Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Черепанова Анна

А в ответ опять – надоело!

Когда просьба довести дело до конца доводит только до нервного срыва

Не так уж мало детей, которые на полпути бросают начатые дела. Причем прекрасно начатые! От шахматной партии до наполовину сделанных уроков; от недостроенной модели корабля до книг, лежащих ребром на диванной спинке месяцами. «Доделай-убери» не помогает, и это тревожит родителей, а психологи объясняют: невротическая болезнь поколения – интерес пропадает очень быстро.

Однако не рукой же махнуть! Приходится думать самим.
Допустим, столкновение с трудностью остужает интерес. И достаточно оказать минимальную помощь, чтобы дело пошло на лад. Нюансы: у ребенка должна быть уверенность, что просить о помощи нестыдно и небесполезно; второе: если ребенок еще мал, до 5 лет, для него неочевидно, что ценны усилия, а не только интерес. То есть наращивать в этом возрасте «мускул» преодоления – затея травматическая.
А в более старшем? Ведь надо же вырабатывать волю! Воля волей, но без вопроса «почему так» не обойтись. Очень частый вариант – «я не бросил, я оставил на потом, не трогайте». То есть – отложил. Ничего плохого. Но опять – почему? Устал-надоело; отвлекся и остыл. Или наоборот: так интересно, что хочется растянуть удовольствие. Или потом придумать, как лучше сделать. Есть дети (и вообще люди), которые до конца доходить не любят. Страх завершения и завершенности. Так писателю трудно закончить роман, так читателя обычно разочаровывает финал. Отсюда же страсть многих к сериалам, неслучайность появления «сезонов». Чтобы длилось и не кончалось, чтобы дверь была открыта. Да, дети не роботы.
Но серьезно. Вот школьник работает над проектом. Сам увидел проблему, обсудил дома и в школе свои яркие идеи, загорелся темой, прикинул план, погуглил, собрал материал – и вдруг энтузиазм испарился. Как раз на этапе создания продукта – да ну, все и так ясно. Чем больше его теребят, понукают, увещевают, тем непреодолимее барьер. Внутренней мотивации нет – и какой смысл обязывать и угрожать? Ведь только сугубо беспощадного взрослого обрадует насильственно полученный результат.
Так что же помешало и что не помогло довести до конца начатое?
Как правило, это заранее розданные обещания автора и возложенные на него надежды: очень хвалили в начале. Фактически признание и одобрение уже получены, мотивация на дальнейшую работу испарилась. Напомним известное психологическое исследование: одно только заявление подростков-старшеклассников о планах стать хорошими юристами (и сработанная к нему презентация) заставило их чувствовать и вести себя так, будто они уже хорошие юристы. Самомнение подскочило, уменьшился интерес к кропотливой повседневной работе – ведь «пыльную и грязную» работу хорошие юристы не делают!
Итак, похвала замыслов и незавершенных дел мало кого подстегивает к работе, поэтому: чем восхищаться начинанием, лучше задавать острые вопросы по существу, сомневаться. Если человек уже в материале, это его только укрепит. Зато наступит момент ощущения непредсказуемости пути к результату. Только отсюда возникает энергия мотивации. Она приходит изнутри.
Очень важно не разбазарить ее, а собрать. Помогает кому что. Но беспроигрышно – сосредоточенность. Очень простой прием поддержки (и даже вызывания) этого состояния – расчистка места.
Убрать со стола, а лучше с пола все. На свободном пространстве расположить собранные материалы, из которых предстоит создать целостный продукт. Сесть – возможно, с кружкой чая, все обозреть, немного подождать, потом поймать некую спонтанность, через нее догадку – и охота делать не заставит себя ждать.
…И так каждый может до многого додуматься, если не будет упрощать трудности жизни ребенка, то занимаясь воспитанием силы воли, то сетуя на ущербность поколения.