Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обзор педагогической печати

Как обучать детей-мигрантов? Этот вопрос с каждым годом становится все более актуальным. Проблема не только в том, что приехавшие из других стран ребята зачастую плохо владеют русским языком. Исследования показывают, что ученики-мигранты приходят в российские школы с очень разным уровнем предметной подготовки.
Чтобы помочь учителям в решении этих проблем, специалисты кафедры теории и методики обучения физике Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева разработали специальную методику, которая уже прошла апробацию в школах Красноярска. Методика направлена на изучение физики, но ее базовые принципы могут быть использованы и при организации занятий по другим предметам.
Разработка красноярских педагогов описана в статье В.Тесленко и О.Ганушко «Культурологический подход к управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся-мигрантов» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 2 за 2013 год). В чем суть подхода? Если говорить кратко, авторы выделили четыре уровня предметной подготовки учеников-мигрантов: информационный (самый низкий), репродуктивный, базовый и повышенный. Эта дифференциация была проведена по следующим критериям: степень владения русским языком; успеваемость; познавательный интерес к предмету; способность успешно взаимодействовать с представителями других культур. Для каждого уровня разработана своя система заданий и ориентировочные модели обучения, помогающие учителям эффективно работать с конкретными детьми. Например, ребята, находящиеся на репродуктивном уровне, вначале учатся проводить простые опыты, отвечать на вопросы, логично высказывать свои мысли, работать с несколькими источниками информации. После освоения этих навыков начинается процесс перехода на следующую образовательную ступеньку. При этом предполагается, что некоторые ученики смогут сразу начать осваивать более сложные навыки, а другим понадобится сделать ряд промежуточных шагов. То есть в ориентировочных моделях предусмотрены разные варианты образовательных траекторий школьников.

С усилением конкуренции между школами директора стали все больше задумываться о развитии своего образовательного учреждения. В каком направлении это развитие должно происходить? Руководитель школы № 6 Санкт-Петербурга Александр Шапошников убежден: если школа стремится быть современной, в ней «должно быть множество возможностей для знакомства детей с реальными жизненными практиками, проблемными, сложными ситуациями, выход из которых и потребует примене­ния полученных на учебных занятиях знаний». О том, как подобная установка была реализована, рассказывается в статье А.Шапошникова и А.Азбель «Деятельностное обучение: инфраструктура школы как ресурс образовательного учреждения» («ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ», № 1 за 2013 год).
Вот несколько примеров из опыта 6-й школы. В свое время у педагогов возникла идея: в рамках предмета «Профориентация» познакомить учеников девятого класса с городскими предприятиями. Но проводить не типовые экс­курсии, а в соответствии с запросами самих учеников и их родителей. Когда оказалось, что руководители предприятия не готовы к такому сотрудничеству, учителя поняли, что потенциалом для моделирования любой жизненной практики обладает… сама школа. Ведь среди обслуживающих здание школы организаций есть представители прак­тически всех сфер экономики: от менеджмента до системы здравоохранения. Что мешает организовать туры по школьным инфраструктурным объектам? Педагоги так и сделали.
А с переходом на новые стандарты первоначальный замысел был расширен. На основе обра­зовательных туров учителя разработали кейсы – специальные задания, выполняя которые, дети учатся переносить полученные во время экскурсий знания на другие, внешкольные ситуации.
Кстати, некоторые кейсы рождались непосредственно из школьной жизни. Так, один кейс был создан по аналогии с проблемой, которую пришлось решать директору школы. Суть состояла в том, что до комплексного капитального ремонта в школе не было своей столовой, поскольку изначально помещение под нее было не предусмотрено. Но директор, рассчитав соответствующие параметры, эту проблему решил. А через год на одном из уроков математики ребятам был предложен кейс, где надо было найти способ размещения производственных цехов в ограниченном по площади пространстве.