О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Выпускнику педагогического вуза может показаться, что работать
в маленькой сельской школе легко: детей в классе немного, каждый как на
ладони. Но на практике выясняется, что малое количество детей – это не
только плюсы, но и узкий круг общения, ограниченные возможности для
выбора учебных занятий, однообразие обстановки. Отсюда низкий уровень
качества знаний, коммуникативности, неумение быстро адаптироваться в
новых условиях. Столкнувшись с этими проблемами, педагоги Ивановской
школы (Ермаковский район Красноярского края) решили кардинально
перестроить организацию учебного процесса. Замысел состоял в том, чтобы
отказаться от классно-урочной системы и перейти на обучение по
индивидуальным образовательным программам. О том, что из этого
получилось, рассказывается в статье
учителя начальных классов О.Мазун «Свой метод» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3
за 2013 год).
Обозначим вкратце лишь несколько моментов. Сегодня в Ивановской школе
нет деления на начальное, среднее и старшее звено – действует единая
разновозрастная группа, состоящая из школьников 2–11-х классов. Каждый
ученик в ней максимально свободен: в удобной для него
последовательности, в своем темпе продвигается по программе,
взаимодействуя с другими школьниками. При этом педагоги используют все
формы метода коллективного обучения: индивидуальную, парную, групповую
и коллективную (пары сменного состава). Учебный процесс – в формате
погружений. Скажем, одна неделя – математика, природоведение, история,
вторая – русский язык, чтение (остальные предметы – еженедельно).
Каждый день планируется таким образом, чтобы у ребенка несколько раз
менялись виды деятельности: позиция ученика – позиция
учителя – самостоятельная работа.
С 2002 года в рамках проекта «Мониторинг экономики образования»
специалисты НИУ ВШЭ проводят массовые анкетирования родителей
школьников. Результаты опросов за период с 2006-го по 2011 год
представлены в статье
Я.Рощиной и Т.Филипповой «Школьное образование глазами родителей»
(«НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2013 год).
Исследование выявило ряд примечательных тенденций. В частности рост
школ, при поступлении в которые требуется пройти собеседование или
вступительные экзамены. Если в 2010 году количество таких школ
составляло примерно половину от общего числа образовательных
учреждений, то в 2011 году – уже 68,9%. При этом существенно выросла
доля обычных школ ( не имеющих статуса гимназии и не расположенных в
престижных районах), где проводятся подобные вступительные испытания.
Данные опроса показывают также, что количество предлагаемых предметов
по выбору увеличилось незначительно. Их доля от общего числа учебных
дисциплин, как и доля факультативов, составляет не более 10%. Вместе с
тем все больше родителей начинают искать различные кружки вне школы.
Почему? Как правило, в качестве основной причины папы и мамы называют
желание ребенка. Чаще всего ребята предпочитают творческие занятия:
музыку, танцы, рисование…
Еще одна тенденция – стремительный прогресс в области освоения
компьютерных программ. Если в 2006 году ежедневно пользовались
компьютером 66,6% старшеклассников, то в 2011-м – уже 91,6% (!), а доля
ежедневных пользователей интернета и электронной почты возросла до
83,3%. Но у этого процесса есть и негативные последствия. Каждый пятый
ученик начальной школы практически не общается со своими
одноклассниками вне школы, а каждый десятый – и с другими своими
сверстниками. И хотя с возрастом интенсивность общения возрастает, доля
малообщительных ребят почти не меняется.
Психологи обратили внимание на то, что у многих школьников приближение
сдачи ГИА и ЕГЭ вызывает стойкое состояние тревожности. Появился даже
специальный термин «тревожность выпускника». По каким признакам можно
распознать это состояние? И чем может помочь педагог? На эти вопросы
отвечает статья
Е.Стрижиус «Тревожность выпускника» в составе
эмоционально-мотивационной сферы старшеклассников» («ПСИХОЛОГИЯ
ОБУЧЕНИЯ», № 2 за 2013 год).
Особый акцент автор делает на двух моментах. Развитие тревожности
всегда сопряжено с выбором неэффективной стратегии преодоления
стрессовых ситуаций. Как правило, тревожные выпускники придерживаются
стратегии избегания неудачи, то есть уклонения от общения по поводу
возникшей проблемы и ухода от активных действий. Второй момент – для
тревожных выпускников характерен страх перед необходимостью заглянуть в
будущее, зачастую они оказываются не в состоянии предвидеть и
планировать дальнейшее развитие событий.