в опросах часто обращают внимание на совпадение стилей речи. Приспособишься поневоле.
Кстати, умение соответствовать требованиям полезно в любом возрасте. Студенты из педагогических семей в два раза реже остаются без диплома, чем их сверстники из вполне интеллигентного и обеспеченного окружения.
Родители-педагоги часто работают в той же школе, где учится их собственный ребенок. Поэтому маме-учительнице проще понять, что происходит с сыном или дочкой.
Более того, родители-учителя замечают проблемы не только в поведении своих детей, но и в работе коллег. В школе все знают, кто чего стоит. Поэтому они могут выбрать для ребенка из имеющегося – самое подходящее.


Родители-учителя: немного статистики

  • 83% родителей видят пользу в летних занятиях. При этом родители-учителя занимаются с собственными детьми чаще (в два раза) не ликвидацией пробелов, а освоением нового содержания, развитием каких-то умений.
  • 71% процент учительских семей – стратеги и тактики (если ориентироваться на описанную систему семейных образовательных моделей). То есть они готовы к диалогу со школой и с большим миром, умеют и любят общаться с детьми.
  • Родители-педагоги вовлекают своих чад в разнообразную культурную деятельность (рукоделие, садоводство, театры, парки, музеи…) в среднем на 10% чаще, чем соседские папы и мамы.
  • Они чаще довольны успехами своих детей: 76% против 70% у других родителей – дипломированных специалистов. Средний показатель – вообще 54%.
  • По разным причинам, вероятно, дети учителей на 10% чаще проводят каникулы без родителей. Чаще работают летом (на 7%).
  • 52% родителей-учителей (средний показатель – 45%) контролируют время просмотра телевизора.
  • Учителей чаще (в 3 раза) можно застать дома за работой – читают, пишут. У детей складывается образ взрослого, занятого интеллектуальным трудом. Это помогает отпрыскам сесть за домашние задания. Более того, понятный образ родителей (известно, в чем суть и смысл деятельности, каково окружение) существенно облегчает детям вхождение в социум. Начиная со школы.
Материалы подготовила Людмила БОРИСОВА