Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Шемшурина Алла

Откуда приходит Бастинда?

Как сказочный персонаж стал «регулятором поведения» младшеклассников

Этический диалог – это всегда палитра смыслов. И эти смыслы могут вступать во взаимодействие друг с другом, что приводит к удивительным эффектам. Один из таких эффектов в том, что даже «злую силу» можно поставить на службу добрым делам. Вот как это происходит.

На наших занятиях дети говорят не только о положительных, но и о весьма негативных героях и персонажах, которые, как известно, встречаются и в жизни, и в сказках. Например, злые волшебники. Ребята обсуждают, каких злых волшебников они знают и что конкретно им известно об этих волшебниках. Постепенно выясняется, что злые волшебники боятся некоторых вещей. Осознание этого факта само по себе важно, поскольку наводит ребенка на мысль, что зло преодолимо. Вот Бастинда, например, боится воды...
И тут возникает неожиданный поворот событий: в какой-то момент разговора откуда ни возьмись в руке учителя появляется маленькая ведьмочка. Учитель удивляется:
– Ребята, не знаю, что произошло, но Бастинда оказалась в нашем классе. И я не понимаю, почему. А вы?
На сторонний взгляд, вопрос может показаться сложным. Но ребята отвечают почти хором: «Потому что у нас в классе дерутся, потому что обзываются, потому что дразнятся, потому что Витька всех бьет». На самом деле для ребят это простой вопрос, поскольку ниточка смысловая тянется издалека. И до этого момента дети уже многое поняли про злых волшебников: «они вредят», «с ними плохо».
– Что же нам делать с Бастиндой? – спрашивает учитель. – Может, мы ее водой обольем, и будет все хорошо?
Но дети-то все понимают, они же умные. И смеются:
– Нет, вода не поможет...
– А что поможет?
Постепенно от вопроса к вопросу выясняется, что справиться с Бастиндой могут помочь определенные действия, поступки. Ведь она здесь потому, что ребята вели себя не очень хорошо по отношению друг к другу. И значит – что? Значит, тому, кто чувствует себя виноватым, надо бы извиниться. А тем ребятам, которые в ссоре, хорошо бы помириться.
Поняв, что кому делать, дети подходят друг к другу, шепчут что-то на ухо, хлопают по плечу…
– А теперь, пожалуйста, улыбнитесь друг другу, – предлагает учитель. И пока ребята улыбаются, Бастинда незаметно исчезает.
Такой вот простой урок победы над злом. Но самое главное, что после этого занятия Бастинда становится своеобразным «регулятором поведения». Ведь что происходит дальше? Урок закончился, ребята обрадовались: Бастинды больше нет, начались другие уроки... Все забылось? Вроде бы да. И вот уже на очередной переменке учитель видит, что Петя снова бежит с обидой:
– У меня ручку сломали!
И Маша расстроена, потому что ее Витька толкнул…
Дети!
Звенит звонок, ребята входят в класс, а на учительском столе... Бастинда.
– Ой, она снова тут!
– Да, она снова тут, – огорчен учитель. – Только я не знаю, почему.
Ребята объясняют. Сразу! Полкласса поворачиваются к «главному драчуну»:
– Витька, это из-за тебя!
– А чё?.. Я ничё...
А «чё – ничё», когда он дерется?
Теперь каждый раз, когда дети приходят в класс, они первым делом смотрят: есть ли Бастинда? Это игра, в которую ребята включились. Они ни за что не тронут эту фигурку маленькой ведьмы. Ни за что! Они только смотрят: есть или нет? Для них это важно – ведь когда Бастинда появляется, то «приходит» она со всеми своими смыслами, которые ребята хорошо знают. Они прекрасно могут объяснить причины появления Бастинды: это Витька… это Машка… Но Витька-то уже хочет быть хорошим. И наступает день, когда они приходят, а Бастинды нет. И какая же это радость, когда Бастинда исчезает!