ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Девиз «разбогатеть любой ценой» уходит…
В сознании значительной части молодых людей деньги из конечной ценности превращаются в ресурс саморазвития, показывают социологические данные
До сих пор многие молодежные проекты в социальной сфере и
сфере бизнеса остаются нереализованными, попытки попробовать себя в
предпринимательстве наталкиваются на неодолимые препятствия. Нам
не нужны люди, готовые полагаться на свое дело, свой труд? Для
сравнения: любой европейский школьник должен хоть раз попробовать себя
в качестве предпринимателя. У нас даже держатели бизнес-инкубаторов
сетуют: молодые люди не хотят, не мотивированы, не готовы брать
ответственность за риски. То ли людей накрепко отвадили от
самостоятельности, то ли не приучили…
Взять дело в
свои руки. Готовы ли?
Год назад псковские социологи провели сравнительный анализ
развития предпринимательского мышления у старшеклассников
Санкт-Петербурга и Пскова: насколько они готовы взять дело в свои руки?
Для начала определили качества предпринимательского мышления:
способность к осмыслению информации, умение ставить цель, способность к
созданию новых методов достижения. Мотивация достижения в противовес
мотивации избегания неудач. Ориентация на творческое преодоление
возникающих трудностей. И такой параметр: ценности нравственного
поведения, благотворительности и законности.
Старшеклассники выбирали нужное из нескольких пар суждений. Например,
такое качество, как ответственность за собственный успех или неудачи,
было оценено при помощи следующих суждений: «Мое материальное положение
зависит только от меня» и «От меня мало что зависит, более важным
фактором является экономическая ситуация в стране». Первое суждение, по
идее присущее сознанию предпринимателя, выбрали 69%, второе – 66%.
Или готовность к риску: антипод этого качества – тактика избегания
неудач. Тут между подростками Пскова и Санкт-Петербурга проявились
значимые различия: дети из провинции меньше расположены рисковать.
Далее – готовность к благотворительности. На первый взгляд неочевидная
характеристика, а на самом деле – необходимый следующий шаг. После
достижения личного благополучия нормально стремление поправить дела и в
окружающем мире, поделиться результатами успеха. Такие бизнесмены более
стабильны.
Так вот, должен ли состоятельный человек поддерживать тех, кто оказался
менее успешным? И снова дети из провинции оказываются более
осторожными: их 55% «да» против 70% «да» молодых петербуржцев.
Очевидно, подростки мегаполиса и областного центра живут в разной
среде, и она формирует у них определенные жизненные стратегии. Данные
говорят о том, что среда мегаполиса более социально ориентирована,
нацеливает на созидание. За счет чего? За счет экономической ситуации в
первую очередь.
В регионах, более развитых экономически, предприимчивые люди
рассматривают день ги как средство реализации проектов и задумок, а
благотворительность рассматривают как инвестиции в социальную среду.
Такая модель поведения перенимается и молодыми людьми.
Иными словами, хорошие бизнесмены могут вырастать при соблюдении двух
условий: более-менее благополучной экономической ситуации в городе и
наличия перед глазами позитивного опыта предпринимательства.
Значит, хотите предпринимателей – обеспечьте хотя бы средний уровень
благосостояния территории, где они взрослеют.
Важнее то, что
интересно
Исследование показывает: профессиональная деятельность все
реже воспринимается молодыми людьми только как инструмент для
материального обеспечения себя и своей семьи. Старшеклассники указали,
что для них гораздо важнее не то, сколько платят за работу, а то,
вызывает ли она интерес и стимулирует ли саморазвитие. Так считают по
две трети и петербуржцев, и псковичей. Отрадный факт: в сознании
значительной части молодых людей деньги медленно, но верно из конечной
ценности превращаются в ресурс саморазвития и развития ближайшего
окружения. С ростом самоуважения девиз «разбогатеть любой ценой»
уходит. Молодым людям было предложено два высказывания, первое из
которых предполагало толерантное отношение к получению незаконных
доходов, второе категорически отрицало их возможность. Чуть более 40%
указали на возможность получения дохода независимо от его законности и
почти 60% – категорически против доходов, полученных нечестным путем.
Хотя, конечно, это немало: 40% детей даже не надеются на успех
легального бизнеса. Можно думать, что и романтическое отношение к
работе, и стремление жить честно, деятельно, по закону – качества,
свойственные юности, и реальность эти ценности неизбежно поправит. Но
это если смотреть из своего опыта – он противоречит тем ценностным
ориентациям, на которых строится нормальный грамотный бизнес.
Что в итоге? Российские подростки в целом обладают необходимым базисом
для развития предприимчивого мышления. Они рассматривают свое
благосостояние как производную от собственных усилий, а не как
обретение теплого местечка. Но что ждет новую когорту молодых людей на
ухабах российского предпринимательства – болезненный вопрос.