ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
ФГОС подбирается к дошкольникам...
Несмотря на все заверения, система воспитания и образования для самых маленьких, похоже, окончательно меняет акценты
Внимание, детский сад становится первой обязательной ступенью
образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только
доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится ФГОС
дошкольного образования, теперь условия, оснащение, кадры, программы –
все у нас станет качественным. В последние дни общественность
по этим вопросам просвещали.
Оснований для тревоги нет?
В «РИА Новости» пресс-конференцию дала заместитель
председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.
«Прежде всего, – сказала депутат, – никаких оснований для тревоги,
наоборот: ФЗ 273 содержит много новшеств и расширяет права граждан».
Далее кратко. Полномочия переданы субъектам Федерации и
муниципалитетам. Регионы будут обязаны предоставлять муниципалитету
субсидии: расходы на оплату труда, средства обучения, игры и игрушки, а
также содержание здания, коммунальные услуги, благоустройство
территории.
На первое место выходит реализация программ дошкольного образования. Ее
исполнение будет оплачивать государство. Госфинансирование на
реализацию общеобразовательных программ предусмотрено и для частных
детских садов.
А вот присмотр и уход за ребенком – отдельной строкой. За присмотр и
уход будут платить родители, это теперь рассматривается как
дополнительная услуга. Но это не значит, что плата будет увеличена,
она, как и сейчас, не может составлять более 20% от содержания. Суть в
другом: теперь основная цель детсада – образование. Правда, получать
дошкольное образование можно не только в саду, но и дома. (В целом по
России 71% детей устроены в детские сады.) Государство обещает помогать
советами и консультациями, а вот механизмы осуществления помощи
надомникам, в том числе финансовой, вырабатываются на региональном
уровне.
Но вернемся к теме. Ирину Мануйлову спрашивали родители: платим за
уход – платим нянечке? А воспитатель теперь учитель? По мнению
депутата, ничего принципиально не меняется, образование как таковое
было в детском саду всегда, просто никогда программы не составлялись на
основе ФГОС.
Но раз есть стандарт, логично требовать соответствия стандарту? Будут
ли проводиться какие-либо измерения выпускников детсада? Однако и тут
Ирина Мануйлова настроена оптимистично: никакой аттестации не
предусматривается. При зачислении в школу никакие данные спрашивать не
будут. В это трудно поверить – может ли депутат говорить за школу?
Сегодня депутат обещает и учет индивидуальных способностей ребенка, и
вариативность программ дошкольного образования, – а что и кто скажет
завтра? Особенно ценным Ирине Мануйловой представляется выбор для
родителей: учить детей можно в саду, можно дома, можно в системе
допобразования. Никто их контролировать не будет.
Возможностей у родителей много, например, не все знают, что есть
патентная система: родитель работает со своим ребенком в роли
гувернера, у него идет стаж – для этого достаточно договориться с
государством. По закону и частные предприниматели, и родители могут
взять на себя обязанности по организации центров дошкольного
образования.
На сегодня из 56 тысяч учреждений дошкольного образования 46 – обычные
сады, остальные – школы, центры развития, дополнительные
образовательные учреждения, в которых созданы группы пребывания детей.
…На фоне всего перечисленного рождается непонимание: зачем нужно
унифицировать сложившееся и складывающееся на наших глазах
разнообразие форм и стилей образования дошкольников? Как возможен ФГОС,
по которому не собираются контролировать? Наконец, имеет ли родитель
право пренебречь «реализацией примерных образовательных программ» и
оставить ребенка пожить в детстве хотя бы до школы?
Слияние школ и детсадов
проведено, а зачем?
В дискуссионном клубе PublicPost в кафе «МАРТ» учителя и
родители задавали вопросы директору Центра социально-экономического
развития школы НИУ ВШЭ Cергею Косарецкому и уполномоченному по правам
ребенка в Москве Евгению Бунимовичу.
В самом деле, непонятно, зачем детсады прикрепили к школе: хотя
педагоги-детсадовцы остались на своем месте, заведующая теперь все
больше смотрит поверх их голов, у нее педсоветы и собрания в школе.
Формально права детей и родителей на дошкольное образование это не
нарушает, но фактически обстановка изменилась в худшую сторону.
Очевидно, что слияние проведено не для людей, а для удобства системы
управления. Об этом говорил Александр Ковальджи, замдиректора лицея
«Вторая школа», и ругал разработчиков, в частности, НИУ ВШЭ.
В то же время Сергей Косарецкий, директор Центра
социально-экономического развития школы ВШЭ, говорил, что не знаком с
теми документами и программами, которые фиксируют цели и задачи
процесса слияния школ и детских садов: «Мы активно стремимся
участвовать в процессе и разработке проектов, но ни в каких программах
не встречали терминов: слияние, укрупнение... нет данных, как эта
картина сложилась на сегодняшний день, я сам пытаюсь понять, что
происходит, но нигде нет документов о том, что будет далее… однако есть
исследования о том, что процессы укрупнения, которые проводятся
форсированно, могут приводить к негативным эффектам: при слиянии
элитных и слабых образовательных учреждений ухудшаются шансы на
получение образования для всех».
То есть никто не видел бумаг, обосновывающих процедуру слияния. Само
собой – разъяснений и обсуждений не проводилось. Все прошло быстро, под
лозунгом «Сливайтесь – или не выживете».
Эффект тут один: меньше управленческого аппарата. И он не
педагогический, потому что теперь в саду стало всем «холоднее» оттого,
что заведующая уже не главный и не единственный руководитель. Теперь ей
говорят, что нужно делать, а раньше она сама думала о том, что нам
нужно. Разница огромная.
Главное – никакой официальной позиции нет, интереса к тому, как все
проходит в новой модели, нет, никто ситуацию не мониторит, а значит –
корректировать издержки не собирается.
Выходит, решение чисто процедурное, ничего общего с целями образования
не имеющее. Впрочем, работникам образования давно уже не привыкать, их
позицию узнать невозможно. Остается надежда на родительское сообщество.
Потому что в отсутствие объединений и коалиций, то есть сопротивления,
чиновники могут бесконечно долго топтаться на педагогике, отрабатывая
все новые и новые «процедуры».