125 ЛЕТ А. Н. МАКАРЕНКО
«Он умел пробуждать в людях истинно человеческие черты». 3 марта – 125 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко.
Мы разговариваем с Эмилиано Меттини, магистром философии, вице-президентом Международной Макаренковской ассоциации
В последние два десятка лет российские педагоги жадно осваивают
новые подходы и технологии, лексику и приемы. При этом кажется, что
идеи и педагогические системы, которые мы успешно «сдавали» в
институте, канули в прошлое. Что прочитанный в юности Макаренко
совершенно неактуален сегодня, когда на слуху у всех компетенции,
индивидуальные траектории, субъект-субъектные отношения... Однако если
перечитать «Педагогическую поэму», то с удивлением обнаруживаешь,
что и субъектности, и гуманистических ценностей, и деятельностного
подхода в педагогической практике Макаренко было не в пример больше,
чем в современной массовой школе. Кстати, западные педагоги
это давно оценили. Например, в Италии, где гуманистические идеи
Макаренко стали предметом университетского курса, который изучают
студенты из многих европейских стран.
– Макаренко был открытием для Европы, для Италии сразу после Второй
мировой войны. В 1952 году вышла «Педагогическая поэма», ставшая
настоящей сенсацией. Ее не только педагогические, но и человеческие
идеи давали надежду людям после трагических военных лет. Ведь Макаренко
в очень трудных условиях помогал детям найти свое место в жизни, войти
в общество не просто пассивными обывателями, а как «действующие лица».
Его воспитанники получали возможность взрослеть морально, этически, как
граждане. Это очень важно сейчас и для России, и для Италии, ведь
уровень гражданского общества невысок.
– Что, и в Италии тоже?
– Да. Люди очень много говорят о своих правах и мало
задумываются об ответственности: общество мне должно, а я ничего не
должен делать. Родители просто сваливают свои проблемы на педагогов и
не хотят признавать ответственности за воспитание детей. Стоит утром
послушать новости, и понимаешь, что в социальном смысле гибнет целое
поколение. Совсем недавно я услышал, что в моем городе группа
подростков жестоко избила прохожего. Проблема в том, что родители не
умеют управлять собой, и это передается детям...
– А как выглядит работа с
идеями Макаренко в Италии?
– О, очень красиво! В римском университете Ла Сапиенца
традиция открытого и критического отношения к миру была заложена в
конце XIX века педагогом и философом Антонио Лабриола. Ее сейчас
продолжает лаборатория Макаренко. Там не только изучают труды Антона
Семеновича, но и работают в соответствии с духом коллективизма и даже,
можно сказать, соборности. Это как живой организм, который поддерживает
и развивает гуманистические идеи Макаренко. Их нельзя потерять, они
важная часть наследия человечества. Один философ сказал, что будущее –
это ангел, чье лицо обращено к прошлому. То есть мы должны сохранять
ценности прошлого не только чтобы не повторять ошибок, но и чтобы
строить собственный путь вперед.
– А за пределами
университета как воплощаются эти идеи?
– Есть детский сад, есть театр для детей и трудных подростков.
Но есть и очень неожиданные проекты. Учитель, проработавший много лет в
школе, пошел изучать идеи Макаренко, когда ему было уже под шестьдесят
лет. А потом собрал людей и открыл ателье по пошиву одежды, причем все
производственные и межличностные отношения строятся на принципах
Макаренко. У них, например, есть совет командиров. Соблюдаются и другие
принципы жизни коллектива. Люди находят там другие отношения,
возможности для саморазвития.
– А студенты? Неужели им
интересны педагогические принципы,
родившиеся в СССР, да еще в начале прошлого века?
– Они очень увлеченно их изучают. Есть интересная форма
работы: студенты переводят главы «Педагогической поэмы» со своих родных
языков – венгерского, французского, английского, немецкого, испанского,
греческого – на итальянский. По-моему, это замечательный педагогический
ход: от языка зависят особенности восприятия, те нюансы текста, которые
человек понимает и отмечает. И потом они сравнивают свои переводы,
обсуждают оттенки смыслов.
– Логично предположить, что
в Италии идеи Макаренко
востребованы левыми?
– Нет. Скорее католиками. У нас есть педагогическая традиция,
восходящая к священнику Джованни Боско, который работал с беспризорными
детьми и сиротами. Пьетро Брайдо в очень человеческой и искренней книге
1970 года «Макаренко» писал, что Антон Семенович «создал светскую
религию труда».
– Очень точная фраза.
– Да, сегодня на труд смотрят как на неприятную необходимость,
как на что-то не очень чистое. Все хотят быть офисными клерками и
соответствовать модным стереотипам. Поэтому остро необходимы
гуманистические идеи воспитания. В этом смысле Макаренко актуален – он
умел пробуждать в людях истинно человеческие черты. Его нельзя
воспринимать как музейный экспонат или икону. Важно воспринимать его
идеи как современные и встраивать в жизнь сегодня, актуализировать. Это
сейчас очень модное слово. Принято считать, что оно означает
«приближать к современности», но на самом деле оно происходит от
латинского agere – «приводить в движение, вести». То есть нужно в
практике переосмысливать его идеи – социолога, педагога, даже
духовного мыслителя – в том смысле, что Макаренко настаивал: человек
может и должен стремиться к высшему. У Ницше есть прекрасная фраза:
«Надо заставлять человека сказать «да» своему собственному Я».
Макаренко это делал. А сегодня люди говорят «да» не себе, а другим. И
становятся зависимыми от явлений с античеловеческой природой: от
власти, культа вечной молодости, стройности, успешности. Сегодня даже в
школе говорят о конкурентоспособности детей!
– Но в колонии воспитанники
тоже зарабатывали и умели считать
прибыль.
– Не деньги были целью. Это было ради чего-то другого:
идеалов, стремлений, переживаний – ценностей более высоких, чем
материальные. А сегодня вместо мечты только цель.
– Может быть, время
изменилось необратимо и теперь нужно
ориентироваться на прагматичные цели?
– Разве это жизнь? Я думаю, во все времена человек не должен
жить по шаблону. Нужно прислушиваться к своим побуждениям. Но люди
боятся одиночества, боятся стать «не как все». Однако быть другим –
значит быть самим собой. Макаренко давал такую возможность.
Беседовала Елена КУЦЕНКО
История о забытом башлыке
Из книги Семена
Калабалина «Бродячее детство». М., 1968 г
Иногда о
педагоге, о его человеческой сути лучше всего говорят
воспоминания его учеников: частности, мелочи, почти случайные эпизоды.
Они удивительно точно высвечивают в учителе главное. Семен Калабалин,
прототип Карабанова, вспоминал, как его, беспризорника, вора, Макаренко
вывел за ворота тюрьмы, чтобы везти в колонию, знакомую нам по
«Педагогической поэме». И вдруг вернулся, оставив парня одного. Почему?
Об этом он спросил Антона Семеновича только спустя 15 лет.
Ответ Макаренко по душевной чуткости, тонкости кажется нам сегодня
почти невероятным.
Привели меня в кабинет начальника тюрьмы. В кресле сидел
незнакомый мне
человек. Был он в поношенной шинельке, в очках. Неизвестный человек
посмотрел на меня, встал и сказал:
– Извини, пожалуйста. Из-за меня тебя побеспокоили и
пригласили в кабинет.
Он назвал мне свою фамилию – Макаренко. После этого он начал
излагать свое дело. … что, мол, недалеко от Полтавы создается трудовая
колония и что он предлагает мне в эту колонию перейти.
– Ну, так как ты решаешь? – спросил Макаренко.
Я пробурчал что-то не очень внятное, из чего, впрочем, можно
было понять, что не возражаю.
– Ну что ж, – сказал Макаренко, – тогда пойди к себе в
комнату, собери вещи и отправимся.
Я довольно смущенно объяснил, что своей комнаты у меня здесь
нет и вообще ходить незачем, поскольку вещей у меня, собственно говоря,
нет.
При этом кинул взгляд на начальника тюрьмы. Я ждал, что он по
крайней мере скажет, что, мол, нужно соблюсти некоторые формальности,
проделать некоторые процедуры. Но он молчал, и лицо его не выражало
ничего.
Макаренко не придал, по-видимому, никакого значения тому, что
у меня нет вещей.
– Ну что ж, тогда пошли, – сказал он, вставая.
Я привык к тому, что ходить мне можно только с конвоиром, и не
понимал, пойдет ли со мной конвоир и в эту колонию. А без конвоира кто
же меня выпустит из тюрьмы.
– До свиданья, – кивнул мне начальник. Я ответил: «До
свиданья».
Я был совсем не уверен, что это удастся. Что-то я не видел,
чтобы писались какие-нибудь пропуска, подписывались какие-нибудь акты...
Макаренко замотал башлык вокруг шеи и повторил очень спокойно,
не придавая, по-видимому, этому никакого значения.
– Ну, пошли.
Казалось, что мы с Макаренко вдруг стали невидимы. Мы
проходили мимо часовых, а часовые, кажется, даже не замечали, что мы
идем. Когда мы подходили к запертой двери, дежурный молча отпирал замок
и распахивал перед нами дверь. У Макаренко был такой вид, как будто так
и положено, не спрашивая пропуска, выпускать заключенного из тюрьмы.
Сколько уж лет прошло с тех пор, а я все не могу забыть этот короткий
путь. На моих глазах совершались чудеса, отпирались замки, растворялись
двери, часовые отводили глаза. А спутник мой этих чудес не замечал.
Наконец распахнулась последняя дверь, и мы вышли из тюремных ворот.
Мы прошли метров двести, когда Макаренко вдруг остановился.
– Ах, неудача, – сказал он. – Забыл, понимаешь, у начальника
тюрьмы башлык.
Он не оглядываясь зашагал обратно к тюрьме. Я остался один.
Чудеса продолжались. Этот человек не только вывел меня из тюрьмы, но и
оставил на улице одного. Даже не оглядывается…
Только в последнюю секунду перед тем, как он исчез за дверью,
я понял, что башлык-то ведь на нем. Не знаю, почему я не убежал.
Наверное, просто не хватило внутренних сил…
Ни в дороге, ни после в колонии я его не спросил, зачем он
ходил в тюрьму, если башлык, который он будто бы там оставил, был на
нем.
Много позже, когда я уже был воспитателем, сидели мы у него в
гостинице, и зашла речь о том, как я попал в колонию.
– А скажите, Антон Семенович, – сказал я, – когда вы забирали
меня из тюрьмы, помните, мы уже вышли за ворота, наверное, целый
квартал прошли, а вы вдруг и говорите: «Постой здесь или иди
потихоньку, я быстро, башлык забыл». Башлык-то был у вас на плечах.
Антон Семенович улыбнулся очень смущенно.
– Да, это я маху дал. Так растерялся, что ляпнул про башлык.
Тут же спохватился, что он на мне, да уж поздно было. Видишь ли, я
решил, что мы с тобой познакомимся, потом ты вернешься в камеру за
вещами, а я пока напишу начальнику тюрьмы расписку и поручительство за
тебя. А ты вдруг заявляешь, что в камеру тебе возвращаться незачем. Не
при тебе же было проделывать эту унизительную процедуру. Я боялся, что
начальник тюрьмы без расписки не выпустит, но он, молодец, промолчал.
Ну, вышли мы на улицу, положение у меня глупейшее, начальника тоже
подводить не хочется, документы оформить надо. Ну вот, мне и пришла в
голову дурацкая мысль с башлыком.
В заключение хочу сказать, что риск, на который смело шел
Антон Семенович, оправдывался его удивительной интуицией.