В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Много играют и учатся между делом
По мнению промоутера популярной игры, именно такие дети показывают высокие образовательные результаты
Вряд ли найдется читатель, не знакомый с последним детским
поветрием – все играют в «Angry Birds» – не только на экране, но и
доставая из коробки напольную игру. Характерных птичек рисуют,
наклеивают, носят на майках, их даже пьют – лимонад такой есть. И
отношение родителей к этому, как водится, неоднозначное. Недавно
в Москву приезжал директор по маркетингу фильма «Rovio», откуда эта
игра есть-пошла, Петер Вестербак. Он дал пресс-конференцию в «РИА
Новости». Правда, главный вопрос, который вроде бы должен волновать
всех, так и не прозвучал: а в чем секрет сногсшибательного успеха этой
незатейливой игры? Давайте разберемся.
Что из себя представляет
«Angry Birds»
В чистом поле стоит рогатка. Возле нее – цветные птички-шарики
с гневно сдвинутыми бровями. Напротив них – нехитрая деревянная
постройка, внутри сидят три зеленых свинки в военных касках. Одна из
них, с рыжими усами, чем-то неуловимо напоминает фюрера.
Птицы – это храбрые воины, они же снаряды. Свиньи похитили их яйца, и
теперь главное – их вернуть. Выбираешь снаряд, задаешь направление,
рассчитываешь силу броска – и птичка летит. Ударяется о постройку,
рушит ее, уничтожает вражеских свиней, но и сама взрывается – остается
только горстка перьев. Через несколько мгновений птичка снова
воплощается, она как птица-феникс. А с яйцами (потомством) ни при каких
обстоятельствах ничего не может случиться. Вот и вся игра «Злые птицы».
За три года – миллиард платных скачиваний, почти стопроцентная
узнаваемость во всем мире, тематические игрушки, футболки, модный
напиток с их логотипом.
Скептики, ссылаясь на законы общества потребления, утверждают: авторы
просто попали в струю, и вообще, если сто раз показать публике любой
объект, он гарантированно станет идолом. И вот птички, да еще злые, –
мы что, совсем деградируем?
Условия качества
«Злые птички» – абсолютный лидер в играх для смартфонов.
Отсутствие кнопок и рычажков, сенсорный экран – это новый режим для
игр. Не только дети, взрослые по дороге домой достают смартфоны и
начинают прицеливаться. Хотя, на первый взгляд, – примитив; игра
кажется жестокой и монотонной. Но это если не пробовать. Не проверять
на себе качество этого финского продукта.
Для культурных артефактов качество – это не материалы, не цветность, не
звук, а ценностное основание. «Птички» в инвариантном сюжете содержат
древнейший архетип: защита потомства, самоотверженная защита близких.
Сама по себе рогатка, катапульта – не только древнейшее, но и известное
всем поколениям универсальное оружие. Может, в советских книгах и
фильмах рогатка и являлась атрибутом злостного хулигана, но к чему
лукавить, у каждого мальчика, у каждой девочки был опыт обращения с
рогаткой, хотя бы миниатюрной из алюминиевой проволоки, и кто не знает,
что такое «шпонки»? Даже просто резинка в вытянутых пальцах: счастливый
момент натяжения, магия цели.
Что ж, в «Птичках» игровая ситуация отлично просчитана, выверена,
максимально приближена к законам физики. Во-первых, у птичек разный
вес: какие-то бомбят со всей силы, но не летят далеко, другие – легкие,
идеальные для дальнего боя. И рассчитать траекторию полета для каждого
снаряда – тоже дело увлекательное.
Во-вторых, – а это самое интересное в этой игре – стратегию надо
вырабатывать самому. Если на пути кирпичная стена, что лучше –
разбомбить ее или перелететь; какой снаряд выпустить первым, а какой
оставить для финального залпа? Единственного алгоритма нет, игра
нелинейная, всегда есть место для личного решения.
И вот когда у продукта есть такой фундамент, будет нравиться все: и
заметная броская графика, и запоминающееся до навязчивости музыкальное
сопровождение…
Обучение при помощи видеоигр
уже на пороге?
А теперь главное. «Птички» имеют серьезные амбиции в области
образования.
– Мы решили построить мировую образовательную систему, которая покажет
всем, что учиться – это весело. В общем, мы вкладываем деньги в проект
по веселому обучению.
Программа основана на стандартах финской образовательной системы,
одобрена финским правительством и может использоваться в школах. Задача
максимум – показать, что обучение в школе не менее веселое дело, чем
игра в «Птичек».
По мнению Вестербака, высокие образовательные результаты показывают
дети, которые много играют и учатся как бы случайно, между делом.
– Почему мальчики в Финляндии лучше знают английский, чем девочки? Да
потому что они больше играют в компьютерные игры. Это получилось
случайно, но тем не менее результат налицо.
Понятно: для того чтобы такие счастливые образовательные случайности
вдруг получались, взрослые, как и в прецеденте «Птичек», должны хорошо
вложиться в проект и сердцем, и душой, и умом – приложить усилия что
называется.
Чтобы доказать всем, что учеба – это интересно и увлекательно, компания
«Rovio» сотрудничает с НАСА и National Geographic.
Красноречивый парадокс: в России игрушки-персонажи в виде шариков были
придуманы больше десяти лет назад: и мультики-смешарики, и журнал, и
продукты… – и были хорошие показатели по продажам, а не выстрелило.
Почему?
Опытные маркетологи говорят: ни один продукт не станет популярным, если
под ним не лежит основательного ценностного пласта.
Дело вовсе не в том, что «птичку жалко»…