ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Тариф «неформальное общение»
Подростки ищут в Сети совсем не то, чего опасаются взрослые
Тема «дети и интернет» не уходит из поля активных дискуссий.
От алармистского «запретить», «оторвать» – до?романтического «это
будущее человечества». Соответственно – ссылки на разные
исследования: мол, доказано, что вредно, но и что полезно – тоже
доказано. Консенсуса нет, но это нестрашно. Напротив, ситуация
неопределенности заставляет думать, искать решения.
Вход в новую культуру
свободен
Доклад «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды
подрастающего поколения России», с которым выступил Сергей Цымбаленко,
вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского
экранного творчества «Бумеранг», на семинаре в Институте развития
образования Высшей школы экономики, сподвигнул участников к разговору
об особенностях современных подростков. Небанальных суждений было много.
Сначала по представленному исследованию. В среде подростков
востребованы не политические и эстрадные кумиры, а медиалидеры. То есть
люди с новыми идеями, те, кто может сказать интересное и важное.
Ценится медиатворчество: делать можно все, причем публично. Это не
только самовыражение, но и проектирование действительности. Значит,
важна способность находиться в коллективном диалоге. В сравнении со
школой, классно-урочной системой: там личность неуместна, там блюдут
«лицо школы», «лицо класса» – а ты кто такой? Там стабильная структура
коллектива – а в интернете сообщества детей возникают совершенно иначе,
группы текучие, меняются по задачам – это нормально. Там запреты – тут
внутренняя регламентация, конвенциальная этика.
Там – терпеть, тут – жить. Но можно и там положить планшет на колени, и
пока учительница что-то говорит, провести время с пользой и интересом.
Ученые фиксируют другую структуру интеллекта: могут и в интернете
сидеть, и слышать, что происходит вокруг, и что-то еще делать. Иные
пространства культуры, иное жизнепроживание: за 3 часа в интернете (а
примерно столько времени в среднем дети там проводят) они получают
информации в 12 раз больше, чем их ровесники 10 лет назад за это же
время без интернета.
По данным исследования Цымбаленко, 93% детей 10–17 лет – пользователи
интернета. Теперь и деревне не нужен ни провайдер, ни телефон: хороший
мобильник – и ты в эфире. На первом месте общение, на втором – учебные
занятия, на третьем – игры.
И как их теперь называть?
Попытки дискуссантов оспорить данные или придраться к выборке
или методу возвращали к разговору о детях. Так они взрослые или еще
нет? С одной стороны, независимые и хорошо информированные, а с другой
– как у них в плане ответственности за принятые решения?
Самореализуются рано и успешно, но ведь не в пространстве реальной
жизни.
Вспоминали «Каравеллу» Крапивина и другие неформальные объединения
прошлого – чем не аналог параллельного существования в желаемой среде?
Сам собой возникал вопрос о роли взрослого, старшего товарища,
поддерживающего правильное русло детского движения. То есть хорошо бы
внедриться в детское интернет-сообщество и что-то полезное и творческое
предложить, повести дело грамотно, а то ведь такое низкое качество
продуктов, которые они там размещают. И тут же люди нашлись, у которых
готовы программы – и по здоровьесбережению, и по искусству, а у кого-то
и от ЮНЭСКО… и вот давайте создадим совместный социум! О положительном
опыте такого рода рассказал режиссер Владимир Грамматиков: он уже
несколько десятков лет ведет детский всероссийский кинопроект: ребята
сами снимают фильмы, но в диалоге с профессионалами. По его словам,
качество продукта растет, «шлака» (жестокое, унизительное,
ненавистническое) практически не стало – в общем, прецедент себя
оправдал.
В случае Грамматикова, конечно, сомневаться не приходится, ведь
«Бумеранг» – это целая индустрия с финалами в «Орленке», где в 5 утра
симфонический оркестр играет на восходе солнца у самого моря. Размах! А
вот просто – пришел взрослый на виртуальную площадку подростков и
«повел за собой». Как-то странно. Потому что известно: ни на одну
площадку, созданную взрослыми, они не идут. И говорили: «Включать – это
насилие. Мы в своем пространстве не даем самореализоваться, а лезем в
их – с чем?»
В общем, секретная жизнь детей в медиасфере есть и должна быть, как
неотменимо и вечное желание взрослых повернуть их к прекрасному. Это
уже веками.
Анатолий Прохоров, научный сотрудник Российского института
культурологии, художественный руководитель проекта «Смешарики», назвал
«внедрение-включение» обывательским подходом. Ни родители, ни педагоги
не могут смириться с тем, что сегодняшние подростки не дети, а младшие
взрослые. И не принимают их теми, каковы они есть. Самообман
подпитывают «якобы данные». Например, в популярном журнале
опубликовано, что лишь 2% детей 10–17 лет интересуются сексом. Как
спрашивали? А так: интересует ли тебя информация о сексе, наркотиках,
СПИДе, суициде и других негативных проявлениях?
Кто теперь ребенок, а кто
нет?
Зажмуривающиеся от правды жизни – это теперь взрослые. С
какими-то списками книг, фильмов, требованиями к исследовательским
работам, перечнями компетенций. Все необходимое якобы есть, а что
делается? Создается герметичная культура, сама на себя направленная, –
а дети давно живут в экранной: отражение, считывание, отклик,
преображение значат больше, чем исходный продукт, устоявшееся мнение.
…Они не смотрят телевизор в том числе потому, что хорошие детские
передачи давно не выпускают, так как невыгодно: по закону в них не
должно быть рекламы.
Они не гуляют во дворах, потому что там место выгорожено только для мам
с малышами, остальное застроено-заставлено.
Они неохотно ходят в школу, воспринимая учебу в ней как повинность.
Они мало общаются с родителями, потому что плохо понимают, о чем они
постоянно переживают.
И выживают там, где им позволено выжить, в интернете. И что делать? Да
хоть что-то – для детей. А не для себя и для своего удобства и
удовольствия…