НСОТ: возможны изменения?
Далеко не все регионы сумели справиться с повышением учительских зарплат. А федеральный центр предлагает им участвовать в еще более масштабном проекте, охватывающем всю социальную сферу
В России заработал широкомасштабный проект, которому предстоит
принципиально изменить оплату труда работников социальной сферы. Он
утвержден Распоряжением Правительства РФ 26 ноября 2012 года. Основание
– подпункт «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики».
Курировать «Программу поэтапного совершенствования системы
оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018
годы» будет Министерство труда и социального развития РФ.
Обязательной она станет только для сотрудников федеральных
госучреждений. Муниципалитеты смогут подключиться к ней по
желанию.
Главное новшество: реформировать принципы оплаты труда будут теперь не
только в образовании.
Между 2007 и 2011 годами рапорты о повышении учительских зарплат были
праздничные: взлет на 180%! Однако та же самая зарплата, согласно
данным Росстата, вела себя неправильно: она выросла всего на 3%
(прописью: три процента) по отношению к средней в регионах России.
Видимо, хорошенько осмыслив этот факт, в регионах согласились с тем,
что пора реформировать зарплаты работников всей социальной сферы.
Под реформы, рассчитанные до 2018 года (с правом продления), подпадают
14 миллионов человек. Это врачи, фельдшеры, социальные работники и
работники культуры, воспитатели детских садов, мастера
производственного обучения, педагоги дополнительного образования,
научные сотрудники, преподаватели вузов…
Главная мысль программы: всю социальную сферу переведут на «эффективный
контракт».
Этот перевод авторы программы представляют себе только в общих чертах.
Они ничего никому не навязывают. Новая программа – всего лишь «Дорожная
карта». Идеи две. Во-первых, работникам социальной сферы надо платить
за качество труда. Во-вторых, для каждой отрасли должна быть
разработана сквозная система показателей качества.
Разработка показателей, согласно «Дорожной карте», начнется вот-вот: во
втором квартале 2013 года.
Стимулирующий
фонд можно упразднить?
Авторы программы прежде всего изучили критику, раздающуюся со
стороны профсоюзов в адрес НСОТ. И посоветовали коренным образом
изменить практику распределения стимулирующего фонда оплаты труда.
Первая цитата из программы.
«Изменение систем стимулирования будет включать:
…– упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как
стимулирующие… (например, добросовестное выполнение обязанностей,
интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных
измеримых параметров)».
Цитата номер два.
Необходимо «дальнейшее совершенствование системы оплаты труда
с целью:
…– отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей
эффективности деятельности учреждений и работников».
Цитата номер три.
«Совершенствование системы стимулирующих выплат будет
осуществляться… на основе:
…– Отмены неэффективных стимулирующих выплат».
Школы жаловались, что стимулирующий фонд
распределялся неэффективно? Теперь муниципалитет может избавить
учителей от этой обузы. И сделает это по подсказке новой программы.
Многие педагоги лишь отмахнутся: подумаешь, потеря! Скажем,
стимулирующая часть составляла 5–10% от ФОТ и приходила в школу два
раза в год (а ссоры из-за нее были большие). Чего о ней жалеть? Но в
программе нигде не сказано, что муниципалитеты должны компенсировать
упраздненный стимулирующий фонд, повысив учителям базовую ставку или
оклад. Разработка показателей эффективности педагогического труда
начнется только со второго квартала 2013 года. И сколько она
продлится – неизвестно. Так что от «неэффективных» стимулирующих выплат
могут отказаться сейчас, а базовые оклады учителям повысят в обозримом
будущем. И хорошо, если обозримое будущее наступит раньше декабря 2018
года!
Правда, кто-то возразит, что при таком раскладе губернаторы не смогут
отчитаться за повышение зарплаты учителей до средней по региону (а
именно этого требуют от них указы Президента РФ). Нет, отчитаться
губернаторы смогут. Этот случай программа особым образом оговаривает.
«Достижение показателей, определенных указами Президента Российской
Федерации, – говорится в ней, – осуществляется в отношении
соответствующей категории работников в целом…»
Иными словами, никто не хочет знать, сколько получает реальный
учитель в реальной школе. Для отчетности он – нуль.
Авторы программы не сделали выводов из мероприятий КПМО и «Нашей новой
школы». Статистику выполнения программы они предлагают формировать по
старым принципам: то есть делить общий фонд оплаты труда на всех
учителей в регионе. Результат выйдет неплохой. Ведь сегодня в сфере
образования кое-кто зарабатывает много. Например, директора крупных
школ.
Дело директора школы
Авторы программы Минтруда учли критику зарплат директорского
корпуса, устроенную профсоюзами. Они посоветовали регионам настроиться
на «устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда
руководителей и работников учреждений».
Программа приводит факт: среднемесячная заработная плата «отдельных
руководителей федеральных государственных учреждений» более чем в 10
раз превышает зарплату персонала». А сколько нужно? «Предельный уровень
соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней
заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8».
Очень жаль, что все эти меры предложены Минтрудом только для
федеральных учреждений. Учителя могли бы рассказать, что в некоторых
муниципальных школах это соотношение 1 к 15 и больше. Впрочем, не будем
обижать директоров. Им самим скоро придется несладко. С 2013 года
программа рекомендует разработать для руководителей учреждений особую
типовую форму трудового договора, в котором стимулирующие выплаты
зависели бы от – ни много ни мало – доведения средней зарплаты учителей
руководимой школы до средней зарплаты по субъекту РФ. Как
сможет достигнуть этого рядовой директор? Вариантов немного. Либо –
выведя за штат практически всех. Либо – приписав всем к зарплате по
лишнему нулю.
Но это мы уже проходили.
Все те же грабли
Какие перспективы сулит программа? Спросим у авторов.
Зарплата научных сотрудников должна составить (в процентном отношении
от средней зарплаты по региону): в 2013 году – 128%, а в 2018 году –
200%. На показатель 200% должны выйти в год окончания программы
зарплаты врачей и преподавателей вузов. Социальным работникам и
служащим учреждений культуры обещано почти двукратное повышение от 53%
и 47% в 2013 году до 100% в 2018 году.
А что же учителя? Мероприятия ФЦПРО и КПМО проводились много лет.
Губернаторы неуклонно доводили учительскую зарплату до средней по
региону. И в конце 2012 года довели. Так они отрапортовали на заседании
правительства.
Теперь у педагогов – с точки зрения отчетности из субъектов РФ – нет
проблем. Повышений – тоже. Регионы обязуются держать их зарплаты на
достигнутом уровне. Каждый год – ровно 100% к средней по региону.
…Чиновники Минтруда РФ, делавшие «Дорожную карту», допустили
оплошность: в таблице динамики соотношений средних зарплат учителей и
зарплат по региону отбита графа: «2012 год». В ней цифра: 100%.
В тексте самой программы приводятся данные Федеральной службы
государственной статистики за январь – июль 2012 г. По данным Росстата
на этот период, соотношение средней заработной платы работников
отраслей социальной сферы и средней заработной платы по субъектам
Российской Федерации отличается в разы. Точнее, в 1,5 – 2,8 раза!
Программа была утверждена в ноябре 2012 года. В это время уже стало
известно, что по меньшей мере семь регионов (официально) с задачей
повышения учительских зарплат не справились.
О каких 100% идет речь?
В общем, все просто. Чиновники Минтруда не читали собственный документ.
Такое случается, когда речь идет о глобальных проектах в социальной
сфере. Их авторы хотят сделать свое дело хорошо. Возможно, они искренне
готовы помочь ближнему. Но этот ближний от них очень далеко. И он
упрятан в графу бумажной или электронной отчетности. Поэтому главное
для них – составить план мероприятий.
…Но к плану претензий нет. Хорошая программа.