Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Чаплыгина Нина

Мсье слон, мадам фламинго...

Парижскому зоопарку удается пробудить у юных посетителей зверский аппетит к познанию

Вы заметили? В развлечение теперь превращается все: от похода в магазин до экскурсии в музей – быстрая еда, сладости, шарики, ряженые и побольше фотоснимков по ходу. Мы и в зоопарк приходим не столько для общения с природой, сколько для развлечений: детского праздника здесь столько, что и животных не видно. Поэтому сравнивать московский зоопарк с парижским нет никакого смысла. Там – учебный сад для наслаждения и единения с природой, тут – шумная городская ярмарка со зверинцем. Но все-таки…

Зоосад, новая версия

Что такое городской зоопарк – островок природы, научно-исследовательский центр, детский клуб – это каждый город понимает по-своему, поэтому все зоопарки мира так непохожи.
Зоологический парк Парижа, расположенный в Венсенском лесу, – те же 22 гектара, что и у Московского зоопарка, – претерпевает реконструкцию. Главная предпосылка изменений не обветшание и устаревание, а изменение философии. Развлекательная роль зоологического сада отодвинулась на второй план. На первом – сохранение биологического разнообразия, обучение и воспитание посетителей, внушение им чувства сопричастности и ответственности за животный мир.
Воссоздали пять географических зон: Патагония, Сахель-Судан, Европа, Гвияна-Амазония и Мадагаскар – чтобы во всей красе представить сто восемьдесят различных видов животных. Заграждений, кроме прочных стеклянных стен, в саду не видно.
Чтобы зоопарк был ландшафтным памятником, огромное внимание уделяется структурной растительности: естественный ландшафт корректируется, к тому же зелень скрывает все технические постройки, все антропоморфные объекты. Конечно, не все можно высадить – африканская растительность, например, очень трудная для содержания в европейском климате. Но всегда можно подыскать схожие растения, создать сюжеты, напоминающие Африку.
В центре парка возвышается большая скала – эмблема зоопарка. Она неруко­творная, находилась в лесу всегда. Под ней большой вольер со стеклянной крышей – для посетителей. Цапли, фламинго, журавли и другие пернатые (150 видов) живут тут свободно.
Рядом на большом открытом пространстве – в маленькой саванне – пасутся жирафы, зебры и другие сухопутные животные. Пространство организовано так, чтобы животных было хорошо видно почти отовсюду, но есть и «слепые зоны», где зверям можно уединиться.
Главная дорога зоопарка – три километра, вместе с ответвлениями прогулка по зоопарку составляет четыре с лишним километра. Маршрут единый, при желании можно самостоятельно найти боковые тропинки.
Еще одна важная достопримечательность нового зоопарка – большая оранжерея высотой в шестнадцать метров: дорожка петляет среди растений, вокруг располагаются бассейны с морскими животными. Все ограды спрятаны за растительностью.
В чем же новая философия? Все просто: во главу угла поставлен максимальный контакт животного и человека. У человека огромная потребность чувствовать себя вписанным в природу.
Даже самые опасные звери не полностью изолированы от посетителей, например, испанские волки находятся в вольере, отделенном от дороги только стеклянным заграждением.

Нескучные уроки зоологии

Зоопарк Парижа – часть музея естественной истории, он активно сотрудничает со школами, на его территории проводится масса занятий с детьми. Программы разрабатываются в соответствии со школьной программой, разрабатываются педагогические досье, памятки для учителей – о том, что можно обсудить перед походом в зоосад, во время посещения, как вернуться к увиденному по возвращении в школу. Есть опыт закрепления шефства школьных классов над животными.
Тут вопрос – а на чьи деньги? Разве во Франции зоопарк не должен быть самоокупаемым? Мы-то ведь для того и понаставили киосков и аттракционов, чтобы зоопарк мог денег заработать.
А там если и сдают в аренду территорию, то для научных конференций, учебных занятий, съемок фильмов – то есть удерживая парадигму просвещения. В зоопарке есть специальные платные программы – конференции, научные проекты, просмотр научно-популярных видеофильмов, особые выставки. Есть два ресторана и четыре маленьких киоска – но только чтобы кормить посетителей. В конце маршрута – магазин. Один. Сопутствующие услуги – только 10% годовой прибыли.
В общем, в зоопарке Парижа – зо­опарк .
А шашлык-машлык и танцы-шманцы – в другом месте.