Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Горбунова Оксана

Веб-квест: когда поиск приключений превращается в поиск знаний

Технология, которая позволяет реализовать образовательные ресурсы компьютерных миров

Не секрет, что с появлением компьютеров, интернета, планшетов непростая задача – сделать образовательный процесс интересным для учеников – еще более усложнилась. Ведь виртуальный мир для ребят гораздо притягательней, чем чтение учебников и решение задач в тетрадке. А что если попытаться превратить виртуальную реальность из конкурента в союзника? Только вот без знания технологий, которые могут в этом помочь, учителю не обойтись. Одна из них – технологии веб-квест (WebQuest – в переводе «поиск в сети»). Каким же образом веб-квест помогает пробудить познавательную активность учеников? Об этом рассказывает учитель английского языка школы № 28 города Мытищи Оксана ГОРБУНОВА.

«Поиск в сети» крупным планом

Веб-квест можно определить как особым образом сформулированное задание, ведущее в итоге к созданию некоего продукта. Особенность образовательного веб-квеста в том, что информация для самостоятельной работы учеников с ним находится на различных веб-сайтах.
Технология обычно включает несколько этапов, прохождение каждого требует обращения к интернет-ресурсам. Любой этап можно рассматривать как отдельное мини-задание – индивидуальное или групповое. Оно может состоять, к примеру, из ряда вопросов, на которые надо найти ответы.
На первый взгляд, все просто. Но чем же эти мини-задания «цепляют» учеников?

С позиции… волчонка

Во-первых, сами задания даются в необычной форме – загадки, зашифрованного послания, вживания в роль. Здесь все зависит от фантазии педагога – создателя веб-квеста. Например, учитель может предложить разделиться на группы и осветить какую-то проблему с позиции руководителя промышленного предприятия, эколога, библиографа, журналиста... Или каждому ребенку предложить посмотреть на проблему с разных ракурсов.
Во-вторых, в веб-квесте даются ссылки на ресурсы по своему содержанию избыточные, и ученик, ища необходимую информацию, сам может выбирать: какому источнику уделить больше времени, какому меньше. Кроме того, есть возможность обращаться к дополнительным информационным ресурсам. То есть у каждого ребенка существует значительная свобода в определении своего образовательного маршрута, что дает возможность двигаться в собственном темпе и чувствовать себя, как сказали бы психологи, субъектом собственной деятельности.
Вообще хороший веб-квест можно сравнить с путешествием по неизвестной местности, где с тобой могут случиться всякие непредвиденные, интересные истории. Порой происходят вещи, которые оказываются неожиданными даже для самого создателя веб-квеста.
Приведу пример из собственного опыта. В одном из веб-квестов я предложила ученикам написать письмо в экологическую организацию от имени лесного жителя – волчонка (веб-квест расположен по адресу: http://webquesta.jimdo.com). И вдруг вижу, что многие ученики в начале письма пишут адрес: улица такая-то, дом такой-то. Прочитав очередное письмо, я обратилась к его автору: «Ты же волчонок – ты что, в квартире живешь?». Ребята отреагировали на мое замечание веселым оживлением и тут же заменили подписи с указанием квартиры на «Национальный парк. Канада» или «Московский зоопарк».

«С каким сервисом будем работать?»

Третий существенный момент: детей привлекает возможность создать собственный оригинальный продукт. Это может быть презентация, ментальная карта, лента времени. При этом нередко используются специальные интернет-сервисы, которые облегчают работу и дают возможность ребятам ярко и красочно выразить свои идеи.
Например, с помощью сервиса www.flipbook.com отдельные картинки с текстами можно превратить в книгу с эффектом перелистывания страниц. А сервис http://prezi.com (русскоязычный сайт http://oprezi.ru/o-prezi.html ) позволяет создавать интерактивные мультимедийные презентации, содержащие аудио- и видеоматериалы, графическую информацию. В отличие от обычных слайдовых презентаций, выполненных в программе PowerPoint, в Prezi, основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей слайда.
На практике это выглядит так, словно ребенок работает за большим ватманским листом, на котором он меняет масштабы, приближает и удаляет отдельные объекты. За одним таким листом могут одновременно работать до десяти человек, видя кто что делает и обмениваясь информацией друг с другом. Многих детей увлекает сам процесс подобного взаимодействия. Поэтому первый вопрос, который задают ребята, узнав, что им предстоит встретиться с веб-квестом (а мы выполняем такие задания один-два раза в четверть): с каким сервисом мы будем работать?
Конечно, использование подобных сервисов требует от педагога определенных знаний и навыков. Ну так ведь не случайно же сегодня говорят о значимости икт-компетенции учителя!

 Задача, процесс, оценка

Структурно в технологии веб-квест можно выделить несколько основных элементов. Рассмотрим их на примере веб-квеста «Достоинство в жизни, достоинство в смерти», размещенного на сайте www.sportscelebreties.jimdo.com. Сразу скажу, что этот веб-квест находится на стыке английского языка, истории и обществознания.
Итак, на первой страничке ресурса содержится вступление – обязательная часть практически всех веб-квестов. Здесь формулируется тема предстоящей работы. В нашем случае в тексте вступления в частности сказано, что это задание предназначено для учеников 9–10 классов и что им предстоит познакомиться с жизнью четырех замечательных людей. 
Вступительная часть заканчивается формулировкой центрального задания. Оно представлено в форме вопросов: чем эти люди (Мартин Лютер Кинг-младший, принцесса Диана, мать Тереза, Рейчел Карсон) заслужили восхищение в самых разных уголках мира? Какие поступки они совершили? Почему их уважают и помнят?
Справа на страничке есть ряд ссылок: «Задача», «Процесс», «Оценка», «Заключение». Кликнув по ссылке «Задача», мы окажемся на страничке с описанием последовательности шагов, которые надо выполнить в ходе работы над веб-квестом. Из этого текста можно узнать, что работа над нашим веб-квестом начинается с разделения на группы и выбора одного из четырех человек в качестве объекта исследования, а заканчивается написанием эссе и созданием презентации в формате Prezi. Ссылка «Процесс» приведет нас к базе данных с адресами интернет-ресурсов, которые можно использовать в работе. В разделе «Оценка» можно познакомиться с информацией о критериях оценивания эссе и презентаций. И наконец, ссылка «Заключение» выводит нас на страничку с описанием финальной части веб-квеста. На этой страничке мы находим обобщающие вопросы, направленные на подведение итогов и осмысление ценности новых знаний и навыков. Чему вы научились? Как можете использовать полученные знания и навыки? Добавлю, что в своей практике, помимо обсуждения подобных вопросов, в конце работы я организовываю публичное представление и защиту групповых продуктов: эссе и презентаций.

Такие разные задания

Хотелось бы обратить внимание на то, что веб-квесты чрезвычайно разнообразны по типу и направленности заданий. Например, аналитические веб-квесты нацелены на исследование взаимосвязей реального мира, установление сходства и различия, проявления скрытых взаимозависимостей. Журналистские веб-квесты (они завершаются созданием репортажа, проблемной статьей или другого журналистского продукта) направлены на развитие коммуникативных умений, наблюдательности, письменной речи. Существуют веб-квесты, ориентированные на лучшее понимание ребенком самого себя. К примеру, веб-квест «Кем я буду, когда закончу университет?» предполагает работу с интернет-ресурсами, связанными с будущей карьерой. Отмечу также, что технология веб-квест может эффективно использоваться при решении задач, прописанных в новых стандартах, особенно – задачи развития информационной компетентности.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Может пригодиться

Технология веб-квест, созданная двадцать лет назад, сегодня становится все более популярной, в том числе и в России. С каждым годом в интернет-сети растет количество ресурсов, где содержатся примеры отдельных веб-квестов и даются методические рекомендации по работе с ними. Мы представляем несколько таких сайтов.

Педагогам, которые заинтересованы в освоении технологии веб-квест, стоит обратить внимание на сайт заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 4 поселка Чегдомын Хабаровского края Оксаны Одариченко http://schooleconomiks.blogspot.com. На этом ресурсе можно найти ссылки как на методические статьи, так и на конкретные разработки заданий по различным предметам. К примеру, внимание учителей литературы могут привлечь веб-квесты «В гостях у помещиков» http://www.kvect.blogspot.ru и «Джордж Байрон», учителей истории – веб-квест «Цивилизация эпохи средневековья» https://sites.google.com, а учителей физики и астрономии – веб-квест «Наблюдение солнечной активности» http://gomulina.newhost.ru. На сайте можно познакомиться и с собственной разработкой автора: веб-квестом «Те, кто охраняет закон».
Будет полезно также посетить портал «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru. С ноября 2011 по декабрь 2012 года в рамках большого образовательного проекта на этом портале проходил первый в России дистанционный семинар, посвященный практическому освоению технологии веб-квест. Чтобы получить доступ к материалам семинара «Создание веб-квеста по предмету как средство достижения метапредметных результатов», надо зарегистрироваться на портале, зайти на страничку мероприятия и кликнуть по кнопке «Присоединиться» (она расположена в правом верхнем углу странички).
Тем, кто владеет английским языком, мы рекомендуем прежде всего познакомиться с ресурсом одного из разработчиков технологии Тома Марча http://tommarch.com (веб-квест был создан Томом Марчем совместно с профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Доджем). Здесь можно найти много интересных материалов, отвечающих на конкретные практические вопросы педагогов. Например, как исключить ситуацию, когда ученики не осмысливают поставленные в задании проблемы, а просто собирают в тексте своего реферата информацию из разных источников? Говоря об этом, Том Марч предлагает несколько стратегий, в частности – проекцию опыта решения глобальных проблем на местную, локальную ситуацию. Например, в интернете достаточно легко собрать информацию о том, какие меры были предприняты для спасения лесов Амазонки. Но ведь можно сформулировать задание иначе: используйте информацию о тропических лесах Бразилии для того, чтобы выработать план действий по сохранению среды обитания в вашем регионе.