МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Дом в десять этажей
Елена Холмогорова – прозаик, историк, эссеист, ответственный
секретарь литературного журнала «Знамя». Автор книг «Улица Чехова, 12»,
«Признаки жизни», «Лучшая роль второго плана», «Граница дождя».
Закончила педагогический вуз, несколько лет проработала
в школе, написала историческую книгу для детей «Великодушный
русский воин» – о генерале Раевском. Поэтому мы спросили
Елену Сергеевну как человека, близкого к педагогической тематике, о
самых важных сюжетах и впечатлениях ее детства. И вот что она
рассказала.
…Представьте себе: большая московская семья. В комнате два рояля, между
ними уголок, закуток, из которого меня не прогоняют, когда к дяде,
профессору консерватории, приходят заниматься студенты. А в другой
комнате стоит мольберт, и там работает дед-художник. Жена дедушки, как
и мой отец Сергей Северцев, – поэт-переводчик. Для меня все это чуть не
кончилось драматически, когда лет в четырнадцать-пятнадцать я всерьез
задумалась о своем будущем. Передо мной такие высокие образцы, а я? Я
никогда такого не достигну. Я самая худшая. Я неталантливая. Я не имею
права выбирать творческую профессию. В подростковом возрасте это было
моим самым тяжелым переживанием. Я понимала, что никогда не смогу с
ними сравняться. Моим безумным мучением было то, что я всех разочарую.
Я человек по природе бесконфликтный, и наверняка слишком часто из-за
этого поступала не так, как требовала бы твердая позиция. В известной
мере бесконфликтность мешала и мешает мне быть принципиальной во всем.
Моя бабушка, очень важный человек в моей жизни, обладала твердым, даже
деспотическим характером и часто ссорилась с родными и друзьями. А я
кидалась всех мирить и говорила: купите мне голубую каску, я буду
«миротворческие силы ООН». Даже если я сто раз права, даже если я умом
понимаю, что конфликт принципиальный и надо твердо отстаивать свое
мнение, я бываю готова уступить, потому что мне просто физически больно
состояние разлада между людьми.
Поразительно, но в детстве я не любила ровно то же, что не люблю и
сейчас. То есть, конечно, добавилось что-то, но в основе – те же самые
вещи. Первое – так называемая легкая музыка, особенно по радио. Второе
– холодная зима. А если говорить серьезно, то ненавидела все, что
ставит человека в неловкое положение, что заставляет попусту
волноваться. Например, розыгрыши. Первого апреля старалась спрятаться,
чтобы не участвовать в общих развлечениях ни в качестве жертвы, ни уж,
конечно, в качестве инициатора. Я и тогда и теперь болезненно
воспринимаю чужое унижение. С детства мне были несмешны комедии, где
герою кидают в лицо торт с кремом. Было непонятно, почему над этим
положено смеяться.
В школе нам упорно внушали, что в нашей стране все равны. Я так и
верила: это давно, в девятнадцатом веке, были дворяне и крестьяне,
купцы и разночинцы – раньше все жили по-разному. А теперь-то одинаково!
Даже то, что моя няня рассказывала о своей деревне, воспринималось как
что-то далекое, что было когда-то, но давно кончилось, исчезло, потому
что социализм покончил с угнетением, нищетой и отсталостью. А в
двенадцать лет я «выпросилась» поехать летом в деревню к няне, в
Брянскую область, это был, как я бы теперь сказала, настоящий
культурный шок. Хотя после войны прошло двадцать лет, в деревне не было
электричества, хаты крыты соломой. А когда деревенские ребята спросили,
в каком доме я живу и я ответила, что в десятиэтажном, они отмахнулись:
надо же такое выдумать! Всякое доверие ко мне было мгновенно утрачено.
Но и в меня закралось сомнение. Вдруг оказалось, что не только когда-то
давно все жили по-разному, но и сейчас не очень-то одинаково. Я в
деревне подружилась с людьми, втянулась в крестьянскую работу, полюбила
среднерусский пейзаж, не перерезанный заборами, как в дачном
Подмосковье.
Огромной Москвы в моем детстве не было. Все было близко, все рядом.
Родные, друзья, школа. Легко дойти пешком или, в крайнем случае,
доехать на троллейбусе. У меня был двор – даже два, так называемые
«верхний» и «нижний», соединенные лестницей. После школы – бегом туда.
У меня нет воспоминаний, что кого-то обижали, – все жили в одном доме,
ходили в одну школу. Тогда ведь никого не возили учиться на другой
конец Москвы. Не было и того, что после школы ребенок сидит дома один и
не может выйти во двор просто потому, что нет двора.
Моим первым сочинением, в пять лет, была поэма «Полтавский бой».
Значит, «Полтаву» Пушкина мне уже прочитали. Помню одну строчку: «Тут
поднялся огонь над танком» – ничего больше в памяти не осталось –
тетрадка не сохранилась. Меня не надо было «приобщать к культуре», это
было как воздух. С мучениями, в полной тайне я думала: как свернуть
туда, где не пришлось бы сравниваться с талантливыми родственниками. И
я нашла компромисс – история. Придумала так: буду писать исторические
книжки для детей. Решила, что поступать надо не в университет, а
обязательно в педагогический институт, чтобы меня там научили понимать
детей. Так судьба начала описывать дугу, и круг в конце концов
замкнулся. А книжку для детей я все-таки написала. О генерале Раевском
– «Великодушный русский воин». Была такая серия для детей – «Страницы
истории нашей родины». Но был уже девяностый год, и серия скоро исчезла.
Недавно я купила книжку о войне 1812 года для семилетнего внука моих
друзей. Книжка интересная, содержательная, а иллюстрации в ней – пазлы.
Мальчик был в восторге, и первым делом, конечно, принялся складывать
иллюстрации – кивера, сабли, орудия. Я думаю, это правильно, в детских
книгах надо использовать все увлекательное. Читая, ребенок стремится
проиграть максимальное количество ролей, «присвоить» судьбы Робинзона
Крузо или королевы Марго. Так безотчетно складывается в воображении
ребенка романтическая мозаика взрослой жизни. Жестокий реализм будней
не раз будет покушаться на ее стройный замысел. И наверное, счастье в
конечном итоге – всего лишь совпадение максимального числа точек
картины будущего, не всегда осознанно построенной в детстве…
Материал подготовила Елена Иваницкая