Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

УКЛАД ШКОЛЫ


Печатникова Людмила

Стены класса молчащими не бывают!

Оформление кабинета как педагогический стиль

Учебный год в разгаре. Столько пройдено, прожито классом, столько еще предстоит. И вся эта многосложная жизнь так или иначе сохраняется в разноцветных объявлениях, афишках, плакатах – бесчисленных листочках и листах, которыми увешаны стены кабинетов, коридоры школы. Поэтому войдя в класс и окинув взглядом пространство, многое можно узнать о педагогических принципах и приоритетах работающего здесь педагога, о ценностях сидящих за партами учеников. Такой аналитический взгляд может быть интересен не только стороннему наблюдателю, но и самим обитателям учебного пространства. Вдруг что-то новое откроется или известное подтвердится?

Место и время

Традиционно в классе листочки висят. Как правило, на стенах. Вопрос в том – на каких. Всем понятно, что у каждой стены свое место в негласной табели о рангах. Самая важная – у доски. Именно на нее весь урок устремлены взгляды учеников. Что там: поучительный афоризм? Умиротворяющий пейзаж? Презентация детского исследования? Противоположная стена – для гостей. Входит методист или директор и сразу видит вдохновенные лица классиков, дипломы и похвальные листы местных гениев. Впрочем, и дети, влетая в кабинет, тоже смотрят вдаль. Есть ли там что-то воодушевляющее, с их точки зрения? Стенка у двери – рабочая. На ней и формулы помещаются, и график дежурств. Поместились ли мелкие новости, смешные истории, слова благодарности? Проемы между окнами – неформальное пространство. У кого цветы висят, у кого вышивки или детские рисунки. Это постоянная экспозиция или стоит следить за изменениями?
По распределению элементов оформления в пространстве кабинета можно судить, чему учитель отдает предпочтение.
Способ крепления тоже о многом говорит. Завинченные накрепко витрины, стеклянные окошечки стенда с неудобными прорезями – материалы меняются нечасто и только взрослыми.
Бумажки, пришпиленные одной булавкой к доске, обтянутой куском ковролина, или кнопкой к фанерной рейке – сиюминутная информация, размещаемая разными заинтересованными лицами. Даже детьми! Показатель полной свободы – запасные кнопки-булавки где-нибудь в нижнем уголке.
Завхозы дружно не любят клейкую ленту, скотч. От нее остаются следы на крашеной поверхности! Зато она надежно прикрепляет всевозможные наклейки: к стенкам шкафов, полок, к бокам столов. Своего рода указатели размещения и перемещения.
С одной стороны, этикетки на хранилищах справочников, учебников необходимы грамотно оформленному кабинету. С другой стороны, доброжелательные подсказки, где можно добыть чистую бумагу или черновики, краски или карточки для повторения, свидетельствуют, что в классе приветствуется самодеятельность. Ребятам не обязательно каждый раз спрашивать у хозяина – можно просто подойти и взять.
Наиболее интересный способ размещения элементов оформления – на нитках. Под потолком или вдоль стен через весь класс протягивается леска, капроновые струны, через них перекидываются шнурки (можно с крючками или скрепками на конце). Две минуты – и прямо в центре кабинета, над головами, взошло солнце с поздравлениями имениннику от друзей (продеть скрепку в дырочку проще простого), повисли звезды с любимыми цитатами из только что прочитанной книги.
Если объявления выходят за пределы кабинета, появляются на наружной стороне двери, на стене коридора или даже лестницы, ясно, что ребятам, учителю стало тесно в маленькой компании. Им нужен простор, возможность заявить о себе.
И в заключение – о высоте размещения. Стенды, плакаты, объявления висят на уровне детского взгляда или, скорее, взрослого? А может, вообще ни для кого: дань формальности.
Есть ли в вашем кабинете листочки, фотографии, рисунки, надписи, которые легко рассмотреть, сидя за партой? Причем угол обзора для отличника с первой парты и двоечника с «камчатки» будет разным. Что они видят: учебную, коммуникативную информацию, элементы, создающие настроение, воздействующие эмоционально?

Записочки, объявления, грамоты

Группа студентов как-то прошлась по школам, приглядываясь к оформлению кабинетов, стараясь описать увиденное и сделать выводы о том, как работает в данном пространстве данный учитель, еще до встречи с педагогом и его учениками.
Большая часть предположений оправдалась. Одним из самых существенных показателей оказалось количество элементов. У «традиционного» (примем этот условный термин) преподавателя было развешано по кабинету не более полусотни листочков, на 60% связанных с предметом. Если это учитель начальной школы, в его классе довольно много всяких таблиц, схем, связанных с чтением, письмом, математикой (на почетном месте – у доски). Дальше по убыванию: уголок с рисунками и поделками на задней стенке (изо и труд). Может, скромный календарь природы сбоку (естествознание). Про физкультуру – только если соревнования случились. Такова негласная иерархия. Оставшиеся объявления и плакаты довольно формальны: грамота, план пожарной эвакуации, календарь с памятниками архитектуры, подаренный родительским комитетом.
Входишь в кабинет «нестандартного» преподавателя – глаза разбегаются.
Студенты насчитали около сотни элементов. Как и в соседнем классе, 55% – связано с учебой. Но это уже не только подсказки и формулы – всевозможные рисунки, макеты, модели, детские работы, информация из мира науки и культуры. Отличительная особенность – можно не только смотреть, но и трогать. Потому что карта страны рельефна, буквы трудных слов вырезаны из бархатной бумаги... У ребят есть возможность накапливать разный опыт, учиться разными способами.
Еще одна существенная деталь: учеба тесно связана с повседневной жизнью ребенка. На ленте времени, например, даты основания Рима и родного города, окончания Второй мировой войны и год? рождения всех присутствующих. Новые английские слова нужны для исполнения новой песни на концерте.
Очень много объявлений, записочек «договорных»: открыты списки для желающих пойти в музей, выступить на классном часу.  
Часто можно увидеть пространство живой обратной связи: доска (большой лист бумаги с привязанным на шнурке фломастером), куда прикалывают (записывают) листочки со словами благодарности (или упреками) тем, кто готовил классный «огонек», делал доклад, представлял проект.  
На самом деле серьезный показатель: большое количество детских сообщений, проектов, исследований – свидетельство того, что педагог не стремится быть единственным источником знаний.
А о выращивании самостоятельных деятелей, способных планировать свою работу, сотрудничать с другими людьми, и говорить не нужно. Понятно без слов.
И еще одна очевидная мысль: оформление «нетрадиционного» кабинета – вещь довольно трудоемкая. Впрочем, не чересчур. Вышеописанное многообразие складывается не за день, не за месяц. Более того, порой в начале года педагог сознательно снимает со стен кабинета почти все детали, и не только в ожидании инспекторов, которые видят в наших бумажках исключительно пылесборники. Скорее, в ожидании новых детских идей, полета фантазии.


Может пригодиться

Если исследовать скрытые смыслы, таящиеся в оформлении кабинета, не интуитивно, а научно, с цифрами в руках, можно подойти к делу, по крайней мере, с двух точек зрения: описать внешние, формальные показатели и (или) попытаться проанализировать назначение разных элементов, как принято говорить, функционал.

Пять внешних параметров

Количество. Считаем каждый листочек, каждую игрушку, маску, фотографию – все находящееся на виду. Чем больше итог, тем важнее педагогу не только говорить, но и показывать. Важно сохранять, фиксировать, напоминать.
Авторство. Все висящее и лежащее куплено в магазине или сделано собственными руками? При этом не исключительно учительскими, но и детскими. И родители вносят свою лепту. А еще – выпускники, друзья и гости. Это показатель широты круга общения, включенности в образовательный процесс многих участников. Авторство не только в факте изготовления плаката, но и в праве повесить свое объявление, свой рисунок в определенном месте. Есть ли такое пространство для личных листочков в кабинете?
Тематика. Можно высчитать процент элементов оформления, связанных с учебой (если кабинет не предметный, а клас­сный, легко увидеть иерархию значимости предметов), с событиями внеурочной жизни, с внутренними договоренностями или внешними требованиями, с личностным общением, эмоциональной сферой учеников. Эта пропорция – именно то, к чему мы стремимся?
Сменяемость. Снова определяем соотношение постоянных элементов (план эвакуации при пожаре, к примеру), долгожителей (список класса провисит до конца года, график дежурств – до каникул) и мимолетных гостей (объявление про экскурсию снимут через неделю, фотографии лыжных соревнований – в конце месяца). В жизни должно быть что-то постоянное, неизменное. Но и новизна необходима. Нашли ли вы золотую середину?
Форма. Стандартные прямоугольники и формат А4 уместны не всегда. Можно ли в кабинете увидеть цветные причудливые многоугольники? Огромные куски обойного рулона или маленькие визитки? Отдельный разговор про объемные элементы: маски, игрушки, макеты. Их смысл трудно прочитать стороннему наблюдателю – это информация для посвященных: плюшевый пингвиненок на шкафу подарен учительнице на новый год от всего класса, теперь он отвечает за тепло и уют в кабинете; фарфоровый колокольчик – память о совместной веселой поездке. Много ли в классе таких общих символов?

И пять функций

Элементы оформления в кабинете выполняют семь основных функций. Можно окинуть взглядом пространство и проверить, все ли задачи решаются или чего-то не хватает.

Красота и эмоции. Фотографии, рисунки, разноцветные занавески и птицы счастья под потолком – все это нужно для создания уюта или поддержания бодрой деловитости.
Нормы жизни. Правила поведения, календарь событий. Без такой информации порядок превращается в хаос или беспросветную диктатуру, когда приходится спрашивать взрослого о каждой мелочи.
Учеба. Расписание уроков и звонков, график контрольных и сдачи проектов. Формулы, таблицы, схемы. То, что нужно выучить, что может пригодиться на контрольной. В конце концов, ради этого родители отправляют детей в школу.
Представление результатов работы. Индивидуальной и коллективной. Учебной и внеклассной. Демонстрация индивидуальности, умения сотрудничать.
Фиксация истории. Наглядное представление изменений, роста класса. Работы, выполненные в течение разных периодов времени. Фотографии былых событий.
Разумеется, каждый листочек одновременно может выполнять несколько функций. Красочный портрет трудного слова – одновременно и украшение жизни, и предметное пособие, и напоминание о предстоящем диктанте, и представление результата чьей-то работы.