«...Он же никогда один не ездил!»
История первого самостоятельного путешествия
Эту историю нам прислала многодетная мама. В большой семье влияний каждый ребенок получает больше – к добру ли, нет, но факт.
Другой мотив истории – тонкий момент «отпускания» ребенка: младший сын впервые едет один на троллейбусе, да еще с пересадкой. Тут и опасения, и риск, и подготовка.
Но все решает, как оказывается, вера ребенка в себя. Не наши инструкции.
Правда, не сразу.
Правда, через испытание.
– Я не успею за ним заехать, – сказал старший, уже взрослый сын Алеша по телефону. – Пусть он приедет сам. Я буду ждать его на остановке.
– Да ты что, Алеша! – всполошилась я. – Как же он приедет?!
– Обычно приедет. Как все. Дождется троллейбуса, сядет и приедет.
– Ты что, он же никогда один не ездил! Он потеряется! Заблудится! Он выйдет не на той остановке… Он, в конце концов, может сесть не на тот троллейбус!
Алеша рассердился:
– Мама! Что ты говоришь! Он же не маленький. Доедет.
– Надо спросить у самого Ромы, сможет он добраться или нет. А может, он не захочет один ехать? – с надеждой в голосе сказала я.
– Хочет, хочет. Я его уже спросил. Так что пусть едет. Я его буду ждать. Все, я пошел.
Я позвала Рому, взяла его за руку, спросила:
– Ромочка! И тебя не пугает, что ты поедешь один?
– Нет! – смело ответил Рома. – Я смогу доехать, не волнуйся.
– Ты уверен, Рома, что не перепутаешь номера троллейбусов? Не заблудишься?
– Я что, маленький, по-твоему?! – возмутился Рома.
– Ты не маленький, – ответила я, – но ты никогда не ездил один. Никогда. Ты правда хочешь поехать?
– Да! Конечно! Очень хочу! – не задумываясь, ответил Рома.
Я понимаю, что дело совсем не в поездке – поездка для него не главное. Рома накопил денег на футболку, и теперь надо срочно ее купить, пока не растратил, а старший брат Алеша знает, где продаются такие футболки, какие нравятся Роме. Брат согласился ему помочь – ехать надо во что бы то ни стало!
Что ж, пусть едет. Конечно, когда-нибудь все равно придется начинать ездить самому.
…Я несколько раз подробно описала весь маршрут, по которому должен проследовать Рома, чтобы достичь остановки, где его будет ждать старший брат. Ничего сложного: сначала один троллейбус, потом другой троллейбус, потом остановка, где ждет Алеша. Вот и все дела!
– Запомни, Рома, Алеша будет ждать тебя на остановке за мостом. Значит, ты должен внимательно следить, когда троллейбус проедет по мосту. Мост – это твоя главная примета. Не забудь! Сначала мост – потом остановка.
– Ага, – кивнул Рома. – Я понял. Мост – остановка.
– Остерегайся плохих мальчишек, – заволновалась и сестра Женя. – Они могут снять куртку, кроссовки, и пойдешь домой раздетый, босиком.
Потом мы напомнили ему про чужие машины: не садись, тебя могут похитить! Про светофоры: дорогу переходи в положенном месте! А то собьют!
Я напряженно думала. Я боялась забыть что-нибудь важное. Опять спросила:
– Ромочка, может, лучше тебе сегодня не ездить? Подождать, когда тебя кто-нибудь проводит? Как плохо, что я не могу.
Но брат Игорь, а он немного постарше Ромы, похлопал его по спине:
– Не бойся! Ничего страшного! Если потеряешься, смотри на троллейбусные провода. По ним ты рано или поздно доберешься до дома.
Рома еще и еще раз повторил маршрут и ушел.
На душе было неспокойно. А через два часа позвонил Алеша:
– Рома передумал или вы его не отпустили?
Оказывается, Алеша больше часа провел на остановке! Троллейбусы шли один за другим, а Ромы все не было и не было.
– Как?! А разве?.. Где же он?! Алеша! Рома потерялся! Он давно уже уехал...
– Я поищу его. – Алеша ответил коротко и положил трубку.
Где же его искать? Ужасные мысли сразу полезли в голову. Я смотрела то на телефон, то на часы. И телефон, и часы были одного цвета – ярко-красного. И это действовало на нервы. Телефон молчал. Часы громко тикали, но стрелки передвигались так медленно, что казалось, часы встали. Ругала себя за то, что отпустила Рому одного; ругала Алешу за то, что ему пришла в голову такая глупая мысль – встретиться с Ромой на остановке; ругала Рому, который потерялся неизвестно где.
Но время шло, и наступил момент, когда и ругать не стало сил. Полное отчаяние. Я заплакала, младшие дочки тут же заревели в голос. И тут:
– Он идет! Он вернулся! Он живой! Он поднимается по лестнице! – Игорь первый увидел брата с балкона.
Рома зашел домой, и все кинулись его обнимать. Потом расспрашивать.
– Я не знаю, как все получилось. Я увидел главную примету, мост, троллейбус проехал по мосту и остановился. Я вышел. Алеши там не было. Я постоял, постоял и пошел его искать. Пытался вспомнить, как мы с Алешей шли от остановки до маленького деревянного домика, но никаких домиков вокруг не было, ни маленьких, ни больших. Тогда пошел дальше от моста, понял, что заблудился, решил возвращаться домой. Сел в троллейбус, потом понял, что едет он совсем в другую сторону. Увидел дома незнакомые, но все равно ехал и ехал, а потом взял и вышел. Постоял, поднял голову и увидел троллейбусные провода. И вспомнил, что Игорь сказал: «Рано или поздно они приведут тебя домой». Я пошел.
Ух! Вот так Игорь у нас – сказал самое нужное!
Рома выглядел счастливым. Вряд ли покупка футболки вызвала бы у него больше удовольствия, чем пройденное испытание. Рома сумел сам найти дорогу домой!
Хорошо, что все так закончилось. Алеша приехал, и все мы друг с друга глаз не спускали весь вечер.
А тот «мост», после которого Рома вышел, был вовсе не мост через реку, а так, мосток через протоку, я его и во внимание не принимала.