Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Первая тетрадь
Политика образования

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ


Кожурина Людмила

Единый экзамен: «предметные» советы

Разработчики КИМов рассказывают, чего ждать от испытаний по русскому, математике и обществознанию 

Более восьмисот тысяч выпускников школ будут сдавать ЕГЭ в этом году. Как известно, в последние дни и месяцы перед экзаменом мобилизация организма экзаменующегося повышается, это дает шанс на лучший результат, но важно не переборщить. Вот и специалисты призывают к спокойствию. Директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов провел в марте ряд пресс-конференций в «РИА Новости», посвященных грядущему экзамену.

Строго говоря, о содержательных изменениях в главном экзамене страны все известно с ноября 2012 года. «С тех пор ни одной запятой не было и не может быть внесено», – гарантировал Андрей Ершов. КИМы давно готовы, критерии оценивания известны, сейчас идет заключительная фаза подготовки – процесс тиражирования материалов и планирование доставки во все регионы страны. Впервые в истории единого госэкзамена Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) в полном согласовании с Рособрнадзором объявил нижнюю границу баллов по всем предметам. На пресс-конференции выступали разработчики КИМов по предметам. Председатель ассоциации учителей русского языка и литературы Роман Дощинский заверил, что задания по русскому языку – это целостный сбалансированный продукт, результат долгого пути совершенствования и филигранной выверки. Председатель научно-методического совета ФИПИ по математике Алексей Семенов также удовлетворен качеством КИМов по математике: они стабильны. 
Все характеристики работы в целом сохранены, а если изменения и происходят, то не в угоду желанию или вкусу педагогического сообщества, а под воздействием объективных обстоятельств. Например, изменения в ЕГЭ по обществознанию зависят от законодательства страны, а по русскому – в связи с тем, что увидел свет новый орфоэпический словарь. Также на содержание экзамена влияют свежая статистика ошибок и проводимые тест-драйвы, пробные экзамены. Идет активная подготовка кадров в региональных комиссиях – регионы ответственны за процесс. Но для всех членов комиссии, и в особенности для тех, кто будет проверять открытые задания, организован интернет-практикум на сайте ФИПИ. Федеральное участие в подготовке на этом не заканчивается: в этом году впервые была предпринята попытка выдвинуть единые квалификационные требования ко всем экспертам во всех регионах – пока без нажима, исключительно по добровольному согласию. По словам Ершова, администрации многих регионов добровольно подписались под новыми правилами. Теперь подписавшихся ждет пилотная подготовка. В Санкт-Петербурге готовят экспертов по географии, физике, ИКТ; в Казани – по иностранным языкам, химии, биологии и истории с обществознанием; а в Краснодаре – по русскому языку и математике. Вероятно, дело движется к лицензированию и сертифицированию позиции «эксперт ЕГЭ». Хотя пока далеко не все регионы раскусили, в чем тут дело. Однако какие претензии к экспертам сегодня? Оказывается, многих «ловят» на завышении требований. Личная планка сильного учителя высока. А корпоративные встречи, по мнению Андрея Ершова, помогут установить некое общее видение ситуации проверки.

Математика: лучше знать мало, но твердо

Руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по математике Иван Ященко опроверг слухи о том, что страна переходит на двухуровневую систему ЕГЭ по математике: пока ничего не утверждено.

– Конечно, у многих возникает вопрос, зачем середнячкам подсовывать задания мехмата, а продвинутым – элементарные задания, – соглашается Ященко, – но в случае введения двухуровневой системы есть опасность создать в провинции целые кластеры людей, которые на этапе подготовки не будут ничего знать о более высоком уровне математики. Главное – соблюден принцип стабильности: базовые задания по математике остались неизменны, а вторая часть, как всегда, оригинальна. По-прежнему тест составляется из открытого банка заданий, и ни по структуре, ни по сложности изменений быть не может.

А вот ГИА по математике претерпит изменения: наконец-то в нее включена не только алгебра, но и геометрия, и реальная практическая математика. По всем трем разделам ученикам надо набрать пороговый балл.

Суть практической математики объяснил Алексей Семенов:

– Хотя бы элементарные задачи каждый должен уметь решить: на простейшем плане находить площадь объекта, разбираться во времени, рассаживать людей по автобусам, рассчитывать тарифные планы и так далее. Сегодня учитель в старшей школе мало-помалу начинает понимать, что пусть ученики решают только этот минимум, но четко. Задавать больше – получить меньше: сложные логарифмические уравнения забирают силы, и их на простую и важную работу с графиками уже не остается. Да и у родителей исчезает ощущение, что их ребенок боится математики. С каждым годом все больше детей и родителей относятся спокойно к экзамену, и вообще стыдно обвинять ЕГЭ в том, что многие дети не могут решить задачу про время прихода поезда. Еще один важный момент: система оценки ЕГЭ поменяла настрой. Проверяющие теперь не ищут ошибки, а оценивают достижения, прослеживают продвижение в решении задачи. А вот решить ЕГЭ по математике на сто баллов – высота почти недостижимая. К ней можно не стремиться.

Русский язык: секрет успеха в самооценке

У ЕГЭ по русскому языку особые сложности ввиду разнообразия учебников.

– В настоящее время мы имеем более шестидесяти учебников по русскому языку для основной школы и более семи готовых линеек. Задача экспертов – через экзамен нивелировать их особенности, – говорит председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько. Изменения в этом году коснулись заданий группы А; орфоэпического задания; в системе оценки сочинения пересчитаны баллы по одному из критериев. Также увеличено время проведения экзамена. Но эти изменения – в защиту ребенка от ошибки. Например, задание по орфо­эпии изменилось за счет отбора частотных слов: «Произношения редких слов можно и не знать, а вот самые распространенные – обязательно» 
Ирина Цыбулько назвала и «врагов» сдающего экзамен: стресс и самомнение. Точнее – стресс от крушения завышенной самооценки, когда оказывается, что ты не так хорош, как тебе говорили наставники. Это теперь масштабная проблема. Одна из задач учителя – формировать у ребенка адекватную самооценку по поводу знания предмета. Не накачивать «все знаешь – можешь – должен», потому что экзамен есть экзамен. Надо думать, а не доказывать свое превосходство.

Обществознание: экзамен для решения своих проблем

Мультимедийный «круглый стол» был посвящен и особенностям экзамена по обществознанию. Участвовали Анна Лазебникова, руководитель федеральной предметной комиссии разработчиков КИМов, Ольга Котова, заместитель руководителя ФКР по обществознанию, и Лариса Иркова, московский учитель истории, обществознания и права. В нашей стране обществознание выбирает каждый второй ученик, в некоторых регионах желающих сдавать предмет более 70%. Востребованность этого экзамена связана с тем, что он нужен для поступления на все гуманитарные специальности и даже на некоторые негуманитарные. Но не только: он привлекает внешней простотой и понятностью. Кажется, не надо владеть специфическим языком, которого требует любая наука, иметь специфические знания – все это про жизнь. Но это иллюзия, говорила Анна Лазебникова. Мало кто показывает высокий абитуриентский балл по обществознанию. Правда, и несправившихся мало. В чем же реальная трудность этого экзамена? Хромают как раз те сферы, где надо что-то знать: экономика, правоведение, отчасти политология. Дети массово «плывут» в вопросах государственного устройства. Непреодолимая трудность: как устроена власть в нашей стране? Вопрос прошлого года «Назовите три высших органа власти и укажите хотя бы одно полномочие каждого» был провальным. Тонут дети и в вопросах по философии, хотя задания не глубже уровня социальной философии. Также трудными оказываются задания на обобщение частного, например, перечислены все компоненты общего, надо это общее назвать. Не могут. И наоборот – конкретизировать общее суждение фактами – это вызывает самые большие затруднения. Беда с афоризмами. Понимать их трудно, потому что сначала надо из афоризма смысл достать, а потом обсуждать.
И так далее: детям не хватает слов, опыта, знаний, навыков мыслительной деятельности. Анна Лазебникова говорила: «В задании, где нужно подкрепить суждение конкретным материалом, в том числе из жизненного опыта, они пишут: «я согласен» – и повторяют содержание. Но дело в том, что экзамен не для того, чтобы выявлять взгляды и их оценивать. Он выявляет знания, присутствие мысли, навыки обоснования, общую культуру, кругозор. Все балльные потери у нас в части С».
А учитель Лариса Иркова, которая каждый год выпускает детей на ЕГЭ по обществознанию, заметила: сегодня индустрия подготовки к экзамену развилась достаточно сильно – и учебники хорошие, и пособий масса, условия понятные, и база заданий открытая, и проходи-пробуй в любом режиме сколько хочешь, а мотивация детей с каждым годом снижается. «Они хотят, они очень хотят поступить в престижный вуз, потом быть на высоких позициях в обществе, но не прилагая труда, не обременяя себя знаниями, вообще не учась», – сетовала учительница.
Ну и об экспертах. Позиция ФИПИ по их подготовке активная, об этом говорила Ольга Котова. Только что в Казани прошла конференция председателей предметных комиссий, на ней обнаружилась спе­цифическая проблема обществоведов-егэшников: поскольку сдающих очень много, экспертов требуется огромное количество, по одной Москве несколько тысяч. Обучить тщательно – нереально, а нюансов при проверке работ возникает много. В то же время есть удачный опыт Татарстана: там пошли по пути «лучше меньше, да лучше», то есть небольшое количество очень хорошо подготовленных экспертов проверяют в несколько раз большее количество работ, чем в обычной практике. В целом же работа по совершенствованию экзамена продолжается, хотя изменения в КИМах незначительные. Анна Лазебникова не преминула задеть новый ФГОС, в котором «нет предметного содержания, и непонятно, из чего будут делать КИМы после 2020 года». Что ж, всем успеха в анализе социальной информации.

Еще раз о главном

Советы экспертов просты и не новы. Но следовать им не всегда получается. Чтобы сдать экзамен хорошо, надо систематически учить предмет. Ориентироваться на свой учебник и не искать универсальных ключей. Учитесь читать задание. Почти половина неправильно решенных задач – неправильно понятое условие.
Нужно уметь работать с бланками, тренироваться, как писать буквы, цифры, где ставить и не ставить знаки препинания, как оформлять ответы, делать ли пробелы, как исправлять ошибки.
А главное – доверяйте своему школьному учителю, полагайтесь на него, он отвечает за вас. А курсы, репетиторы – все это после него.