Воспитание человечности
Главные принципы совместной педагогики
Дорогой читатель, эта публикация представляется нам оченьважной, так как дает повод подумать о том, что происходит сегодняс «некондиционным» учеником, не обязательно с инвалидом. Уженемало сказано о том, как в пылу бесконечных образовательных сраженийпропал из виду ребенок, который есть смысл, суть, содержаниепедагогической работы. Ребенок стал восприниматься как орудие – успеха,если он сильный; поражения, если слабый. Не подающие надежд раздражают,работать с ними никто не хочет, да и не умеет. Представить только: врачлюбит лечить здоровых! – и поразиться искривлению. Что жеможно сделать? Мы видим ответы в публикуемом материале: своего родапедагогический манифест для тех, кто готов помогать детям растиполноценными людьми. Для людей по профессии учитель. В этомнет и доли пафоса: сам автор, слепоглухой с детства, смог организоватьвзаимодействие с окружающим миром так, что для него оказалисьвозможными и научное творчество, и педагогическая деятельность – http://avsuvorov.ru/r_pedagogics.html.
Понятно, что задача включения в социум стоит с рождения передкаждым из нас независимо от состояния здоровья. Вопрос в том, насколькостратегия включения (инклюзии) адекватна жизненной ситуации конкретногочеловека. В корне порочна установка на инклюзивное образованиеинвалида вместо всякого иного. Правильно и грамотно – ставить вопрос обинклюзивном образовании наряду с другими формами образования, в томчисле с коррекционным.
Нельзя лишать ребят доступного – и значит, какого бы то ни было –образования, закрывая коррекционные школы под тем предлогом, что в нихребята-инвалиды пребывают в «резервациях». Но и без включениядетей-инвалидов в жизнь относительно здоровых детей и участия здоровыхдетей в жизни детей-инвалидов обойтись нельзя. Такая взаимная инклюзиявозможна при любых формах образования, если педагоги соблюдают принципысовместной педагогики.
1. Принцип взаимной человечности. Это фундаментальный принцип,им определяется весь теоретический и практический контекст работы. Речьидет о принципиальной возможности воспитания человечности –человечностью, а не разговорами, подкрепляемыми насилием. А чтобывоспитывать человека, надо отдавать себе отчет в том, что такоечеловек, кого именно мы хотим воспитать. Иными словами, это ифилософская инклюзия совместной педагогики, и практическая педагогика,разнообразная взаимопомощь. Взаимная человечность предполагает и защитуот носителей бесчеловечного, агрессивного, и защита эта бывает понеобходимости весьма жесткой. Ребята должны попадать в условия, властнотребующие от каждого «быть человеком» прямо сейчас.
2. Принцип взаимной надежности. Ставится акцент на взаимнойответственности, на категорической недопустимости инфляции обещаний, тоесть – на взаимном уважении и самоуважении. Дефицит взаимной надежностисразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки –будь человеком!
3. Принцип взаимной интеграции. Выделен в острой полемике спозицией, согласно которой интеграция инвалидов (и детей, и взрослых) всреду здоровых – это якобы только их, инвалидов, заботы и проблемы.Смогут интегрироваться – ладно, а не смогут – плохо старались. Здоровыеякобы не обязаны ничего предпринимать со своей стороны, чтобы облегчитьинвалидам интеграцию. Иногда подобное бездушие «объясняется» тем, чтоздоровые, дескать, «не готовы» принять инвалидов в свою среду. На самомделе – не хотят или не умеют понимать сложности инвалидов. Но безсовместно-педагогического процесса и не научатся, и не скорректируютсвое нравственное поведение. Речь идет о создании безбарьерной среды, втом числе – устранении межличностных барьеров.
Словом, будь человеком в общении, учись понимать не толькосебя, осознай, что на самом деле невозможно понять себя, не понимаядругих.
4. Принцип совместно-разделенной дозированной деятельности.Это конкретный механизм взаимодействия детей между собой и совзрослыми. Речь идет о динамике взаимной активности, о соотношениируководства (в том числе в буквальном смысле, когда умелый учитнеумелого, действуя его собственными руками) и самостоятельности, одозировке руководства по мере нарастания самостоятельности. Алгоритм:от совместного действия – через самостоятельное выполнение отдельныхэлементов действия, при пока еще совместном выполнении остальных (это иесть совместно-разделенное действие) – к самостоятельному выполнениюучеником действия в целом.
Эвальд Васильевич Ильенков считал совместно-разделеннуюдозированную деятельность всеобщим законом всякого возможного обучения,а Феликс Трофимович Михайлов называл ее всеобщим законом всякоговозможного человеческого взаимодействия. Взаимодействуя, мы должныприспосабливаться друг к другу и тем самым соразмерять, дозировать своюактивность по отношению к активности партнера, коллеги, сотрудника.
Учась человеческому взаимодействию, ребята тем самым учатсямыслить, учатся видеть собственную меру предмета, по поводу котороговзаимодействуют, и сообразовываться с этой мерой. И опять ребенокучится быть человеком, то есть мыслящим существом.
5. Принцип преобладания индивидуальных форм работы надмассовыми действами. Во внешкольной работе с детьми традиционно слишкоммного массовых мероприятий, праздников, в которых участие инвалидовболее-менее проблематично. И если мы хотим на деле, а не только вдекларациях, осуществлять совместную педагогику, мы должны сделать упорна видах деятельности, по возможности доступных всем ребятам, иинвалидам, и относительно здоровым. Здесь необъятное поле дляметодического творчества с целью обеспечить взаимное демонстрирование,реализацию и наращивание детьми своего творческого потенциала. Вовсяком случае, с массовых праздников акцент должен быть перенесен накружковую работу и спонтанное совместное занятие каким-либо общимувлекательным делом – вдвоем, втроем, вчетвером.
Главный порок массовой педагогики – упор на развлечения, а нена какую-либо общую работу, действительно кому-то нужную. Если тебесложно двигаться (а то и вовсе на коляске), или не видишь, или неслышишь, или все это вместе – из массовки в той или иной степениобязательно «выпадешь». Поэтому, если уж пригласили инвалидов, надопомнить об их присутствии, специально к их участию что-топриспосабливать, максимально индивидуализировать работу.
6. Принцип постоянного поиска точного сочетания заботы исамостоятельности. Речь идет о профилактике детского паразитизма,спекуляций на, с одной стороны, своей якобы беспомощности («немогу-у-у-у!»), а с другой – на неумной любви к себе, ведь окружающиевсегда готовы сделать все для тебя, за тебя, без тебя. Этот паразитизмвозможен у всех детей, но у детей-инвалидов, как и у сирот, егоопасность особенно велика – спекуляция на взрослой жалостливости. Иесли это не учитывать, мы обречены на хроническое отставание отношениявзрослого к ребенку от возрастающих возможностей ребенка. Такойконфликт закрывает перспективы роста.
7. Принцип постоянного поиска обходных путей решения проблем.Сам термин «обходные пути» предложен Выготским, и он же приводитпримеры таких обходных путей: в обход слепоты – рельефно-точечнаяписьменность, изобретенная французским слепым Луи Брайлем; в обходглухоты – дактильный (пальцевый) алфавит. Всякие технические средства –тоже обходные пути. Но значение принципа куда более универсально:реализация этого принципа обеспечивает личностную самостоятельность,ставит непреодолимый заслон перед попытками манипулировать вашимсознанием, следовательно, обезличивать вас. Чтобы инвалиду остатьсясамим собой, необходимо постоянно создавать и поддерживатьальтернативную систему жизнеобеспечения: не замыкать решение всех своихпроблем на каком-то одном, сколь угодно близком и заслуживающем довериячеловеке, а решать свои проблемы с помощью разных людей, всегда имеязапасной вариант. Иначе невозможно остаться самим собой, состояться вкачестве личности, самостоятельного субъекта собственной жизни. Речь ио том, чтобы не стесняться обращаться за помощью к незнакомым людям,как бы подчас ни было сложно.
8. Принцип самоопределения личности. «Чтохочуйскому»самоопределению – что хочу, то и ворочу – противопоставляетсявзаимоопределение. Сначала по обязанностям, а на их основе – и поправам. Я никого не формирую, кроме самого себя, но и никому не позволюформировать меня без моего ведома и согласия. Это диалог образов жизни.
9. Принцип полной разновозрастности. Разновозрастные детскиеобъединения существуют давно и широко распространены. Взрослые – членыдетских коллективов точно так же, как и сами дети, только, может быть,более опытные, ответственные, авторитетные. Требование полнойразновозрастности – это требование включения взрослых в детскую жизнь вкачестве ее участников, интеграции («инклюзии») взрослых среди детей:я, как вы. И ни в коем случае не позволять себе с детьми того, чего безриска получить отпор не можем позволить себе со взрослыми. Это и естьискреннее уважение человеческого достоинства детей.
10. Принцип самосоревновательности. Против манеры «ставить впример» одного ребенка другому, спекулировать на детской азартности,формируя взаимную завистливость, комплексы неполноценности исамоуверенность вплоть до наглости. Основой самоутверждения должно бытьсоревнование с самим собой: сегодня получается то, что не получалосьвчера, а завтра получится то, что не получается сегодня. С этой точкизрения можно переосмыслить иерархию видов детской игры: высшая форма –не массовая, а одиночная ролевая игра – фантазирование и предтворчествокак основа саморазвития личности.
А «ставить в пример» – это психологическое насилие. Засолдафонское тыканье в нос «примером» более удачливых (более здоровых)ребят многие из инвалидов расплачиваются всю жизнь, уклоняясь от самогоэлементарного (например, от физкультуры, простейших навыков поддержанияфизического здоровья). На первом месте должны быть личные достижения, ане чьи бы то ни было еще. Превзойти надо стараться себя самого. Тогда иза других научишься радоваться.
11. Принцип диалектического единства прямого общения суединенным трудом души. Импульсы для саморазвития личностипервоначально дает непосредственное общение с окружающими людьми, нокак только появляются устойчивые увлечения (ролевой одиночнойигрой-фантазированием, чтением, конструированием, музыкой, хотьфилателизмом), возникает и уединенный труд души, потребность вуединении для любимого занятия. Уединенный труд души – это и естьосновная форма саморазвития личности. Ты сам себе интересныйсобеседник. Личность углубляется, и тем самым создается содержание дляпрямого общения с окружающими людьми. Детей надо специально учитьуединяться и любить уединение. Тогда их личностный рост будет преждевсего их потребностью, а не проблемой воспитателя. Тогда не нужно будетсуетиться по поводу формирования личности извне – вполне достаточноограничиться ролью помощников, доверенных участников процессасаморазвития, самоформирования ребят.
12. Принцип взаимного доброжелательного сравнениявозможностей. Здесь речь идет о необходимости осознанияребенком-инвалидом своей инвалидности, иначе он никогда не станетсубъектом самореабилитации, а останется только объектом чьих-тореабилитирующих усилий. Но осознание своей инвалидности ребенок недолжен получить как психотравму. Идеальный настрой: «Пусть я не такой,как другие, чего-то не могу по сравнению с другими, но я не один,вокруг меня друзья» – обеспечивает коалиция близких ребенку людей,детей и взрослых. Это важное условие: только тогда ребенок сможетрасширять свои возможности за пределы самых смелых представлений опосильном и доступном, превращать слабость в силу, то есть выйти навысший уровень личностной самореабилитации. Глухой не слышит, затопрекрасно рисует и/или выжигает. Слепой не видит, зато хороший певец имузыкант. Слепоглухой не видит и не слышит, зато (автор скромно имеет ввиду себя, особенно в условиях детского лагеря) оказывается «ходячейэнциклопедией», странным образом способен ответить на любой вопрос.
И каждый ребенок мобилизует свои возможности, когда чувствуeтсебя окруженным друзьями.
13. Принцип взаимного обучения. Дети вообще любят учиться другу друга. В условиях совместно-педагогического процесса здоровые детидолжны понять: у ребенка-инвалида можно научиться очень многому. Аребенок-инвалид должен понять, что может научить. Вот и нужно старатьсясделать так, чтобы все без исключения дети были друг для друга«авторитетными специалистами» в той или иной области.
14. Наконец, принцип индивидуального личностного Акме(вершины). Сложная, однако посильно сложная, обстановка мобилизуетрезервы личности, вынуждает ее находиться постоянно на вершине своихсегодняшних, наличных возможностей. И наращивать их. А возможности входе саморазвития расширяются, и вершина становится все выше и выше.Сначала это только твоя вершина, твое, пока еще учебное, достижение; нооднажды может оказаться, что твоя вершина уже не только твоя, аобщечеловеческая.
Сайт Александа СУВОРОВА: http://www.avsuvorov.ru/