ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
А творческую часть мы сделаем дома...
История одного родительского образовательного заказа
Учебный год приближался к экватору, и вдруг от одной из
знакомых я узнала, что ее подруга срочно ищет того, кто взялся бы за
обучение первоклассницы. Родители оформили домашнее обучение, решив,
что уж программу первого-то класса как-нибудь осилят сами. Но к Новому
году заглянули в итоговые тесты и поняли, что переоценили свои
возможности.
Вскоре ко мне пришли мама с дочкой Дашей. Пока девочка осматривалась,
ходила вокруг елки, разглядывала коллекцию кукол, выбирала, за каким
столом ей будет удобнее сидеть, я стала расспрашивать маму, почему они
решили отказаться от обычной школы. Ведь ребенок вполне здоровый,
сообразительный. Во-первых, мне, конечно, было важно понять, чего от
меня ожидают. Во-вторых, интересно, что в облике школы так пугает
вполне вменяемых, зрелых, образованных родителей.
Обоснованных опасений, как, впрочем, и мифов, оказалось довольно много.
Прежде всего пугает формальная дисциплина: «Не хочу, чтобы дочь
постоянно одергивали и заставляли сидеть вот так, – мама «по-школьному»
сложила руки перед собой, выровняла стопку принесенных учебников и
сдвинула на край стола, – и еще мне рассказывали знакомые, что от детей
постоянно требуют писать в тетради строго по инструкции: отсчитать 2
клеточки сверху, 3 слева... Пожалуйста, не надо ее дрессировать с
клеточками!» Не надо так не надо. Тем более у ребенка и так явная
природная склонность к порядку и осмысленному расположению предметов в
пространстве.
Еще одна проблема – Даша левша. Это уже сложнее, пришлось обзавестись
специальной литературой. Которой оказалось на удивление мало. Не
всякому учителю, в классе которого окажется первоклассник-левша, такие
книжки доступны. Одну мама даже регулярно конспектирует, пока мы с
девочкой занимаемся. И стоит на нее в очереди в интернет-магазине, ждет
переиздания.
Самым существенным оказалось опасение родителей в том, что Даше будет
скучно: «Жаль терять столько времени на то, что она схватывает на лету,
ведь в классе все идет своим чередом, а ей главное – понять принцип».
Про «на лету» – правда. Некоторые темы проскакиваем, как курьерский
поезд, останавливаемся лишь на том, что вызывает затруднения. Тут
классно-урочная система, безусловно, проигрывает.
Самым спорным для меня оказалось пожелание мамы «заняться только
формальными вещами, всю творческую часть мы сделаем дома, и хорошо бы к
середине апреля». Короче говоря, в идеале нужно было бы загрузить в
ребенка, как в компьютер, формальные ЗУНы, говоря профессиональным
языком, за неделю. Иными словами, родители (повторяю, вполне разумные)
хотят от школы, в данном случае от меня как от щадящей модификации,
пакета знаний, который обеспечит переход на следующую ступень обучения.
Это я к тому, что образование – сфера услуг, а родители – заказчики. То
есть переходя на новые ценности (компетентности, деятельностный
подход), хорошо бы объяснять смысл этого родителям. Ведь непрофессионал
видит только то, что на поверхности: сдать тест с наименьшими затратами
времени и сил. Он не задумывается о том, какое отношение к собственному
образованию складывается у ребенка, когда он с отвращением подставляет
голову, чтоб в нее быстренько напихали, что положено.
Да я так и не умею. Все равно сами собой сочиняются задания,
переворачиваются «с ног на голову» обязательные тестовые упражнения.
Строго говоря, я не выполняю требование заказчика заниматься только
формальными вещами. Зато девочка самостоятельно открывает правила и в
азарте даже сбивается на «ты», будучи очень воспитанным и сдержанным
ребенком. Впрочем, несколько занятий все равно придется натаскивать на
сугубо формальные умения обращаться с тестовыми заданиями. А их только
в тесте по математике – пятьдесят два и в каждом – по нескольку
вопросов. После выполнения контрольной такого объема у семилетки
ничего, кроме отчаянной усталости и огромного облегчения, возникнуть не
может.