Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Коротеева Мария

Много играют и учатся между делом

По мнению промоутера популярной игры, именно такие дети показывают высокие образовательные результаты

Вряд ли найдется читатель, не знакомый с последним детским поветрием – все играют в «Angry Birds» – не только на экране, но и доставая из коробки напольную игру. Характерных птичек рисуют, наклеивают, носят на майках, их даже пьют – лимонад такой есть. И отношение родителей к этому, как водится, неоднозначное. Недавно в Москву приезжал директор по маркетингу фильма «Rovio», откуда эта игра есть-пошла, Петер Вестербак. Он дал пресс-конференцию в «РИА Новости». Правда, главный вопрос, который вроде бы должен волновать всех, так и не прозвучал: а в чем секрет сногсшибательного успеха этой незатейливой игры? Давайте разберемся.

Что из себя представляет  «Angry Birds»

В чистом поле стоит рогатка. Возле нее – цветные птички-шарики с гневно сдвинутыми бровями. Напротив них – нехитрая деревянная постройка, внутри сидят три зеленых свинки в военных касках. Одна из них, с рыжими усами, чем-то не­уловимо напоминает фюрера.
Птицы – это храбрые воины, они же снаряды. Свиньи похитили их яйца, и теперь главное – их вернуть. Выбираешь снаряд, задаешь направление, рассчитываешь силу броска – и птичка летит. Ударяется о постройку, рушит ее, уничтожает вражеских свиней, но и сама взрывается – остается только горстка перьев. Через несколько мгновений птичка снова воплощается, она как птица-феникс. А с яйцами (потомством) ни при каких обстоятельствах ничего не может случиться. Вот и вся игра «Злые птицы».
За три года – миллиард платных скачиваний, почти стопроцентная узнаваемость во всем мире, тематические игрушки, футболки, модный напиток с их логотипом.
Скептики, ссылаясь на законы общества потребления, утверждают: авторы просто попали в струю, и вообще, если сто раз показать публике любой объект, он гарантированно станет идолом. И вот птички, да еще злые, – мы что, совсем деградируем?

Условия качества

«Злые птички» – абсолютный лидер в играх для смартфонов. Отсутствие кнопок и рычажков, сенсорный экран – это новый режим для игр. Не только дети, взрослые по дороге домой достают смартфоны и начинают прицеливаться. Хотя, на первый взгляд, – примитив; игра кажется жестокой и монотонной. Но это если не пробовать. Не проверять на себе качество этого финского продукта.
Для культурных артефактов качество – это не материалы, не цветность, не звук, а ценностное основание. «Птички» в инвариантном сюжете содержат древнейший архетип: защита потомства, самоотверженная защита близких.
Сама по себе рогатка, катапульта – не только древнейшее, но и известное всем поколениям универсальное оружие. Может, в советских книгах и фильмах рогатка и являлась атрибутом злостного хулигана, но к чему лукавить, у каждого мальчика, у каждой девочки был опыт обращения с рогаткой, хотя бы миниатюрной из алюминиевой проволоки, и кто не знает, что такое «шпонки»? Даже просто резинка в вытянутых пальцах: счастливый момент натяжения, магия цели.
Что ж, в «Птичках» игровая ситуация отлично просчитана, выверена, максимально приближена к законам физики. Во-первых, у птичек разный вес: какие-то бомбят со всей силы, но не летят далеко, другие – легкие, идеальные для дальнего боя. И рассчитать траекторию полета для каждого снаряда – тоже дело увлекательное.
Во-вторых, – а это самое интересное в этой игре – стратегию надо вырабатывать самому. Если на пути кирпичная стена, что лучше – разбомбить ее или перелететь; какой снаряд выпустить первым, а какой оставить для финального залпа? Единственного алгоритма нет, игра нелинейная, всегда есть место для личного решения.
И вот когда у продукта есть такой фундамент, будет нравиться все: и заметная броская графика, и запоминающееся до навязчивости музыкальное сопровождение…

Обучение при помощи видеоигр уже на пороге?

А теперь главное. «Птички» имеют серь­езные амбиции в области образования.
– Мы решили построить мировую образовательную систему, которая покажет всем, что учиться – это весело. В общем, мы вкладываем деньги в проект по веселому обучению.
Программа основана на стандартах финской образовательной системы, одобрена финским правительством и может использоваться в школах. Задача максимум – показать, что обучение в школе не менее веселое дело, чем игра в «Птичек».
По мнению Вестербака, высокие образовательные результаты показывают дети, которые много играют и учатся как бы случайно, между делом.
– Почему мальчики в Финляндии лучше знают английский, чем девочки? Да потому что они больше играют в компьютерные игры. Это получилось случайно, но тем не менее результат налицо.
Понятно: для того чтобы такие счастливые образовательные случайности вдруг получались, взрослые, как и в прецеденте «Птичек», должны хорошо вложиться в проект и сердцем, и душой, и умом – приложить усилия что называется.
Чтобы доказать всем, что учеба – это интересно и увлекательно, компания «Rovio» сотрудничает с НАСА и National Geographic.
Красноречивый парадокс: в России игрушки-персонажи в виде шариков были придуманы больше десяти лет назад: и мультики-смешарики, и журнал, и продукты… – и были хорошие показатели по продажам, а не выстрелило. Почему?
Опытные маркетологи говорят: ни один продукт не станет популярным, если под ним не лежит основательного ценностного пласта.
Дело вовсе не в том, что «птичку жалко»…