О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обзор педагогической печати
К.Н.Поливанова
Проектная
деятельность школьников
М.: Просвещение, 2011
Проектная деятельность то и дело упоминается в самых разных
школьных документах. Считается, что использование этого инструмента
облегчит переход к новым образовательным стандартам.
Привычный школьный алгоритм гласит: сначала изучаем теорию, а потом
придумываем задачу для закрепления. В результате у школьников не
вырабатывается «способность самостоятельно строить и проверять гипотезы
и делать выводы». Но для старших подростков подобное мышление –
возрастная норма, то есть «российское образование не просто
несовременно, ситуация еще хуже – обучение в школе блокирует нормальное
развитие».
Зато работа в проекте предполагает, что ребенок начинает делать то, что
ему интересно, и попутно осваивает новые средства – методы, знания,
навыки – для выполнения им самим поставленной задачи. Деятельность
строится от результата, что делает ее «особенно трудной для
педагогического управления».
Автор рассматривает историю возникновения понятия, напоминает, когда
оно вошло в педагогику и в связи с какими запросами общества. Со
ссылками на концепцию Эльконина-Давыдова сделаны выводы о характере и
даже продолжительности проектной деятельности, которую можно предлагать
школьникам разного возраста. Рассматриваются субъект и объект
проектирования, такой фактор, как время, взаимосвязь замысла и
реализации, структура, характеристики «продукта» деятельности (нельзя
забывать об изменении самого ребенка). Попутно рассматриваются
отдельные трудности и нестыковки с классно-урочной организацией
обучения и существующей системой контроля.
Несмотря на постоянное обсуждение, «реальное распространение
проектирования или весьма скромно, или в школе присутствуют усеченные,
совершенно не соответствующие духу проекта формы». Для тех, кто уже
попробовал себя в этой форме и задался многими вопросами, книга может
подсказать ответы на некоторые из них.
Росс В.Грин
Взрывной ребенок
М.: Теревинф, 2008
Автор, клинический психолог медицинской школы Гарварда,
разработал подход, позволяющий сделать приемлемым поведение детей,
которых называют своенравными, неуступчивыми, эгоистичными, упрямыми.
Чтобы «помочь ребенку, его родителям и учителям. Единственное условие,
необходимое для его реализации, – способность ясно и непредвзято
мыслить».
Речь идет не о капризных и избалованных детях, а о тех, чьих выходок
родители стыдятся, испытывают чувство вины и даже страха перед
ребенком, который в любой момент может начать скандалить, швырять вещи
и даже проявлять физическую агрессию. Доктор Грин предлагает относиться
к этому как к особенности развития: некоторые дети позже других учатся
читать, а вспыльчивые – запаздывают с навыками самоконтроля. Иными
словами, «дети ведут себя хорошо, если могут». Автор перечисляет
несколько ментальных навыков, отсутствие которых приводит ребенка к
вспышке гнева. Это речевые и социальные навыки, навыки сознательного
самоуправления, контроля эмоций, интеллектуальной гибкости – все они
названы стабилизаторами. Соответственно дестабилизаторы – это ситуации,
провоцирующие взрыв негативных эмоций.
Механизм их показан на развернутых примерах и с комментариями: какие
стабилизаторы не сработали, как вел себя ребенок и что при этом думал,
какова была реакция родителей. При взаимодействии с ребенком, особенно
в предчувствии взрыва, родители могут выбирать из трех стратегий,
которые описаны автором: настаивать на своем, полностью уступить, найти
компромиссный вариант. От здравого смысла и чуткости родителей зависит,
насколько точны они будут в выборе. Избежать типичных ошибок в каждой
стратегии поможет соответствующая глава.