КРУГ ВОПРОСОВ
Сельская школа: какая поддержка ей нужна?
После 10 лет реформ об этом все-таки стоило бы спросить у самой школы
В феврале учителя сельских школ съехались в Москву на форум.
Школ на селе у нас 43 000 из общего количества
51 500. Было больше, но за последние 10 лет закрылась
каждая третья.
На селе работают 40% всех учителей страны. Они обучают треть российских
школьников. Как живет-думает сельский учитель сегодня? Мы тоже
пошли на форум.
Общие ориентиры
Хотя идея форума была – «полноценное образование в сельской
местности – не только за счет самоотверженного труда учителей», люди с
гордостью рассказывали о проектах, основанных на личном энтузиазме.
Учителя из Ивановской области говорили о том, как дети облагородили
центральную площадь села: «Представляете, мы всё сами, только сами, без
копейки затрат!»
Педагог из Бурятии, создавшая с детьми этнографический музей на
безвозмездной основе, тоже акцентировалась на «всё сами»: отмыли,
отчистили, сшили, соорудили, построили: «А то живут в селе люди – без
палисадников, без огородов».
Похоже, взаимодействие школы с сельской администрацией и местным
бизнесом не предусматривается по умолчанию.
Один большой проект все же был. Презентация учителя из поселка Мордово
Тамбовской области о работе клуба военно-патриотического воспитания:
«Побеждает не сила, а дух, значит, надо закалять дух – это ребятам
нравится». На вопрос человека из президиума: «А вы не спрашивали, что
читают дети?» – был ответ: «А что спрашивать, знаю, не читают, больше
смотрят – мы крутим военные фильмы, когда едем в автобусе на
соревнования». Соревнования снимаются на камеру, и было что посмотреть.
Дети что только не выполняют – а впереди реет красный флаг со словом
«Мордово».
Приветствовали и выступление учителя из Рязанской области, который
говорил об улучшении подготовки учителей. Много лишнего в их
образовании, из-за этого профессия мельчает. Убрать английский, лишнюю
математику, достаточно уметь решать ЕГЭ – а больше дать истории России,
русской литературы, а в придачу – актерское мастерство и риторику,
потому что главная задача учителя – вести за собой, без этого нет
авторитета.
Трудно было реагировать: вопросы к докладчикам регламент не
предусматривал, так что спросить про «куда вести» мне не удалось.
Травма
оптимизации
Несмотря на то что министр Дмитрий Ливанов, приехавший на
пленарное заседание, уверял: «Сегодня у нас достаточно ресурсов: и
финансовых, и технических, и организационных, чтобы обеспечить высокий
уровень обучения независимо от количества выпускников… то есть сельские
малокомплектные школы получат столько средств, сколько им нужно, а не
по головам», – некая смущенность и терпеливое недоверие витали в
воздухе.
Не перестроились, слов в докладах не меняли: «Малочисленная школа
устарела… она съедает государственные деньги… дети
неконкурентоспособны». И рассказывали, как хорошо перестроились:
укрупнились, создали сеть – одна базовая, в райцентре, и 17 филиалов в
селах. Теперь каждый может проявить себя в райцентре – ну не мечта ли?
(Тамбовская область)
Тогда как директор школы из Архангельской области свидетельствовал:
закрытие школ уменьшает доступ ребенка к образованию, он чаще
пропускает школу ввиду проблем то с транспортом, то с погодой, то с
трудностями адаптации в большом коллективе. Он не хочет в неудобную
школу. А местный бюджет – раскошеливайся.
Из разговора в перерыве с учительницей из Марий Эл я узнала, что в ее
школе учатся 162 ученика, из них подвозят – 150.
И это положительные результаты оптимизации?
Оценим преимущества
Из разных разговоров. Дети в селе выращивают экологически
безопасные овощи и создают аптекарские огороды. Овощи со школьного
огорода – на обед каждый день.
Питаются хорошо: двухразовое горячее, ничего привозного, «из фольги». В
приоритете спорт: лыжная база, теннисные столы в коридорах,
шашки-шахматы, оборудованные спортплощадки во дворе – обычный набор.
Как сказал тут один учитель, «лучше тройка по физике, чем подорванное
здоровье». Кстати, именно учителей физики, математики и английского в
сельских школах-то и не хватает: не в почете. А вот то, в чем школы
заинтересованы – подсобное хозяйство, программы сельскохозяйственной
грамотности, – государством не поддерживается. По крайней мере из
проекта Закона «Об образовании» такие предложения исключили.
Конечно, сельские школы внутри себя разные. В Якутии, например, 70%
сельских школ – как было всегда, так и осталось; как ориентировались на
национальную культуру, так и продолжают. А если на все указания брать
«под козырек», можно опустошиться полностью. Из Брянской области
жаловались: «Модернизация выматывает: к одним требованиям привыкнуть не
успеешь, как уже подоспели новые, опять перестраивайся. Сейчас нужно
вести электронные журналы, а связь в селе слабая, интернет еле дышит.
Но раз надо – ведем!»
Ведем. Сдаем. Везем. Детей в вузы готовим. И 10 тысяч получаем?
…Финал даю оптимистичный: «Зарплата сельских учителей не может быть
меньше средней по экономике региона. Если нет справедливости и
прозрачности распределения средств, мы готовы разбирать все жалобы,
которые поступят от учителей», – заявил Дмитрий Ливанов.