РЕПОРТАЖ
Толвуя – центр единомышленников!
В карельском селе свободное образовательное пространство начинается с... комнаты, выделенной сельсоветом
Мы познакомились несколько лет назад, перекинулись парой слов,
а потом стали переписываться. Я постоянно получала приветы от «ёжиков»
– так Тамара Павловна почему-то называла свой класс. И вдруг в начале
этого года пришло странное письмо: она ушла из школы
и что-то планирует сделать в своем селе: «Пока рано говорить, может,
ничего не получится… Приезжайте в конце января»… Иногда от нее
приходила краткая информация: «Сходила в сельсовет, выделили помещение,
спасибо им… Пришли женщины, предложили заниматься скандинавской
ходьбой, это когда с лыжными палками ходят, нам так нравится… Провели
выставку фотографий об истории нашего села, почти все помогали, такие
молодцы».
Я ждала конца января, с трудом сдерживая нетерпение. В небольшом
карельском селе Толвуя (для тех, кто не из Карелии: ударение на первом
слоге) на волонтерской основе создавалось свободное (от руководства
свыше) образовательное пространство – именно так понимала я то,
что делала Тамара Мукконен. Такое пространство складывается по особым
законам, которые мало кому известны…
Чему учим, тому и учимся
Сразу спросила Тамару Павловну, что же заставило ее уйти из
школы и почему так необычно она называет учеников своего класса.
– Я к ним очень привязалась и пока не готова брать других детей, –
объяснила она. – Они такие смешные, мои «ёжики»: чуть что – иголочки у
них сразу дыбом встают, защищаются… Без них в школе пусто.
Учителя со стажем вряд ли напугает расставание с выпускниками, ведь это
неотъемлемая часть профессии. А безвозмездное служение в сельском
клубе, пусть и в специально выделенном для этого пространстве, вряд ли
может заполнить целый год жизни деятельного педагога. Ведь «ёжики»
придут новые, и иголочки у них будут так же ощетиниваться и опускаться.
– Может быть, я просто устала выполнять массу непонятных мне
приказов, – продолжает Тамара Павловна, почему-то потупив глаза.–
Математика и ЕГЭ по математике – совершенно разные вещи. С подготовкой
школьников к экзаменам я справилась довольно легко: просто нужно с
каждым отдельно позаниматься, чтобы ребенок силы свои почувствовал.
Только кто же будет платить за такие индивидуальные занятия? Занималась
бесплатно, но ведь это не каждый учитель может себе позволить. И со
своим классом я не работала по часам – мы интересно прожили эти семь
лет. И с каждым годом мне становилось все труднее. Все больше
инструкций, приказов: проведи это, сделай то. То с наркотиками все
вместе боремся, то с курением и алкоголем. А когда же жить и радоваться
жизни? Когда выпускала своих «ёжиков», объясняла им: не нужно бояться
что-то в жизни менять, иногда стоит начать все сначала, сделать то, что
считаешь нужным, а не то, что приказывают. Да, это хлопотно, но бояться
напрягаться, пробовать себя там, где еще никогда не был, не стоит.
Билла Гейтса вспоминала: захотел поесть – иди к холодильнику и сделай
себе бутерброд. Это в твоих силах! Выпустила ребят и почувствовала, что
сама тоже должна что-то новое, важное совершить. Может быть, слишком
сильно их убеждала и в результате сама изменилась? У меня всегда так: с
пятиклассниками играла в прятки и бегала без устали; вместе с
подростками становилась максималистом, а когда мой класс перешел в
старшую школу, у нас наступила пора влюбленности...
Один день с Тамарой
Павловной
Утром мы никуда не спешили. Всласть выспались и часов в десять
пошли расчищать снег и открывать заледеневшую за ночь дверь: скоро в
Центр единомышленников (ЦЕМ – так назвала создаваемое пространство
Тамара Мукконен) придут малыши из детского сада, негоже заставлять их
переползать через сугробы.
Только всё открыли-расчистили, пришли Оля и Вероничка – бывшие «ёжики»,
а в настоящее время студентки, вернувшиеся домой на каникулы. Иголочек
никаких, только улыбки. Не опоздали, как когда-то в школу, напротив,
подошли заранее, хоть и пожаловались: не успели позавтракать.
А вот и малыши! У каждого в руке – билетик в кино. Сняли верхнюю
одежду, чинно расселись на заботливо застеленных ковриками лавочках в
ожидании фильма. Это – первый в их жизни кинотеатр. Сначала мультфильм
обучающий, потом тот, который они заказали неделю назад; между ними
девушки провели с малышами динамичную игру. Всем весело, правда, еще
нужно будет научиться, как при этом не мешать друг другу, ведь
совместный просмотр подразумевает особые правила поведения.
К часу дня мы с Тамарой Павловной добежали до места встречи выходивших
на пешую прогулку с лыжными палками женщин. На этот раз Тамара Павловна
с ними не пошла, но пришла извиниться: нельзя сначала поддержать общее
дело, потом бросить его, ссылаясь на занятость.
К четырем часам в небольшом помещении собралась целая толпа: выпускники
и десятиклассники со своим классным руководителем – создавать комнату
занимательных опытов; ученики начальной школы – смотреть, что там для
них готовят; редколлегия школьной газеты – встречаться со мной.
Кто-то смеялся, другие болтали без умолку – никакого порядка! Абсолютно
естественная сцена для свободно организующегося пространства. Если
хочешь понять, что там происходит, нужно не наблюдать, а стать его
частью. Именно это я и сделала. Попросила Вероничку найти мне ложку и
нитку. Когда все необходимое было у меня в руках, показала подбежавшим
малышам один интересный опыт. Десятиклассники тоже подготовили опыт:
надули улыбающийся шарик при помощи соды и уксуса. Дети предпочитают не
дискутировать о том, чего еще нет (собрались-то комнату опытов
обсуждать), им гораздо больше хочется что-то делать, тогда и идеи
появятся.
Мой опыт изучения свободных образовательных пространств показывает, что
в них каждый пришедший должен включаться в общую работу, в идеале –
сделать свой вклад. Всем гостям, посмотревшим уже приготовленные опыты,
надо дать шанс внести в выставку что-то новое, свое, а для этого
заранее необходимо создать специальное место.
– Мы так и делали на фотовыставке, – говорит Тамара Павловна. – У нас
под каждой фотографией висели лист бумаги и карандаш. Гости писали свои
истории о людях, которых узнавали на фото, о домах и местах, которые
были изображены. Получилось так интересно! Многие наведывались по
нескольку раз.
Тут пришла пожилая женщина и как-то очень просто влилась в наш
детско-взрослый коллектив – оказывается, это бывшая учительница
математики Нина Михайловна Кургополова. Тамара Павловна чуть позже
объяснила, что когда-то именно у нее училась быть учителем. Сюда Нина
Михайловна пришла, чтобы научиться делать видеофильмы, используя набор
цифровых фотографий.
В общем, шум, разговоры, «беспорядок» – у каждого свое дело.
Часов в семь в комнату вошла новая группа: школьные учителя и глава
поселения. Собрались, чтобы планировать общие с сельсоветом
мероприятия. Уселись за тот же стол, начали обсуждать каждую деталь.
Голоса у всех звонкие, то ли шутят, то ли спорят… Оля с Вероничкой
остались: интересно.
Подошли участники будущего спектакля, взрослые сельчане и школьники,
началась репетиция. В актовом зале холодно? Оделись потеплее, никаких
проблем. Домой мы вернулись около десяти. Вот это день!
«Они радуются, и мне
приятно»
Такой у Тамары Павловны ответ на вечный вопрос «зачем?».
Планов на будущее – море. И воскресный кинозал (кроме просмотров, еще и
дискуссионный клуб), и женский клуб, где можно и пообщаться, и
здоровьем заняться. А еще есть подростки, которых дома никто не ждет. И
старики, тоскующие в одиночестве. Многим, очень многим нужна эта
маленькая комната, в которой тебе обязательно обрадуется один хороший и
добрый человек. А ведь есть шанс, что и не один.
Люди возвращаются не туда, где им что-то дают или чему-то учат, а туда,
где в них нуждаются. Когда слышат: твоя помощь нам очень нужна. Тонкая
материя. Тамара Павловна рассказывает:
– Ко мне сначала постоянно забегал Гоша – мальчик из сложной семьи. А
потом он почему-то перестал приходить… А в чем была моя ошибка? Когда я
искала колонки для нашего кинотеатра, он радостно сказал, что принесет
свой старый магнитофон, а я сказала, что не нужно. По существу, так и
есть, я потом нашла нужные, но для Гоши дело было не в колонках вовсе…
И я вспомнила, как в конце дня, когда в комнате не осталось никого из
ребят, к нам подошла девочка и сказала Тамаре Павловне, что ей здесь
понравилось, что она хочет приходить. Я тогда замерла: что девочка
услышит в ответ? От этих слов зависит, как это саморазвивающееся
пространство будет жить впредь. И услышала:
– Прекрасно! Я так рада! Нас попросили для детского садика сделать
кукольный спектакль, сможешь поучаствовать? Куклы будешь делать?
…Придет девочка, придет каждый и обязательно останется, если в его
помощи будут нуждаться.