УКЛАД ШКОЛЫ
Стены класса молчащими не бывают!
Оформление кабинета как педагогический стиль
Учебный год в разгаре. Столько пройдено, прожито классом,
столько еще предстоит. И вся эта многосложная жизнь так или иначе
сохраняется в разноцветных объявлениях, афишках, плакатах –
бесчисленных листочках и листах, которыми увешаны стены кабинетов,
коридоры школы. Поэтому войдя в класс и окинув взглядом пространство,
многое можно узнать о педагогических принципах и приоритетах
работающего здесь педагога, о ценностях сидящих за партами учеников.
Такой аналитический взгляд может быть интересен не только стороннему
наблюдателю, но и самим обитателям учебного пространства. Вдруг что-то
новое откроется или известное подтвердится?
Место и время
Традиционно в классе листочки висят. Как правило, на стенах.
Вопрос в том – на каких. Всем понятно, что у каждой стены свое место в
негласной табели о рангах. Самая важная – у доски. Именно на нее весь
урок устремлены взгляды учеников. Что там: поучительный афоризм?
Умиротворяющий пейзаж? Презентация детского исследования?
Противоположная стена – для гостей. Входит методист или директор и
сразу видит вдохновенные лица классиков, дипломы и похвальные листы
местных гениев. Впрочем, и дети, влетая в кабинет, тоже смотрят вдаль.
Есть ли там что-то воодушевляющее, с их точки зрения? Стенка у двери –
рабочая. На ней и формулы помещаются, и график дежурств. Поместились ли
мелкие новости, смешные истории, слова благодарности? Проемы между
окнами – неформальное пространство. У кого цветы висят, у кого вышивки
или детские рисунки. Это постоянная экспозиция или стоит следить за
изменениями?
По распределению элементов оформления в пространстве кабинета можно
судить, чему учитель отдает предпочтение.
Способ крепления тоже о многом говорит. Завинченные накрепко витрины,
стеклянные окошечки стенда с неудобными прорезями – материалы меняются
нечасто и только взрослыми.
Бумажки, пришпиленные одной булавкой к доске, обтянутой куском
ковролина, или кнопкой к фанерной рейке – сиюминутная информация,
размещаемая разными заинтересованными лицами. Даже детьми! Показатель
полной свободы – запасные кнопки-булавки где-нибудь в нижнем уголке.
Завхозы дружно не любят клейкую ленту, скотч. От нее остаются следы на
крашеной поверхности! Зато она надежно прикрепляет всевозможные
наклейки: к стенкам шкафов, полок, к бокам столов. Своего рода
указатели размещения и перемещения.
С одной стороны, этикетки на хранилищах справочников, учебников
необходимы грамотно оформленному кабинету. С другой стороны,
доброжелательные подсказки, где можно добыть чистую бумагу или
черновики, краски или карточки для повторения, свидетельствуют, что в
классе приветствуется самодеятельность. Ребятам не обязательно каждый
раз спрашивать у хозяина – можно просто подойти и взять.
Наиболее интересный способ размещения элементов оформления – на нитках.
Под потолком или вдоль стен через весь класс протягивается леска,
капроновые струны, через них перекидываются шнурки (можно с крючками
или скрепками на конце). Две минуты – и прямо в центре кабинета, над
головами, взошло солнце с поздравлениями имениннику от друзей (продеть
скрепку в дырочку проще простого), повисли звезды с любимыми цитатами
из только что прочитанной книги.
Если объявления выходят за пределы кабинета, появляются на наружной
стороне двери, на стене коридора или даже лестницы, ясно, что ребятам,
учителю стало тесно в маленькой компании. Им нужен простор, возможность
заявить о себе.
И в заключение – о высоте размещения. Стенды, плакаты, объявления висят
на уровне детского взгляда или, скорее, взрослого? А может, вообще ни
для кого: дань формальности.
Есть ли в вашем кабинете листочки, фотографии, рисунки, надписи,
которые легко рассмотреть, сидя за партой? Причем угол обзора для
отличника с первой парты и двоечника с «камчатки» будет разным. Что они
видят: учебную, коммуникативную информацию, элементы, создающие
настроение, воздействующие эмоционально?
Записочки, объявления,
грамоты
Группа студентов как-то прошлась по школам, приглядываясь к
оформлению кабинетов, стараясь описать увиденное и сделать выводы о
том, как работает в данном пространстве данный учитель, еще до встречи
с педагогом и его учениками.
Большая часть предположений оправдалась. Одним из самых существенных
показателей оказалось количество элементов. У «традиционного» (примем
этот условный термин) преподавателя было развешано по кабинету не более
полусотни листочков, на 60% связанных с предметом. Если это учитель
начальной школы, в его классе довольно много всяких таблиц, схем,
связанных с чтением, письмом, математикой (на почетном месте – у
доски). Дальше по убыванию: уголок с рисунками и поделками на задней
стенке (изо и труд). Может, скромный календарь природы сбоку
(естествознание). Про физкультуру – только если соревнования случились.
Такова негласная иерархия. Оставшиеся объявления и плакаты довольно
формальны: грамота, план пожарной эвакуации, календарь с памятниками
архитектуры, подаренный родительским комитетом.
Входишь в кабинет «нестандартного» преподавателя – глаза разбегаются.
Студенты насчитали около сотни элементов. Как и в соседнем классе,
55% – связано с учебой. Но это уже не только подсказки и формулы –
всевозможные рисунки, макеты, модели, детские работы, информация из
мира науки и культуры. Отличительная особенность – можно не только
смотреть, но и трогать. Потому что карта страны рельефна, буквы трудных
слов вырезаны из бархатной бумаги... У ребят есть возможность
накапливать разный опыт, учиться разными способами.
Еще одна существенная деталь: учеба тесно связана с повседневной жизнью
ребенка. На ленте времени, например, даты основания Рима и родного
города, окончания Второй мировой войны и год? рождения всех
присутствующих. Новые английские слова нужны для исполнения новой песни
на концерте.
Очень много объявлений, записочек «договорных»: открыты списки для
желающих пойти в музей, выступить на классном часу.
Часто можно увидеть пространство живой обратной связи: доска (большой
лист бумаги с привязанным на шнурке фломастером), куда прикалывают
(записывают) листочки со словами благодарности (или упреками) тем, кто
готовил классный «огонек», делал доклад, представлял проект.
На самом деле серьезный показатель: большое количество детских
сообщений, проектов, исследований – свидетельство того, что педагог не
стремится быть единственным источником знаний.
А о выращивании самостоятельных деятелей, способных планировать свою
работу, сотрудничать с другими людьми, и говорить не нужно. Понятно без
слов.
И еще одна очевидная мысль: оформление «нетрадиционного» кабинета –
вещь довольно трудоемкая. Впрочем, не чересчур. Вышеописанное
многообразие складывается не за день, не за месяц. Более того, порой в
начале года педагог сознательно снимает со стен кабинета почти все
детали, и не только в ожидании инспекторов, которые видят в наших
бумажках исключительно пылесборники. Скорее, в ожидании новых детских
идей, полета фантазии.
Может пригодиться
Если
исследовать скрытые смыслы, таящиеся в оформлении кабинета,
не интуитивно, а научно, с цифрами в руках, можно подойти к делу,
по крайней мере, с двух точек зрения: описать внешние, формальные
показатели и (или) попытаться проанализировать назначение разных
элементов, как принято говорить, функционал.
Пять внешних параметров
Количество. Считаем
каждый листочек, каждую игрушку, маску, фотографию – все находящееся на
виду. Чем больше итог, тем важнее педагогу не только говорить, но и
показывать. Важно сохранять, фиксировать, напоминать.
Авторство.
Все висящее и лежащее куплено в магазине или сделано собственными
руками? При этом не исключительно учительскими, но и детскими. И
родители вносят свою лепту. А еще – выпускники, друзья и гости. Это
показатель широты круга общения, включенности в образовательный процесс
многих участников. Авторство не только в факте изготовления плаката, но
и в праве повесить свое объявление, свой рисунок в определенном месте.
Есть ли такое пространство для личных листочков в кабинете?
Тематика.
Можно высчитать процент элементов оформления, связанных с учебой (если
кабинет не предметный, а классный, легко увидеть иерархию значимости
предметов), с событиями внеурочной жизни, с внутренними
договоренностями или внешними требованиями, с личностным общением,
эмоциональной сферой учеников. Эта пропорция – именно то, к чему мы
стремимся?
Сменяемость.
Снова определяем соотношение постоянных элементов (план эвакуации при
пожаре, к примеру), долгожителей (список класса провисит до конца года,
график дежурств – до каникул) и мимолетных гостей (объявление про
экскурсию снимут через неделю, фотографии лыжных соревнований – в конце
месяца). В жизни должно быть что-то постоянное, неизменное. Но и
новизна необходима. Нашли ли вы золотую середину?
Форма.
Стандартные прямоугольники и формат А4 уместны не всегда. Можно ли в
кабинете увидеть цветные причудливые многоугольники? Огромные куски
обойного рулона или маленькие визитки? Отдельный разговор про объемные
элементы: маски, игрушки, макеты. Их смысл трудно прочитать стороннему
наблюдателю – это информация для посвященных: плюшевый пингвиненок на
шкафу подарен учительнице на новый год от всего класса, теперь он
отвечает за тепло и уют в кабинете; фарфоровый колокольчик – память о
совместной веселой поездке. Много ли в классе таких общих символов?
И пять функций
Элементы оформления в
кабинете выполняют семь основных функций. Можно окинуть взглядом
пространство и проверить, все ли задачи решаются или чего-то не хватает.
Красота и эмоции.
Фотографии, рисунки, разноцветные занавески и птицы счастья под
потолком – все это нужно для создания уюта или поддержания бодрой
деловитости.
Нормы жизни.
Правила поведения, календарь событий. Без такой информации порядок
превращается в хаос или беспросветную диктатуру, когда приходится
спрашивать взрослого о каждой мелочи.
Учеба.
Расписание уроков и звонков, график контрольных и сдачи проектов.
Формулы, таблицы, схемы. То, что нужно выучить, что может пригодиться
на контрольной. В конце концов, ради этого родители отправляют детей в
школу.
Представление
результатов работы. Индивидуальной и коллективной. Учебной
и внеклассной. Демонстрация индивидуальности, умения сотрудничать.
Фиксация истории.
Наглядное представление изменений, роста класса. Работы, выполненные в
течение разных периодов времени. Фотографии былых событий.
Разумеется, каждый листочек одновременно может выполнять несколько
функций. Красочный портрет трудного слова – одновременно и украшение
жизни, и предметное пособие, и напоминание о предстоящем диктанте, и
представление результата чьей-то работы.