БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Единый экзамен: «предметные» советы
Разработчики КИМов рассказывают, чего ждать от испытаний по русскому, математике и обществознанию
Более восьмисот тысяч выпускников школ будут сдавать ЕГЭ в
этом году. Как известно, в последние дни и месяцы перед экзаменом
мобилизация организма экзаменующегося повышается, это дает шанс
на лучший результат, но важно не переборщить. Вот и специалисты
призывают к спокойствию. Директор Федерального института педагогических
измерений Андрей Ершов провел в марте ряд пресс-конференций
в «РИА Новости», посвященных грядущему экзамену.
Строго говоря, о содержательных изменениях в главном экзамене
страны все известно с ноября 2012 года. «С тех пор ни одной запятой не
было и не может быть внесено», – гарантировал Андрей Ершов. КИМы давно
готовы, критерии оценивания известны, сейчас идет заключительная фаза
подготовки – процесс тиражирования материалов и планирование доставки
во все регионы страны. Впервые в истории единого госэкзамена
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) в полном
согласовании с Рособрнадзором объявил нижнюю границу баллов по всем
предметам. На пресс-конференции выступали разработчики КИМов
по предметам. Председатель ассоциации учителей русского языка и
литературы Роман Дощинский заверил, что задания по русскому языку – это
целостный сбалансированный продукт, результат долгого пути
совершенствования и филигранной выверки. Председатель
научно-методического совета ФИПИ по математике Алексей Семенов также
удовлетворен качеством КИМов по математике: они
стабильны.
Все характеристики работы в целом сохранены, а если изменения и
происходят, то не в угоду желанию или вкусу педагогического сообщества,
а под воздействием объективных обстоятельств. Например, изменения в ЕГЭ
по обществознанию зависят от законодательства страны, а по русскому – в
связи с тем, что увидел свет новый орфоэпический словарь. Также на
содержание экзамена влияют свежая статистика ошибок и проводимые
тест-драйвы, пробные экзамены. Идет активная подготовка кадров в
региональных комиссиях – регионы ответственны за процесс. Но для всех
членов комиссии, и в особенности для тех, кто будет проверять открытые
задания, организован интернет-практикум на сайте ФИПИ. Федеральное
участие в подготовке на этом не заканчивается: в этом году впервые была
предпринята попытка выдвинуть единые квалификационные требования ко
всем экспертам во всех регионах – пока без нажима, исключительно по
добровольному согласию. По словам Ершова, администрации многих регионов
добровольно подписались под новыми правилами. Теперь подписавшихся ждет
пилотная подготовка. В Санкт-Петербурге готовят экспертов по географии,
физике, ИКТ; в Казани – по иностранным языкам, химии, биологии и
истории с обществознанием; а в Краснодаре – по русскому языку и
математике. Вероятно, дело движется к лицензированию и сертифицированию
позиции «эксперт ЕГЭ». Хотя пока далеко не все регионы раскусили, в чем
тут дело. Однако какие претензии к экспертам сегодня? Оказывается,
многих «ловят» на завышении требований. Личная планка сильного учителя
высока. А корпоративные встречи, по мнению Андрея Ершова, помогут
установить некое общее видение ситуации проверки.
Математика: лучше
знать мало, но твердо
Руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по
математике Иван Ященко опроверг слухи о том, что страна переходит на
двухуровневую систему ЕГЭ по математике: пока ничего не утверждено.
– Конечно, у многих возникает вопрос, зачем середнячкам
подсовывать задания мехмата, а продвинутым – элементарные задания, –
соглашается Ященко, – но в случае введения двухуровневой системы есть
опасность создать в провинции целые кластеры людей, которые на этапе
подготовки не будут ничего знать о более высоком уровне математики.
Главное – соблюден принцип стабильности: базовые задания по математике
остались неизменны, а вторая часть, как всегда, оригинальна.
По-прежнему тест составляется из открытого банка заданий, и ни по
структуре, ни по сложности изменений быть не может.
А вот ГИА по математике претерпит изменения: наконец-то в нее
включена не только алгебра, но и геометрия, и реальная практическая
математика. По всем трем разделам ученикам надо набрать пороговый балл.
Суть практической математики объяснил Алексей Семенов:
– Хотя бы элементарные задачи каждый должен уметь решить: на
простейшем плане находить площадь объекта, разбираться во времени,
рассаживать людей по автобусам, рассчитывать тарифные планы и так
далее. Сегодня учитель в старшей школе мало-помалу начинает понимать,
что пусть ученики решают только этот минимум, но четко. Задавать больше
– получить меньше: сложные логарифмические уравнения забирают силы, и
их на простую и важную работу с графиками уже не остается. Да
и у родителей исчезает ощущение, что их ребенок боится математики. С
каждым годом все больше детей и родителей относятся спокойно к
экзамену, и вообще стыдно обвинять ЕГЭ в том, что многие дети не могут
решить задачу про время прихода поезда. Еще один важный
момент: система оценки ЕГЭ поменяла настрой. Проверяющие теперь не ищут
ошибки, а оценивают достижения, прослеживают продвижение в решении
задачи. А вот решить ЕГЭ по математике на сто баллов – высота почти
недостижимая. К ней можно не стремиться.
Русский язык:
секрет успеха в самооценке
У ЕГЭ по русскому языку особые сложности ввиду разнообразия
учебников.
– В настоящее время мы имеем более шестидесяти учебников по
русскому языку для основной школы и более семи готовых линеек. Задача
экспертов – через экзамен нивелировать их особенности, – говорит
председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по
русскому языку Ирина Цыбулько. Изменения в этом году коснулись
заданий группы А; орфоэпического задания; в системе оценки сочинения
пересчитаны баллы по одному из критериев. Также увеличено время
проведения экзамена. Но эти изменения – в защиту ребенка от
ошибки. Например, задание по орфоэпии изменилось за счет отбора
частотных слов: «Произношения редких слов можно и не знать, а вот самые
распространенные – обязательно»
Ирина Цыбулько назвала и «врагов» сдающего экзамен: стресс и
самомнение. Точнее – стресс от крушения завышенной самооценки, когда
оказывается, что ты не так хорош, как тебе говорили наставники. Это
теперь масштабная проблема. Одна из задач учителя – формировать у
ребенка адекватную самооценку по поводу знания предмета. Не накачивать
«все знаешь – можешь – должен», потому что экзамен есть экзамен. Надо
думать, а не доказывать свое превосходство.
Обществознание: экзамен
для решения своих проблем
Мультимедийный «круглый стол» был посвящен и особенностям
экзамена по обществознанию. Участвовали Анна Лазебникова, руководитель
федеральной предметной комиссии разработчиков КИМов, Ольга
Котова, заместитель руководителя ФКР по обществознанию, и Лариса
Иркова, московский учитель истории, обществознания и права. В
нашей стране обществознание выбирает каждый второй ученик, в некоторых
регионах желающих сдавать предмет более 70%. Востребованность этого
экзамена связана с тем, что он нужен для поступления на все
гуманитарные специальности и даже на некоторые негуманитарные. Но не
только: он привлекает внешней простотой и понятностью. Кажется, не надо
владеть специфическим языком, которого требует любая наука, иметь
специфические знания – все это про жизнь. Но это иллюзия, говорила Анна
Лазебникова. Мало кто показывает высокий абитуриентский балл по
обществознанию. Правда, и несправившихся мало. В чем же
реальная трудность этого экзамена? Хромают как раз те сферы, где надо
что-то знать: экономика, правоведение, отчасти политология. Дети
массово «плывут» в вопросах государственного устройства. Непреодолимая
трудность: как устроена власть в нашей стране? Вопрос прошлого года
«Назовите три высших органа власти и укажите хотя бы одно полномочие
каждого» был провальным. Тонут дети и в вопросах по философии,
хотя задания не глубже уровня социальной философии. Также
трудными оказываются задания на обобщение частного, например,
перечислены все компоненты общего, надо это общее назвать. Не могут. И
наоборот – конкретизировать общее суждение фактами – это вызывает самые
большие затруднения. Беда с афоризмами. Понимать их трудно,
потому что сначала надо из афоризма смысл достать, а потом обсуждать.
И так далее: детям не хватает слов, опыта, знаний, навыков мыслительной
деятельности. Анна Лазебникова говорила: «В задании, где нужно
подкрепить суждение конкретным материалом, в том числе из жизненного
опыта, они пишут: «я согласен» – и повторяют содержание. Но дело в том,
что экзамен не для того, чтобы выявлять взгляды и их оценивать. Он
выявляет знания, присутствие мысли, навыки обоснования, общую культуру,
кругозор. Все балльные потери у нас в части С».
А учитель Лариса Иркова, которая каждый год выпускает детей на ЕГЭ по
обществознанию, заметила: сегодня индустрия подготовки к экзамену
развилась достаточно сильно – и учебники хорошие, и пособий масса,
условия понятные, и база заданий открытая, и проходи-пробуй в любом
режиме сколько хочешь, а мотивация детей с каждым годом снижается. «Они
хотят, они очень хотят поступить в престижный вуз, потом быть на
высоких позициях в обществе, но не прилагая труда, не обременяя себя
знаниями, вообще не учась», – сетовала учительница.
Ну и об экспертах. Позиция ФИПИ по их подготовке активная, об этом
говорила Ольга Котова. Только что в Казани прошла конференция
председателей предметных комиссий, на ней обнаружилась специфическая
проблема обществоведов-егэшников: поскольку сдающих очень много,
экспертов требуется огромное количество, по одной Москве несколько
тысяч. Обучить тщательно – нереально, а нюансов при проверке работ
возникает много. В то же время есть удачный опыт Татарстана: там пошли
по пути «лучше меньше, да лучше», то есть небольшое количество очень
хорошо подготовленных экспертов проверяют в несколько раз большее
количество работ, чем в обычной практике. В целом же работа по
совершенствованию экзамена продолжается, хотя изменения в КИМах
незначительные. Анна Лазебникова не преминула задеть новый ФГОС, в
котором «нет предметного содержания, и непонятно, из чего будут делать
КИМы после 2020 года». Что ж, всем успеха в анализе социальной
информации.
Еще раз о главном
Советы экспертов просты и не новы. Но следовать им не всегда
получается. Чтобы сдать экзамен хорошо, надо систематически учить
предмет. Ориентироваться на свой учебник и не искать универсальных
ключей. Учитесь читать задание. Почти половина неправильно решенных
задач – неправильно понятое условие.
Нужно уметь работать с бланками, тренироваться, как писать буквы,
цифры, где ставить и не ставить знаки препинания, как оформлять ответы,
делать ли пробелы, как исправлять ошибки.
А главное – доверяйте своему школьному учителю, полагайтесь на него, он
отвечает за вас. А курсы, репетиторы – все это после него.