ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Безопасность ребенка и автономия семьи: как найти баланс
Законопроект «О социальном патронате», несколько месяцев назад
принятый Думой в первом чтении, вызвал сильную и закономерную волну
протестов. К сожалению, в дискуссии смешались все понятия – правовые,
публицистические, бытовые. Попробуем снова разобраться в ситуации.
Текст законопроекта № 42197-6 каждый может найти в базе Госдумы и
прочитать сам. Он короткий, несколько страниц. Основные претензии
вызывает следующая статья законопроекта:
«Социальный патронат устанавливается органом опеки и
попечительства в случае, если по результатам обследования условий
жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом
опеки и попечительства <...> установлено, что родители
или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в
социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием)
условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или)
отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют
достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из
них) родительских прав».
Суть претензий сфомулирована в экспертном заключении Общественной
палаты:
«Установленная федеральным законом возможность вмешательства в
жизнедеятельность семьи на основе неопределенного и субъективно
толкуемого слова «нормальное» недопустима. И столь же недопустимо
использование <...> не менее неопределенного понятия
родителей «отрицательно влияющих» на поведение ребенка».
Аналогичные замечания содержатся и в заключении правового управления
Думы. Отдельно эксперты ОП отмечают: «Средства на осуществление
социального патроната будут выделяться ведомству, курирующему
деятельность по опеке и попечительству в данном субъекте РФ. Тем самым
законопроект создает объективную заинтересованность ведомства в ориен
тировании органов опеки и попечительства на умножение случаев
вмешательства в жизнедеятельность семьи?<...> с целью
получения дополнительного бюджетного финансирования».
Такова юридическая сторона вопроса. Действительно, предлагаемые нормы
делают семью уязвимой перед органами опеки. И такой закон принимать
нельзя.
Однако сама необходимость помочь детям, находящимся в трудных семейных
условиях, помочь неблагополучным семьям никуда не пропадает. И здесь
оказывается, что большинство критиков законопроекта ничего не
предлагают взамен. Одни – потому что в принципе хотят уберечь семью от
государственного контроля. Другие, самые рьяные, убеждены, что
законопроект о социальном патронате инспирирован мировой закулисой.
В итоге существо проблемы – разработка механизма помощи детям,
оказавшимся в трудной семейной ситуации, – просто потеряно.
При этом никто уже, кажется, не вспоминает, что в некоторых регионах
России законы о социальном патронате работают уже десятилетие. В них
другие формулировки, например, предполагающие социальный патронат в
форме трехстороннего договора между семьей, органом опеки и
специалистом, осуществляющим патронатное сопровождение. Но эти
наработки остались за бортом дискуссии. И обратиться к ним будет крайне
сложно, потому что само понятие «социальный патронат» скомпрометировано
как неразумной инициативой Госдумы, так и последовавшим протестом без
рассмотрения вопроса по существу.