КРУГ ВОПРОСОВ
Юрий Забродин: «Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей»
Проект стандарта педагогической деятельности обсуждается. Пока
одни называют его «набором слов» и требуют «нормального, рабочего»,
другие готовы отстаивать перед Минтруда педагогические ценности
профессии. Юрий Забродин, проректор Московского городского
психолого-педагогического университета, член рабочей группы
Общественного совета по разработке профессионального стандарта
педагогической деятельности, дал интервью «ПС».
– Юрий Михайлович, почему
потребовалось вводить профессиональные стандарты педагогической
деятельности?
– Вступление в ВТО диктует новые правила работы с персоналом.
Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам,
должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже
устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения
работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения
жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко
устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и
требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для
формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической
деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими
труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и,
соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
– Пригодился ли вам
зарубежный опыт при разработке документа?
– Первые стандарты педагогической деятельности появились в
середине 50-х годов в странах Североамериканского континента и в
Европе, а в XXI веке они уже введены повсеместно, за исключением
России. Везде свои различия и особенности. Например, в Канаде
в каждой провинции своя система аттестации и сертификации учителя. И
если вы из Квебека, например, переехали в Онтарио, вам придется заново
сдавать профессиональный экзамен. Во Франции система
сертификации работника отделена от государства – этим занимаются
независимые общественные структуры. В Японии, наоборот, эта
система предельно централизована, поскольку учителя являются
госслужащими. Наша рабочая группа изучала разные подходы и зарубежные
модели, но прямой перенос этого опыта в российские условия, по мнению
рабочей группы, невозможен и нецелесообразен.
– На что вы
ориентировались, начиная работу над документом?
– Мы старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие
требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше
учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT,
информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться.
Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые
требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных
предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей
совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться
со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Задача
современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и
воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение
гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении,
избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов,
совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая
идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями
детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.
– Вас, разработчиков, часто
упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к
педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель
должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для
успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного
человека?
– Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может
соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций,
записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить
усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном,
работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от
особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет
расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме
деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например,
корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная
задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то
задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит
внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту.
Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который
обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным
специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение
взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными
педагогами, дефектологами и т.д.
– В профстандарте
предпринята попытка преодолеть технократический подход к оценке труда
педагога и прописаны такие качества, как умение общаться с детьми,
признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском
коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их
способностей, психического и физического состояния здоровья и даже
уважение к различным культурам и языкам учащихся других
национальностей. Как вы думаете, почему такие важные гуманные положения
не получили должной поддержки со стороны педагогического сообщества?
– Здесь несколько причин. Во-первых, всякая инновация
внедряется сложно, даже если ее польза очевидна. Во-вторых, учителя –
это самая консервативная (в хорошем смысле) категория профессионалов, и
здесь надо экспериментировать с большой осторожностью. В-третьих, мы
уже, к большому сожалению, привыкли к традиционным критериям оценки
учительского труда (результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад,
привычные оценки знаний и др.), какими бы спорными они ни были. А здесь
надо перестроиться и начать оценивать деятельность учителя и школы не
только по работе с успешными, но и с трудными детьми. Настороженное
отношение также вызвано тем, что многие не верят в то, что можно
«измерить», «перевести в баллы» такие качества, как уважение к ребенку
или умение его защитить. На самом деле такие инструменты и технологии
есть, в том числе анкетирование родителей, учащихся. Настоящую проблему
я вижу в другом: а именно в том, что в педвузах не учат тем
компетенциям, которые прописаны в профессиональном стандарте. Поэтому
его введение потребует существенных изменений в системе повышения
квалификации и подготовки самих педагогов – в части усиления
психолого-педагогических, этических, правовых аспектов, ориентации на
повседневную школьную практику. Например, учитель должен уметь дать
развернутую характеристику трудного ребенка, уметь обнаруживать и
описывать целый спектр зависимостей, которыми страдают современные
подростки, – от алкоголизма и наркомании до анорексии и компьютерной
«мании». Ну и конечно, нужно вооружить педагога эффективными
методами борьбы с этими явлениями.
– Тут возникает сразу
несколько вопросов: в каких вузах будут обучать педагогов по новым
стандартам – в педагогических, которых остается все меньше, или в
классических университетах, к которым их насильственно присоединили?
Что будет с учителями и воспитателями ДОУ, не имеющими высшего
образования, наличие которого – обязательное требование профстандарта?
– Прежде всего надо предоставить возможность получить высшее
образование тем, у кого его нет, за счет курсов и сокращенной вузовской
подготовки. Исключение можно сделать для младших воспитателей, вожатых,
для которых может быть достаточно среднего педагогического
образования. Но в целом профстандарт требует высокого уровня
подготовки. Где именно она будет осуществляться – в педвузе или в
классическом университете – не так принципиально. Мы полагаем, что
такой гибкий подход даст возможность привлечь в школу специалистов из
разных отраслей. Нужно посмотреть, чего не хватает для успешной работы
в школе выпускникам педвузов и классических университетов. Первым, как
правило, недостает предметных знаний, вторым – психолого-педагогической
и практической подготовки. Мы должны предложить вариативные
образовательные маршруты, позволяющие и тем, и другим повысить свое
педагогическое мастерство. Это может быть послевузовская педагогическая
интернатура или иные формы, позволяющие осуществить введение молодых в
профессию с помощью методистов, психологов, опытных учителей. Также
полезно создавать крупные региональные центры переподготовки учителей,
стажировочные площадки на базе ведущих школ.
– Как будет строиться
дальнейшая работа над профстандартом?
– Все конструктивные замечания и предложения, которые поступят
в ходе общественного обсуждения, мы учтем при доработке
документа. Окончательный вариант представим в Минтруда России.
Но даже после утверждения сразу и повсеместно мы вводить стандарт не
собираемся. С 2014 г. предполагается начать процесс постепенной
пилотной апробации в отдельных регионах по мере их готовности, что
позволит вести мониторинг возникающих трудностей и осуществлять гибкую
коррекцию документа с их учетом. Ведь предлагаемый стандарт носит
«рамочный» характер, и на его базе могут и должны разрабатываться
региональные, а может быть, и школьные варианты. Позитивный опыт
апробации будет распространяться через систему повышения квалификации,
методические документы и т.д. Это одна линия, а вторая –
разработка профстандартов для педагогов-психологов, дефектологов,
тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования
и организаций, реализующих программы общего образования
(школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна
разработка профстандартов для всех учителей-предметников (пока мы
представили два рамочных стандарта – для учителей математики и русского
языка) и для руководителей – директоров школы и завучей. Так
что профстандарт – это длительная системная работа, которая потребует
много времени и сил.
– Часто
приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет
ли жизнь учителя легче или труднее?
– Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте,
помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его
компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему
требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только
в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы,
связанные с повышением эффективности в работе всех участников
образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ