Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Борисова Людмила

Парадоксы учебной мотивации

Мы ищем для детей стимулы к учебе. Но слишком часто находим не то, не там и не для тех...

И педагоги, и родители часто используют слово «мотивация», пытаясь объяснить школьные неудачи (реже – успехи) ребенка. И добавляют: «Его (ее) ничего не интересует. Потому и двойки сплошные». Но действительно ли мотивация роковым образом влияет на оценки учеников? И главное – что может предпринять учитель, чтобы изменить ситуацию? Результаты исследований последних лет могут подсказать неожиданные идеи. 

Пять ключевых способностей

На первый взгляд кажется, что мотивация сопряжена с удовольствием. Но на самом деле она зависит от множества факторов: от особенностей ребенка, от его окружения, от общей ситуации в классе. Словом, от вещей, на которые учителю трудно повлиять. Что делать учителю?
Главная рекомендация – создавать условия на занятиях для развития определенных детских способностей, без которых, по мнению специалистов, не возникает устойчивого стремления ни к какой деятельности, учебной в том числе. Ключевые из них – способность к символическому восприятию и выражению (способность воспринимать разнородную информацию и организовывать свои действия в соответствии с полученными сведениями); способность предвидеть (ставить цели, осознавать последствия своих действий); способность наблюдать и делать выводы, учиться на чужом примере; способность управлять своим поведением; способность к рефлексии.
Однако школьная активность ребенка, обладающего в той или иной степени вышеперечисленными способностями, не возникает автоматически. Если суммировать самые популярные теории, она определяется тремя главными качествами: ощущением личной эффективности, наличием какой-нибудь цели и интересом, тем самым, который взрослые обычно приравнивают к мотивации в целом.

Уверенность в себе

Сознание собственной эффективности базируется на уверенности в своих силах. Уверенности в том, что можешь справиться с задачей, а не в том, что сделаешь это лучше других.
Подобная уверенность строится не столько на воспоминании о победах, сколько на опыте самооценивания. Преодоление трудностей в большей степени способствует формированию сознания собственной эффективности, чем череда легких (незаслуженных, «подстроенных» взрослыми) успехов.
Практический вывод: учителю не стоит торопиться с оценками, но стоит дать ученику возможность понять, что у него получилось, а что нет – и какие выводы можно из этого сделать.
Второй источник – наличие образца. Понимая это, педагоги приглашают на занятия с малышами старшеклассников, к подросткам – студентов. Ученики чувствуют себя увереннее, оттого что кто-то обычный (не всемогущий взрослый) сумел справиться с задачей – значит, и я смогу.
Третья опора – словесное ободрение, эмоциональная поддержка со стороны взрослых, одноклассников. Однако психологи советуют не перебарщивать. Слишком настойчивые уверения «давай, ты сможешь» способны, во-первых, преувеличить значимость происходящего в глазах ребенка, а во-вторых, окончательно деморализовать его в случае неудачи.
Результаты опросов и многолетних наблюдений доказали очевидную для нас истину: уверенность в учебных возможностях несомненно влияет на школьные успехи ребенка. Так что, желая воздействовать на мотивацию учеников, а значит, на их активность, в первую очередь поддержим их веру в собственные силы.


Целеустремленность

Целеустремленность – отличное качество. Но важно понимать, к какой цели стремится наш ученик. Исследователи выделяют два основных направления: ориентацию на задачу и ориентацию на себя. Конечно, ребенок может хотеть и того, и другого. Но есть приоритеты.
Ученики, равные по способностям, по-разному отнесутся к поставленной задаче, будучи ориентированными на разные цели. Тот, кто заинтересован решением проблемы, не видит в увеличении усилий укора своим способностям. А значит, удваивает напор, чтобы научиться. Ребенок, озабоченный демонстрацией себя, вскоре предпочтет заняться чем-то полегче. Хорошо, если педагог вовремя предложит самолюбивому ученику не одно трудное задание, а несколько – попроще.
Учительские замечания по поводу качества работы восприняты будут по-разному детьми, устремленными к различным целям. Того, кому важна внешняя оценка, лучше лишний раз похвалить, показать, что он «не хуже прочих». Ученик, заинтересованный в предмете, будет переживать по поводу допущенных ошибок, даже если учитель не снизит за них оценку.
С точки зрения успеваемости, как выяснили исследователи, сложно отдать предпочтение тому или иному типу целей. С одной стороны, стремление к само­утверждению заставляет ребенка пасовать перед трудностями (чтобы не демонстрировать собственную несостоятельность), а значит, материал усваивается поверхностно. С другой стороны, такой ученик гораздо внимательнее относится к внешним требованиям (правильная форма записи важнее, чем интересное решение задачи, параграф учебника читается, чтобы верно ответить на вопросы...).
Дети, которые учатся из любознательности, способны освоить предметный материал глубоко и прочно, однако не обращают внимания на детали, влияющие на отметку.
Получается, отдаленные перспективы светлее у любознательных, а вот отметки лучше у самолюбивых.
Существенное уточнение: в начальной школе мотив самоутверждения работает слабее, устойчивую активность на уроках обеспечивает только желание узнавать, подогреваемое, оберегаемое взрослыми.
А вот в подростковом возрасте стремление к самоутверждению становится ведущим. Педагог не в силах изменить предпочтения ученика. Разве что подростку (и его родителям) объяснить, в чем сила и слабость занятой им позиции. Предупрежден – значит, вооружен.
При этом чем тщательнее педагог оценивает ребенка, тем меньше тот стремится к своей цели, будь то желание добиться совершенства или признания.
Вообще рекомендованное школьными правилами строгое и регулярное оценивание создает в классе атмосферу состязательности. Тревога за свое место в рейтинге, страх проигрыша негативно сказываются на успехах детей, и они переходят к тактике уклонения от деятельности.
Цель – избежать разочарования – самым пагубным образом сказывается и на развитии школьника, и на его оценках.


Интересы

Это самая загадочная составляющая мотивации. По общему мнению, интерес считается основой мотивации и залогом отличных оценок.
Но исследователи пришли к парадоксальному выводу: отсутствие интереса не влияет напрямую на результаты учебы. Скучающие отличники – такое же типичное явление, как троечники, искренне увлеченные предметом и не успевающие, именно по причине искренней увлеченности, заучивать формулировки учебника.
К сожалению, формализованная структура урока, жесткая программа оставляют ребенку мало возможностей проявить свой спонтанный интерес, выбрать тему, способ работы. Так что ради поддержания детского интереса иногда разумнее пригласить ребенка в кружок, на факультатив, где он сможет свободно исследовать то, что его привлекает, опираясь на внутреннюю потребность, не опасаясь контрольных и не стараясь соответствовать стандартам.



Может пригодиться

Легко говорить о мотивации в целом, но как быть с конкретными детьми, как понять, что им мешает хорошо учиться: недостаток уверенности в себе? Невозможность реализовать свои природные интересы на уроке?
Перед нами три примера из жизни...

Вперед и вверх! А там?

Способный мальчик, самостоятельный и независимый. Ему интересно решать трудные задачи, он с удовольствием берет у педагога дополнительные задания. Он готов прикладывать усилия: если задача не поддается, готов перебирать варианты, раз за разом пытаясь найти верное решение. Но едва решение найдено, теряет интерес к проблеме. Поэтому оценки за контрольные обычно средненькие. Дело даже не в форме записи – в элементарных арифметических ошибках, перепутанных условиях. А ведь на носу итоговое тестирование. Что делать?
Сначала – успокоиться. Перед нами ребенок с ярко выраженным сознанием собственной эффективности, устремленный к познанию, заинтересованный в предмете – все предпосылки для успеха. Но – не быстрого, не сегодняшнего. Ради сохранения перспективы постараемся минимально ругать ученика за формальные погрешности (не заставляем переходить к тактике избегания). А ради приобретения полезных школьных навыков можно кое-что придумать: начать переписываться («Вконтакте», к примеру) с учеником по поводу тех или иных заданий, задавая вопросы (Как ты к этому пришел? Откуда взялся твой вывод?), чтобы вынудить его объяснять свои идеи, описывать их способом, понятным для другого человека. Можно попросить мальчика перед контрольной объяснить одноклассникам трудные вопросы. С мелом, у доски, как настоящий учитель. Или помочь сделать шпаргалки. Желание поддержать друзей – мощный стимул.

На общем фоне

Веселая общительная девочка с удовольствием училась в первом и втором классе. Потом появились отметки, и она как-то забеспокоилась. Начала сравнивать свои оценки с отметками одноклассников. И видимо, определив свои позиции по каждому предмету, с упорством стала добиваться пятерок на тех уроках, где числится в сильнейших. А на остальных занятиях не делает даже того, что ей по силам.
Здесь очевидно – ребенок стремится к самоутверждению, к лидерству. Значит, придется обеспечить ситуацию успеха на тех предметах, где ученица явно отстает, используя ее знания в смежных областях (с помощью педагогов, которых девочка привыкла считать свидетелями своих побед), помогая подготовить интересный доклад или опыт, отправляя объяснять простые темы в младшие классы… Перестав бояться, стремясь достойно выглядеть в глазах одноклассников и педагогов, девочка сумеет подтянуть «хвосты». Одновременно, ради отдаленной перспективы, хорошо бы помочь ребенку найти что-то действительно интересное для себя.

Однолюб

Мальчик ходит в школу без энтузиазма, хотя ему нравится общаться с ребятами. А на уроках скучает. Одно исключение – математика. Причем не вся – только логические задачи. Всевозможные причинно-следственные связи, многоступенчатые цепочки выводов он готов выстраивать не слыша звонка. Читает при этом плохо, пишет не просто безграмотно, но и кое-как. Ни одного стихотворения наизусть не выучил. Мальчик неглупый, но ведь ни с одной контрольной справиться не может.
Мы видим, что ребенок интересуется не столько предметом, сколько определенным видом деятельности. При этом он не слишком верит в собственную эффективность в других областях. Ситуация начнет меняться в тот момент, когда ученик сможет на разных уроках (на литературе, на русском) увидеть могущество все той же формальной логики (грамматические правила, законы построения художественного текста). Успехи помогут ему поверить в собственную разносторонность.