ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
Веб-квест: когда поиск приключений превращается в поиск знаний
Технология, которая позволяет реализовать образовательные ресурсы компьютерных миров
Не секрет, что с появлением компьютеров, интернета, планшетов
непростая задача – сделать образовательный процесс интересным для
учеников – еще более усложнилась. Ведь виртуальный мир для ребят
гораздо притягательней, чем чтение учебников и решение задач
в тетрадке. А что если попытаться превратить виртуальную
реальность из конкурента в союзника? Только вот без знания технологий,
которые могут в этом помочь, учителю не обойтись. Одна из них –
технологии веб-квест (WebQuest – в переводе «поиск в сети»). Каким же
образом веб-квест помогает пробудить познавательную активность
учеников? Об этом рассказывает учитель английского языка школы № 28
города Мытищи Оксана ГОРБУНОВА.
«Поиск в сети» крупным планом
Веб-квест можно определить как особым образом сформулированное
задание, ведущее в итоге к созданию некоего продукта. Особенность
образовательного веб-квеста в том, что информация для самостоятельной
работы учеников с ним находится на различных веб-сайтах.
Технология обычно включает несколько этапов, прохождение каждого
требует обращения к интернет-ресурсам. Любой этап можно рассматривать
как отдельное мини-задание – индивидуальное или групповое. Оно может
состоять, к примеру, из ряда вопросов, на которые надо найти ответы.
На первый взгляд, все просто. Но чем же эти мини-задания «цепляют»
учеников?
С позиции… волчонка
Во-первых, сами задания даются в необычной форме – загадки,
зашифрованного послания, вживания в роль. Здесь все зависит от фантазии
педагога – создателя веб-квеста. Например, учитель может предложить
разделиться на группы и осветить какую-то проблему с позиции
руководителя промышленного предприятия, эколога, библиографа,
журналиста... Или каждому ребенку предложить посмотреть на проблему с
разных ракурсов.
Во-вторых, в веб-квесте даются ссылки на ресурсы по своему содержанию
избыточные, и ученик, ища необходимую информацию, сам может выбирать:
какому источнику уделить больше времени, какому меньше. Кроме того,
есть возможность обращаться к дополнительным информационным ресурсам.
То есть у каждого ребенка существует значительная свобода в определении
своего образовательного маршрута, что дает возможность двигаться в
собственном темпе и чувствовать себя, как сказали бы психологи,
субъектом собственной деятельности.
Вообще хороший веб-квест можно сравнить с путешествием по неизвестной
местности, где с тобой могут случиться всякие непредвиденные,
интересные истории. Порой происходят вещи, которые оказываются
неожиданными даже для самого создателя веб-квеста.
Приведу пример из собственного опыта. В одном из веб-квестов я
предложила ученикам написать письмо в экологическую организацию от
имени лесного жителя – волчонка (веб-квест расположен по адресу: http://webquesta.jimdo.com).
И вдруг вижу, что многие ученики в начале письма пишут адрес: улица
такая-то, дом такой-то. Прочитав очередное письмо, я обратилась к его
автору: «Ты же волчонок – ты что, в квартире живешь?». Ребята
отреагировали на мое замечание веселым оживлением и тут же заменили
подписи с указанием квартиры на «Национальный парк. Канада» или
«Московский зоопарк».
«С каким сервисом будем
работать?»
Третий существенный момент: детей привлекает возможность
создать собственный оригинальный продукт. Это может быть презентация,
ментальная карта, лента времени. При этом нередко используются
специальные интернет-сервисы, которые облегчают работу и дают
возможность ребятам ярко и красочно выразить свои идеи.
Например, с помощью сервиса www.flipbook.com отдельные картинки с
текстами можно превратить в книгу с эффектом перелистывания страниц. А
сервис http://prezi.com
(русскоязычный сайт http://oprezi.ru/o-prezi.html )
позволяет создавать интерактивные мультимедийные презентации,
содержащие аудио- и видеоматериалы, графическую информацию. В отличие
от обычных слайдовых презентаций, выполненных в программе PowerPoint, в
Prezi, основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с
увеличением отдельных частей слайда.
На практике это выглядит так, словно ребенок работает за большим
ватманским листом, на котором он меняет масштабы, приближает и удаляет
отдельные объекты. За одним таким листом могут одновременно работать до
десяти человек, видя кто что делает и обмениваясь информацией друг с
другом. Многих детей увлекает сам процесс подобного взаимодействия.
Поэтому первый вопрос, который задают ребята, узнав, что им предстоит
встретиться с веб-квестом (а мы выполняем такие задания один-два раза в
четверть): с каким сервисом мы будем работать?
Конечно, использование подобных сервисов требует от педагога
определенных знаний и навыков. Ну так ведь не случайно же сегодня
говорят о значимости икт-компетенции учителя!
Задача, процесс,
оценка
Структурно в технологии веб-квест можно выделить несколько
основных элементов. Рассмотрим их на примере веб-квеста «Достоинство в
жизни, достоинство в смерти», размещенного на сайте www.sportscelebreties.jimdo.com.
Сразу скажу, что этот веб-квест находится на стыке английского языка,
истории и обществознания.
Итак, на первой страничке ресурса содержится вступление – обязательная
часть практически всех веб-квестов. Здесь формулируется тема
предстоящей работы. В нашем случае в тексте вступления в частности
сказано, что это задание предназначено для учеников 9–10 классов и что
им предстоит познакомиться с жизнью четырех замечательных
людей.
Вступительная часть заканчивается формулировкой центрального задания.
Оно представлено в форме вопросов: чем эти люди (Мартин Лютер
Кинг-младший, принцесса Диана, мать Тереза, Рейчел Карсон) заслужили
восхищение в самых разных уголках мира? Какие поступки они совершили?
Почему их уважают и помнят?
Справа на страничке есть ряд ссылок: «Задача», «Процесс», «Оценка»,
«Заключение». Кликнув по ссылке «Задача», мы окажемся на страничке с
описанием последовательности шагов, которые надо выполнить в ходе
работы над веб-квестом. Из этого текста можно узнать, что работа над
нашим веб-квестом начинается с разделения на группы и выбора одного из
четырех человек в качестве объекта исследования, а заканчивается
написанием эссе и созданием презентации в формате Prezi. Ссылка
«Процесс» приведет нас к базе данных с адресами интернет-ресурсов,
которые можно использовать в работе. В разделе «Оценка» можно
познакомиться с информацией о критериях оценивания эссе и презентаций.
И наконец, ссылка «Заключение» выводит нас на страничку с описанием
финальной части веб-квеста. На этой страничке мы находим обобщающие
вопросы, направленные на подведение итогов и осмысление ценности новых
знаний и навыков. Чему вы научились? Как можете использовать полученные
знания и навыки? Добавлю, что в своей практике, помимо обсуждения
подобных вопросов, в конце работы я организовываю публичное
представление и защиту групповых продуктов: эссе и презентаций.
Такие разные задания
Хотелось бы обратить внимание на то, что веб-квесты
чрезвычайно разнообразны по типу и направленности заданий. Например,
аналитические веб-квесты нацелены на исследование взаимосвязей
реального мира, установление сходства и различия, проявления скрытых
взаимозависимостей. Журналистские веб-квесты (они завершаются созданием
репортажа, проблемной статьей или другого журналистского продукта)
направлены на развитие коммуникативных умений, наблюдательности,
письменной речи. Существуют веб-квесты, ориентированные на лучшее
понимание ребенком самого себя. К примеру, веб-квест «Кем я буду, когда
закончу университет?» предполагает работу с интернет-ресурсами,
связанными с будущей карьерой. Отмечу также, что технология веб-квест
может эффективно использоваться при решении задач, прописанных в новых
стандартах, особенно – задачи развития информационной компетентности.
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Может пригодиться
Технология
веб-квест, созданная двадцать лет назад, сегодня становится все более
популярной, в том числе и в России. С каждым годом в интернет-сети
растет количество ресурсов, где содержатся примеры отдельных
веб-квестов и даются методические рекомендации по работе с ними.
Мы представляем несколько таких сайтов.
Педагогам, которые заинтересованы в освоении технологии веб-квест,
стоит обратить внимание на сайт заместителя директора по
учебно-воспитательной работе школы № 4 поселка Чегдомын Хабаровского
края Оксаны Одариченко http://schooleconomiks.blogspot.com.
На этом ресурсе можно найти ссылки как на методические статьи, так и на
конкретные разработки заданий по различным предметам. К примеру,
внимание учителей литературы могут привлечь веб-квесты «В гостях у
помещиков» http://www.kvect.blogspot.ru
и «Джордж Байрон», учителей истории – веб-квест «Цивилизация эпохи
средневековья» https://sites.google.com, а
учителей физики и астрономии – веб-квест «Наблюдение солнечной
активности» http://gomulina.newhost.ru. На
сайте можно познакомиться и с собственной разработкой автора:
веб-квестом «Те, кто охраняет закон».
Будет полезно также посетить портал «Электронные образовательные
ресурсы» http://eorhelp.ru.
С ноября 2011 по декабрь 2012 года в рамках большого образовательного
проекта на этом портале проходил первый в России дистанционный семинар,
посвященный практическому освоению технологии веб-квест. Чтобы получить
доступ к материалам семинара «Создание веб-квеста по предмету как
средство достижения метапредметных результатов», надо
зарегистрироваться на портале, зайти на страничку мероприятия и
кликнуть по кнопке «Присоединиться» (она расположена в правом верхнем
углу странички).
Тем, кто владеет английским языком, мы рекомендуем прежде всего
познакомиться с ресурсом одного из разработчиков технологии Тома Марча http://tommarch.com
(веб-квест был создан Томом Марчем совместно с профессором
образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Доджем). Здесь
можно найти много интересных материалов, отвечающих на конкретные
практические вопросы педагогов. Например, как исключить ситуацию, когда
ученики не осмысливают поставленные в задании проблемы, а просто
собирают в тексте своего реферата информацию из разных источников?
Говоря об этом, Том Марч предлагает несколько стратегий, в частности –
проекцию опыта решения глобальных проблем на местную, локальную
ситуацию. Например, в интернете достаточно легко собрать информацию о
том, какие меры были предприняты для спасения лесов Амазонки. Но ведь
можно сформулировать задание иначе: используйте информацию о
тропических лесах Бразилии для того, чтобы выработать план действий по
сохранению среды обитания в вашем регионе.