Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Татьяна Куприянова: «Пока власти экономят деньги, учителю приходится работать на всех фронтах»

Об итогах и перспективах модернизации региональных систем образования мы разговариваем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяной Куприяновой.


– Только 24 субъекта РФ выполнили Указ Президента по итогам 2012 года. А остальные? Проявили халатность и безответственность?

– Из обсуждений на различных площадках мы видим, что эта задача для всех территорий приоритетна по социальной значимости. В зависимости от состояния бюджетов эти вопросы решаются с разной степенью успешности: экономически развитые регионы справляются, естественно, быстрее. Но сказать, что это им дается легко, было бы неверно, поскольку уровень зарплаты по экономике в целом в таких регионах выше и денег для реализации столь масштабного проекта в сфере образования им требуется больше. А для дотационных территорий эта задача оказывается еще более сложной ввиду дефицита средств, и даже использование всех возможных инструментов, включая кредиты и субсидии из федерального бюджета, не всегда способствует решению проблемы. Нельзя забывать и о том, что в течение 2012 г. требования к регионам резко возросли в связи с Указом Президента № 597, который вышел 7 мая, когда региональные бюджеты уже были сверстаны. Однако нельзя сводить все трудности только к деньгам. Да, требуется системная работа по мобилизации всех ресурсов, но и по их эффективному использованию – тоже. Вот для этого нашим чиновникам порой не хватает квалификации и опыта.

– В этом году проект МРСО завершается, и с 2014 года регионы должны будут реализовывать все направления проекта самостоятельно. Каковы прогнозы?

– Тревожные. Помимо повышения зарплаты педработников, необходимо будет обеспечивать повышение квалификации учителей не реже одного раза в 3 года, закупать бесплатные учебники для школ (в соответствии с нормой Закона «Об образовании в РФ»), обновлять оборудование, строить и проводить капремонт школьных зданий – иными словами, поддерживать достигнутые результаты и в то же время повышать их из года в год на уровень современных требований. На все это потребуются очень большие деньги, и очевидно, что без серьезных вливаний из федерального бюджета выполнить все задачи будет невозможно. С 2014 г. начнет применяться только программный метод планирования бюджетов всех секторов экономики, то есть бюджетные средства в сфере образования будут выделяться для реализации конкретных программ. И от того, насколько удастся скоординировать «дорожные карты» и финансовые ресурсы, оценка реальной бюджетной обеспеченности на ближайший и на отдаленный периоды будет проведена точно. А пока мы наблюдаем значительные расхождения в прогнозной оценке доходов региональных бюджетов, осуществляемой Минфином России и самими регионами. Пока прогнозы Минфина превышают реальные возможности субъектов РФ, поэтому и требования к ним предъявляются не всегда адекватные.

– В Министерстве образования и науки утверждают, что зарплата учителей повсеместно и значительно выросла. Это так и есть?

– Зарплата растет существенными темпами, но не менее существенна и дифференциация в доходах различных категорий педагогических работников школ. В связи с этим необходимо уточнять механизмы оценки качества и эффективности труда педагогов и совершенствовать критерии, используемые для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Еще более острой в нынешних условиях становится проблема усиления неравенства в оплате труда учителей и других пед­работников школ в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности регионов. Порой зарплата педагогов, проживающих в соседних территориях, различается в 4–5 раз. Недовольны этим обстоятельством не только педагоги, но и губернаторы, и руководители органов управления образованием, и директора школ, поскольку, несмотря на все принимаемые в небогатых регионах меры по повышению зарплат и дополнительной социальной поддержке учителей, они все равно стремятся уехать в более благополучные регионы. В этой ситуации Правительство России должно как можно скорее воспользоваться предоставленным ему по Трудовому кодексу правом устанавливать базовые ставки заработной платы и оклады работников государственных и муниципальных учреждений в образовании в качестве минимальных федеральных гарантий по оплате труда. Эта мера могла бы способствовать поэтапному сокращению дифференциации в оплате труда.

– Есть мнение, что зарплата растет во многом за счет интенсификации учительского труда, увеличения учебной нагрузки. Что вы думаете об этом?

– Эти процессы начались еще в связи с введением НСОТ. Сегодня в рамках МРСО в большинстве регионов наблюдается повышение средней учебной нагрузки учителей на 20 и более процентов. Интенсивность труда возросла по разным причинам. В связи с нехваткой учителей по целому ряду предметов. С по-прежнему большим объемом бумажной и электронной отчетности (несмотря на рекомендации Минобрнауки). В начальных классах – в связи с привлечением учителей к реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Кроме того, в отдельных регионах активизировались процессы реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимизации численности работников, особенно школьных психологов, воспитателей, социальных педагогов – всех тех, кто сопровождает учебно-воспитательный процесс в школе. И пока власти экономят деньги, проводя оптимизацию кадров, учителю приходится работать на всех фронтах, что не дает реальной возможности качественно выполнять все виды обязанностей, возлагаемых на него. А ведь именно повышение качества образования было продекларировано как главная цель проводимой модернизации. В настоящее время порядка 30 региональных организаций нашего профсоюза приняли решение о проведении мониторинга интенсивности труда учителей, цель которого – внимательно разобраться в сложившейся ситуации и на этой основе подготовить предложения по принятию дополнительных мер, направленных на сохранение здоровья педагогов, профилактику профессионального выгорания. Надеемся, что к этой сложной, интересной работе присоединятся и другие регионы, а также руководители сферы образования, которые пока еще не проявили заинтересованности в таком исследовании.

Беседовала  Ольга Дашковская