Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Выпускнику педагогического вуза может показаться, что работать в маленькой сельской школе легко: детей в классе немного, каждый как на ладони. Но на практике выясняется, что малое количество детей – это не только плюсы, но и узкий круг общения, ограниченные возможности для выбора учебных занятий, однообразие обстановки. Отсюда низкий уровень качества знаний, коммуникативности, неумение быстро адаптироваться в новых условиях. Столкнувшись с этими проблемами, педагоги Ивановской школы (Ермаковский район Красноярского края) решили кардинально перестроить организацию учебного процесса. Замысел состоял в том, чтобы отказаться от классно-урочной системы и перейти на обучение по индивидуальным образовательным программам. О том, что из этого получилось, рассказывается в статье учителя начальных классов О.Мазун «Свой метод» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3 за 2013 год).
Обозначим вкратце лишь несколько моментов. Сегодня в Ивановской школе нет деления на начальное, среднее и старшее звено – действует единая разновоз­растная группа, состоящая из школьников 2–11-х классов. Каждый ученик в ней максимально свободен: в удобной для него последовательности, в своем темпе продвигается по программе, взаимодействуя с другими школьниками. При этом педагоги используют все формы метода коллективного обучения: индивидуальную, парную, групповую и коллективную (пары сменного состава). Учебный процесс – в формате погружений. Скажем, одна неделя – математика, природоведение, история, вторая – русский язык, чтение (остальные предметы – еженедельно). Каждый день планируется таким образом, чтобы у ребенка несколько раз менялись виды деятельности: позиция ученика – позиция учителя – самостоятельная работа.
С 2002 года в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» специалисты НИУ ВШЭ проводят массовые анкетирования родителей школьников. Результаты опросов за период с 2006-го по 2011 год представлены в статье Я.Рощиной и Т.Филипповой «Школьное образование глазами родителей» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2013 год).
Исследование выявило ряд примечательных тенденций. В частности рост школ, при поступлении в которые требуется пройти собеседование или вступительные экзамены. Если в 2010 году количество таких школ составляло примерно половину от общего числа образовательных учреждений, то в 2011 году – уже 68,9%. При этом существенно выросла доля обычных школ ( не имеющих статуса гимназии и не расположенных в престижных районах), где проводятся подобные вступительные испытания.
Данные опроса показывают также, что количество предлагаемых предметов по выбору увеличилось незначительно. Их доля от общего числа учебных дисциплин, как и доля факультативов, составляет не более 10%. Вместе с тем все больше родителей начинают искать различные кружки вне школы. Почему? Как правило, в качестве основной причины папы и мамы называют желание ребенка. Чаще всего ребята предпочитают творческие занятия: музыку, танцы, рисование…
Еще одна тенденция – стремительный прогресс в области освоения компьютерных программ. Если в 2006 году ежедневно пользовались компьютером 66,6% старшеклассников, то в 2011-м – уже 91,6% (!), а доля ежедневных пользователей интернета и электронной почты возросла до 83,3%. Но у этого процесса есть и негативные последствия. Каждый пятый ученик начальной школы практически не общается со своими одноклассниками вне школы, а каждый десятый – и с другими своими сверстниками. И хотя с возрастом интенсивность общения возрастает, доля малообщительных ребят почти не меняется.
Психологи обратили внимание на то, что у многих школьников приближение сдачи ГИА и ЕГЭ вызывает стойкое состояние тревожности. Появился даже специальный термин «тревожность выпускника». По каким признакам можно распознать это состояние? И чем может помочь педагог? На эти вопросы отвечает статья Е.Стрижиус «Тревожность выпускника» в составе эмоционально-мотивационной сферы старшеклассников» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 2 за 2013 год).
Особый акцент автор делает на двух моментах. Развитие тревожности всегда сопряжено с выбором неэффективной стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Как правило, тревожные выпускники придерживаются стратегии избегания неудачи, то есть уклонения от общения по поводу возникшей проблемы и ухода от активных действий. Второй момент – для тревожных выпускников характерен страх перед необходимостью заглянуть в будущее, зачастую они оказываются не в состоянии предвидеть и планировать дальнейшее развитие событий.