ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Повышение учительских зарплат: Росстат портит картину
Значит, нужно вооружить Росстат новой методикой подсчета
В 2013 году в России завершится масштабный проект по повышению
зарплаты учителей до средней по экономике региона. На заседании
правительства в конце 2012 года семь губернаторов откровенно
признались, что задача им не под силу. Остальные промолчали. На то,
чтобы поправить положение, губернаторам дан 2013 год. Недавно кое-какие
условия проекта поменялись. В частности, в стране будут действовать два
параллельных мониторинга учительских зарплат. Первый – всем известный
электронный мониторинг «Нашей новой школы» на сайте www.kpmo.ru.
Второй
еще создается. Ответственность за него возложена на
Росстат. Но сначала – о том, зачем стране понадобился второй мониторинг.
Воздушные замки
В основу мониторинга на сайте www.kpmo.ru
с самого начала была положена замечательная идея. Он создавался как
общественная инициатива и форма самоконтроля образовательных
учреждений. Самоконтроль стал массовым, и это свидетельствовало о
высокой сознательности школьных администраций. Нюанс: за цифры,
проставленные в графах мониторинга, никто не нес ответственности. Если
в подсчетах обнаруживалась ошибка – это считалось маленькой опиской
школьной администрации. Целых два года директора школ и руководители
районных департаментов образования подавали на этот сайт вымышленные
цифры учительских зарплат, чтобы угодить своим региональным
начальникам. А начальники брали эти маленькие пустые кирпичики и
строили из них грандиозные воздушные замки, чтобы угодить Президенту РФ
и Председателю Правительства РФ. Надо было довести учительскую зарплату
до средней по экономике региона – пожалуйста. Ближе к середине 2012
года «описки» замелькали по всему сайту www.kpmo.ru, как белые весенние
бабочки. В одной школе за месяц становится вдвое меньше учителей, а у
оставшихся – вдвое выше зарплата. В другом ОУ на семерых сельских
учителей выделялся фонд оплаты труда, которому позавидовала бы
столичная гимназия на тысячу учеников (описка – два лишних нуля –
исчезла лишь после того, как педагоги задали вопрос «Где наша
зарплата?» заместителю министра образования РФ на одном из официальных
сайтов).
Все оплошности почему-то были одного рода: они наглядно доказывали, что
зарплата учителей конкретной школы стала выше средней по экономике
родного региона. Еще в 2011 году образовательные чиновники хвалили
мониторинг как проявление школьной демократии и рекомендовали почаще к
нему обращаться. Но к лету 2012 года их интонации мало-помалу
изменились. «Неужели нашлись доверчивые люди, – удивлялись они, –
которые и впрямь думали, что эти цифры – настоящие? Ай-яй-яй, как
неосторожно! Есть же статистика Росстата!»
Почувствуйте разницу
С появлением мониторинга «Нашей новой школы» росстатовские
таблицы, сообщающие о состоянии сферы образования, как бы отошли в
тень. Одно дело – праздник по выполнению правительственного проекта,
другое – скучная статистика. Среднемесячная начисленная зарплата
учителей, по данным Росстата, действительно выглядела уныло. За два
года миллиардных вливаний в образование учительские зарплаты повысились
лишь чуть-чуть. Спрашивается, почему?
Согласно Росстату в 2012 году учитель в Брянской области мог получить в
среднем 12 450 руб., в Костромской – 12 408, в Тверской – 13 001, в
Псковской – 13 993 руб., в Калмыкии – 11 064, в Дагестане – 8 956, в
Карачаево-Черкесии – 10 349, в Мордовии – 11 326, в Оренбургской
области – 12 571, в Ульяновской – 13 878, в Алтайском крае – 12 179 руб.
А теперь сравним с информацией на сайте «Нашей новой школы». Возьмем
ноябрь 2012 года – месяц, в который еще никому не выплачивали
новогодних премий. Итак, средняя зарплата педагога: в Брянской области
– 15 146 руб., в Костромской – 16 023, в Тверской – 22 981, в
Псковской – 17 435, в Республике Калмыкии – 13 043, в Дагестане –
10 528, в Карачаево-Черкесии – 16 839, в Мордовии – 16 750, в
Оренбургской области – 18 239, в Ульяновской области – 17 360, в
Алтайском крае – 16 361 руб.
Согласно тому же Росстату средняя зарплата за 2012 год в Брянской
области – 16 884 руб., Костромской – 15 749, Тверской области – 16 300,
Псковской области – 16 208, в Республике Калмыкии – 14 248, Республике
Дагестан – 15 298, Карачаево-Черкесии – 14 909, Мордовии – 13 601,
Оренбургской области – 17 674, Ульяновской области – 15 791, Алтайскoм
крае – 15 093 руб.
Итог проекта 2012 года: реальные учительские зарплаты в этих (и многих
других регионах) так и не сравнялись со средней по экономике. Согласно
данным Федеральной службы государственной статистики за январь – июль
2012 года: в Пермском крае средний учитель по-прежнему получает 77% от
средней по региону, в Магаданской области – 57%. И даже в богатой
Москве она составляет не более 88% от средней зарплаты по городу.
Разделите среднюю зарплату в регионе на 1,5, на 2, а где на 2,8 – и
получите среднюю зарплату учителя.
Одним словом, достаточно одной росстатовской таблицы, чтобы
губернаторские рапорты на тему «выполнили и перевыполнили» зазвучали,
как похоронный марш.
Лишь предновогодние вливания 2012 года (большинство было взято в долг у
Федерации, и долги еще придется отдавать) позволили губернаторам
сообщить Президенту РФ, что учителя получают даже больше, чем
среднестатистические труженики региона. Декабрь 2012 года стал
единственным месяцем, когда средняя зарплата учителей подскочила,
словно мячик: от 3–5 дополнительных тысяч в бедных регионах России до
почти 30 премиальных тысяч – в Москве. Вопрос уже не в том, на что были
растрачены в регионах миллиарды на повышение учительских зарплат. Может
быть, контрольно-счетные органы субъектов РФ и обнаружат следы этих
денег. Но учителям это все равно. Они этих денег никогда не получат.
Вопрос в том, что губернаторы должны повысить зарплату не только
учителям, а большинству из 14,4 миллиона работников социальной сферы.
Сфера образования – это только 5,2 миллиона человек.
И губернаторы запросили послаблений. Точнее, изменения условий задачи.
Одно слово, которое меняет
все
В феврале 2013 года журналисты впервые узнали об этих новых
условиях. Их два. И вот первое. Из словосочетания «средняя зарплата по
экономике региона» исчезло слово «экономика». Чистая формальность. Или
нет?
Напрасно простой россиянин будет искать на официальных сайтах Минфина
или Росстата формулу подсчета «средней зарплаты по региону». Ее там
нет. В поисках информации журналисты бросились в региональные отделения
Росстата. Там их успокоили: «Из расчета средней заработной платы по
региону не будут исключаться бюджетные учреждения» (ответ Пермьстата).
Ответ невнятный. Но в методике Росстата, на которую территориальные
отделения должны опираться в своей работе, ничего другого и не сказано.
«Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации, –
говорится в документе, – формируется на основе сведений,
предоставленных организациями всех видов экономической деятельности и
всех форм собственности». Точка. Остальное территориальным отделениям
Росстата предстоит решить в зависимости от момента. Или давления
губернатора.
Ясно одно: «средняя зарплата по региону» должна выглядеть ниже, чем
была в прошлом году «средняя по экономике региона».
Только ее движение вниз (успокою читателей: не снижение реальной
зарплаты, а сумм-фантомов, которые запускаются в небо, как бумажные
голуби) позволит губернаторам в конце 2013 года отрапортовать
правительству, что учителя наконец-то зарабатывают столько же, сколько
средний труженик региона.
А учителя? Там, где педагоги и без того получали прилично, суммы их
реальных зарплат наконец-то приблизятся к «средним по региону». Но не
потому, что губернаторы станут активнее поддерживать сферу образования.
А потому, что «средняя зарплата по региону» статистически понизится.
Параллельные миры
Второе нововведение 2013 года: параллельный мониторинг проекта
по повышению учительской зарплаты.
Проводить его будет Росстат.
«Информация по итогам федерального статистического наблюдения о средней
заработной плате по категориям работников социальной сферы и науки...
будет размещена на официальных сайтах Росстата и его территориальных
органов», – говорится в документах Росстата.
Нюанс: координатор этой программы уже не Минобрнауки РФ, а Минтруд РФ.
Обещана полная гласность полученных данных. Даже если они будут пахнуть
скандалом.
А от скандала никто не застрахован. На сайте www.kpmo.ru
оказалось слишком много недостоверной информации. Если данные Росстата
и существующего электронного мониторинга будут различаться в два-три
раза – это уже повод.
Решение о проверке «выполнения целевых значений индикаторов повышения
оплаты труда отдельных категорий работников» было принято еще в
мае–июне 2012 года Указами Президента РФ «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» и «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». 17 июля было
издано соответствующее Поручение Президента РФ, а 19 сентября –
Поручение зампреда Правительства РФ О.Голодец.
Формально территориальные отделения Росстата подключились к проекту,
чтобы снабжать губернаторов информацией о состоянии зарплат в сфере
регионального образования. Именно с поквартальными росстатовскими
подсчетами (а не с показателями по экономике региона за прошлый год,
как это было раньше) руководители регионов теперь обязаны будут
соотносить величину средней учительской зарплаты.
Правда, у этого параллельного мониторинга (его первые результаты мы
получим уже этой весной) есть одна особенность. По форме и по
организации он почти не отличается от своего собрата на www.kpmo.ru.
Каждому ОУ (или районному управлению образования – за всех сразу)
предписывается каждый квартал заходить на сайт Росстата, брать бланк и
заполнять «Сведения о численности и оплате труда работников сферы
образования по категориям персонала».
«Информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, будет
представляться учреждениями в территориальные органы Федеральной службы
государственной статистики, – говорится в методических рекомендациях
Росстата. – На основании полученных данных будет рассчитана средняя
заработная плата по следующим категориям работников: ...педагогические
работники образовательных учреждений общего образования, в том числе
учителя».
Эта средняя зарплата, высчитанная территориальными отделениями
Росстата, будет поквартально соотноситься со средней по региону и с
теми суммами, которые реально начислены учителям.
Все ясно. Правда, никто не сможет проверить, в самом ли деле
существовали эти суммы. Дошли ли они в реальности до школ? Сколько
учителей на самом деле в этой школе? На сколько ставок они работают?
Кто может это подтвердить? Именно на этих вопросах без ответов и
обожглись создатели мониторинга «Нашей новой школы».
Для чиновников, которые вносили в его электронные таблицы вымышленные
данные, последствий не наступило. Никаких служебных взысканий. Никаких
«несоответствий должности» Никаких увольнений. Просто с апреля этого
года в России будут два параллельных мониторинга. Видимо, Правительство
РФ решило напоследок посмотреть, готовы ли руководители регионального и
районного образования врать Росстату.