БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Что будет с учительской зарплатой, или Гадания на «Дорожной карте» Минтруда
Цена, которую социальная сфера заплатит за очередную реформу, может оказаться слишком высокой, предупреждают специалисты. Мы беседуем с директором Института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной
Цена, которую социальная сфера заплатит за очередную реформу,
может оказаться слишком высокой, предупреждают специалисты. Мы беседуем
с директором Института развития образования
НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной
– В России
принята «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в
государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». Ее еще
называют «Дорожной картой». Зачем она понадобилась? Ведь систему оплаты
труда в образовательных учреждениях России совершенствуют столько лет!
– «Дорожную карту» принял Минтруд. Она распространяется на все
отрасли социальной сферы, где требуется совершенствование систем оплаты
труда: культура, здравоохранение, социальная политика, образование…
– Но почему за
учительскую зарплату взялся именно Минтруд? Значит ли это, что проекты
Минобрнауки по повышению учительских зарплат признаны неудачными?
– Я бы не стала говорить о неудаче. Если бы пять лет назад мы
достигли тех результатов, к которым пришли в 2012 году, – это было бы
крупное достижение. Речь идет о другом явлении: зарплата педагогов
отстает от ожиданий самих педагогов. И дело даже не в инфляции, а в
процессах социального расслоения внутри педколлективов, начавшихся
после общероссийского перехода на НСОТ.
– Сколько средств сможет
привнести в систему образования эта программа? Сколько она будет стоить?
– Она стоит около 100 миллиардов рублей. Об их распределении
судить пока сложно. Эти деньги предназначены не только для системы
образования. Они будут распределяться по регионам комплексно, по
соглашениям, «деньги в обмен на обязательства». Для получения этих
денег у губернаторов должна быть цельная политика в отношении
социальной сферы. А это, пожалуй, самое трудное.
– В регионах
давно обсудили принципы и критерии начисления учительской зарплаты и
уже начали работать с ними. Но после принятия «Программы поэтапного
совершенствования системы оплаты труда» не придется ли начинать эту
работу с нуля? Ведь надо будет разработать и согласовать общий подход к
оценке труда всех бюджетников – в том числе учителей, врачей,
работников культуры…
– Принятия единой методологии для всей социальной сферы в
программе не заложено. Во всяком случае об этом не говорится черным по
белому. Предполагается обсуждение единых подходов к нормированию труда
работников социальной сферы, в том числе, и труда педагогов. Но именно
единых принципов (например ориентированных на разные уровни образования
– дошкольное, общее, высшее), а не конкретных показателей и критериев,
по которым будет начисляться зарплата в отдельных учреждениях.
Нормы, организующие педагогический труд, помогут сформулировать, на
какие показатели качества мы переходим.
– В «Дорожной
карте» говорится о том, что зарплата должна начисляться в зависимости
от качества труда. Оставим пока медиков или музейных работников. О
каких показателях качества в образовании идет речь? Для педагогов они
до сих пор не разработаны…
– Этот вопрос действительно вызывает напряжение у
педагогической общественности. В программе говорится, что достижения
определенного уровня зарплаты недостаточно. Нужно еще увязать уровень
зарплаты с теми или иными показателями деятельности. Подразумевается,
что требования по качеству труда должен выставить при заключении
контракта с педагогом сам работодатель. Для учителя это директор школы.
Кто же еще, кроме него?
С другой стороны, программа предполагает некие единые принципы качества
для всей отрасли. И эти сквозные показатели отслеживаются сверху
донизу: эффективность работы отрасли, конкретного учреждения,
конкретного работника… С опорой на них и должны разрабатываться
конкретные требования к стимулирующей части оплаты труда в
образовании. О том, кто будет их разрабатывать на уровне
региона, ничего не сказано. Система оплаты труда задается регионом, а
определяет ее локальный нормативно-правовой акт на уровне самого
учреждения. Очевидно, что в обсуждении должны участвовать
экспертные группы, уже проявившие себя в области оплаты педагогического
труда, и профсоюзы. Их опыт и конструктивная критика, в том числе
программ, уже реализуемых в образовании, при подготовке «Дорожной
карты» были, безусловно, учтены. Сегодня у меня больше надежды на
профсоюзы, чем на чиновничьи распоряжения Минтруда.
– В программе
критикуются принципы начисления стимулирующей части зарплаты. Заставит
ли это губернаторов пересмотреть свою позицию в этом вопросе?
– Я бы хотела, чтобы многие губернаторы свою позицию
пересмотрели. За последние годы в регионах при распределении
стимулирующей части ФОТ наблюдалось немало перекосов. В некоторых
субъектах РФ администрирование стимулирующей части ФОТ стоило дороже,
чем сам стимулирующий фонд. Ее рассчитывали и пересчитывали, отвлекали
на эту работу школьные коллективы, создавали новые ставки
администраторов,.. а в итоге – распределяли фонд из пяти копеек! В
других регионах стимулирующую часть ФОТ фактически упразднили, потому
что на нее не было средств. А были и такие субъекты РФ, в которых
урезали базовую часть оплаты труда педагогов, чтобы размер
стимулирующего фонда выглядел достойно (например, на уровне 25–30%). Не
удивительно, что сегодня повышение оплаты через стимулирующую часть ФОТ
многими педагогами воспринимается просто как компенсация, как возврат
долгов за недоплаченную базовую часть зарплаты. Профсоюзы
разных отраслей неоднократно подчеркивали: у работника (и в частности у
учителя) должна быть достойная, гарантированная базовая часть оплаты
труда. То же самое говорится и в новом Законе «Об образовании в РФ»:
доплата за книгоиздательскую продукцию, за ученые степени и звания
должны войти в гарантированную базовую часть зарплаты. За объем работы,
в соответствии с ее сложностью, за квалификацию того, кто ее выполняет,
должен идти достойный базовый оклад. Не надо подменять стимулированием
заслуженные выплаты!
– Сейчас учителя
обсуждают вопрос, что им вообще не надо стимулирующей части зарплаты.
Многие высказываются за достойный гарантированный оклад. И – за премию,
скажем, один раз в год. Это чисто российский вариант или общемировая
практика?
– По всему миру идет апробация разных систем. Сейчас
подводятся итоги того направления, которое ориентировано на оплату
результатов педагогического труда (с учетом показателей
результативности). Эта система была внедрена в отдельных штатах США.
Однако большинство стран пытаются оплачивать педагогический труд
одновременно и за результат, и за качество. За качество – значит, и за
квалификацию педагога, которая позволяет выполнять работу определенной
сложности. Это базовая часть. А оплата за результат – это стимулирующая
часть. Через нее учителю дается траектория его творческого и карьерного
развития: куда двигаться, в каком направлении развиваться.
– Однако в
«Дорожной карте» нигде не сказано, что регионы должны увеличить базовую
часть зарплат…
– В этом документе мы можем найти только ключевые показатели,
которых надо достигнуть. Среди них – повышение зарплаты учителя (и
работников социальной сферы вообще) до средней зарплаты по региону. Та
же норма содержится и в новом Законе «Об образовании в РФ». Каким
образом достигать этих показателей – это дело каждого региона.
«Дорожная карта» ориентирует на разработку, а не предлагает готовые
решения.
– Самое
обсуждаемое место в программе – это переход к 2018 году на так
называемый «эффективный контракт». Что это такое? И чем это грозит
школам?
– Эффективный контракт – это контракт с поэтапным повышением
заработной платы, который предполагает достойную зарплату в ответ на
достижения показателей по качеству деятельности. В данном случае для
меня интересно не слово «эффективный», а слово «контракт». В России в
сфере дошкольного и школьного образования нет контрактной системы. Она
существует только в высшем образовании, где регулярно – хотя и
формально – проводятся конкурсы на вакантные должности. Когда же речь
заходит о школьных учителях, мы вполне официально говорим о пожизненном
найме. И так обстоят дела не только в России. Например, во Франции
педагог только и ждет момента, когда он сможет наконец получить
контракт на всю жизнь. Многие европейские страны имеют в этом смысле
как бы устаревшие системы. Для них переход на контрактную основу (да
еще с увязанными показателями достижений тех или иных результатов)–
это колоссальная институциональная ломка. Недавно я говорила с
директорами школ, которые все время повторяли: мы ищем для своей школы
педагогов по призванию и – на всю жизнь.
– Давайте
представим, что в школах субъектов РФ начнут в пилотном режиме
переходить на эффективный контракт. Что из этого получится?
– Я думаю, это неосуществимо. Если до окончания срока
«Дорожной карты» в 2018 году нам удастся в пилотном режиме перейти на
эффективные контракты (срочные и со взаимными обязательствами) для
руководителей школ – это будет крупное достижение. Лишь отработав
сначала эту систему для руководителей учреждений, можно было бы начать
обсуждение ее принципов с трудовыми коллективами, в том числе
педагогическими. Назову только один принципиальный момент,
который препятствует введению эффективного контракта в системе
образования. В нашей стране примерно 73–75% работников сферы
образования имеют стаж свыше 25 лет. В США таких – около 25%, в Европе
– 41%, в Германии – а она считается стареющей страной – 43%. Но все
равно это вдвое меньше, чем в России! В нашей системе образования идет
старение кадров, но из системы не выходят на пенсию.
Недавно один уважаемый эксперт сказал мне: у нас «закупорена система».
Это значит: невозможно поступить на работу в школу (нет свободных
вакансий) и невозможно уйти из нее на пенсию (пенсии слишком
маленькие). В закупоренном сосуде нельзя проводить реформы. Решать
проблемы эффективного контракта (со сроками и показателями качества),
не предложив людям современных схем выхода на пенсию, – это, на мой
взгляд, неправильно. Без увязки с пенсионной системой механизм
эффективного контракта остается только достижением формальных
зарплатных показателей, и то – «средних по региону».
– Если
губернаторы примутся активно работать по «Дорожной карте», это сулит
немалые изменения в жизни учителей. Но нигде не сказано, что субъекты
РФ должны работать в этом направлении. Значит, где-то учителя как жили,
так и будут жить?
– Ситуация в регионах с принятием «Дорожной карты» может и не
измениться. Ведь на данном этапе все губернаторы должны ориентироваться
на выполнение указов Президента РФ. А в указах президента о единых для
всей страны принципах начисления зарплаты работников социальной сферы
(в том числе педагогов) ничего не говорится. Говорится лишь о
достижениях по уровню средней зарплаты, на которые субъекты РФ должны
ориентироваться. Я не исключаю, что губернаторы решат просто отчитаться
о достижении этого уровня – и все. И главное – должна отметить это с
сожалением – мы предлагаем огромные средства – 100 миллиардов рублей –
на поддержку работников социальной сферы. Но эти средства и сама
программа вызывают у россиян, скорее, тревогу и напряжение, чем
понимание. Вроде бы программа ставит своей целью пойти навстречу людям,
и в первую очередь творческим людям, но именно они чувствуют не
поддержку, а скрытую угрозу от ее принятия и реализации. Все опасаются,
что руководители их родного региона снова пойдут по пути достижения
формальных средних показателей. А это значит – интересы конкретного
работника социальной сферы, конкретного школьного учителя вновь
окажутся за бортом.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА