Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Москвина Нина

Урок мате-этики

О том, как войти в круг этических понятий... через понятие круга

В школах, работающих по системе этического воспитания, наметилась тенденция интеграции этики и других предметов. И что примечательно, практика проведения интегрированных уроков с включением элементов этического диалога отнюдь не ограничивается сферой гуманитарных дисциплин.


С самого начала работы в школе я стремилась доносить до детей на уроках не только математические, но и нравственные смыслы. В этом мне помогали фрагменты из детских стихотворений, рассказов, афоризмы великих людей.
А когда познакомилась с технологией этического диалога, как-то естественно начали выстраиваться смысловые взаимосвязи между нравственными категориями и математическими понятиями. В итоге это превратилось в разработку интегрированных уроков математики и этики. Вот пример.
В шестом классе у меня есть урок, который называется «Для друга нет круга». Начинается он традиционно – с припоминания ребятами математических знаний о круге и окружности. Потом я обращаю внимание детей на то, что в жизни и культуре мы тоже нередко встречаемся с этими понятиями. К примеру, в историях о Короле Артуре и рыцарях круглого стола. Вопрос: почему рыцари садятся за круглым столом? Это случайно или нет?.. Понятие круга встречается и в фильме «Золушка». Помните песенку: «Встаньте, дети, встаньте в круг…»? Просматриваем с ребятами этот эпизод и размышляем: почему Золушка приглашает детей в круг? Могут ли математические знания о его свойствах помочь нам ответить на вопрос?
Помимо диалога на уроке есть этап групповой работы, когда ребята пытаются вникнуть в суть разных слов и выражений, а затем делятся своим видением и дополняют друг друга. Как мы понимаем слова: «кругозор», «округа», «для друга нет круга», «дружба – понятие круглосуточное»?..
Так дети начинают открывать новые смыслы дружбы. Я хотела бы подчеркнуть слово «открывать», поскольку пытаюсь простраивать диалог на уроке таким образом, чтобы возникал эффект эмоционального удивления, когда у ребенка округляются глаза и он сам поражается осенившей его догадке: «Да?! Это вот так, оказывается?!»
А конкретно на этом уроке ребята поняли, что круг имеет несколько символических культурных смыслов. Во-первых, равенство собравшихся вместе людей (говоря математическим языком – равно­удаленность от центра). Во-вторых, он является символом целостности, единства, сплочения. А в-третьих, дети осознали, что дружба не всегда очерчивается кругом. Что ради друга человек может выйти за обыденные границы.
Я вижу, как наши уроки повышают интерес детей к математике и побуждают их к душевной работе. Ведь рассуждая о дружбе, ребята вольно или невольно задумываются о своей жизни, о своих друзьях, о себе.