Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА


Витковский Анатолий

Уральский снегопад в… тайваньском классе

Как образовательные сети помогают учителю решать актуальные воспитательные задачи

С приходом интернета в школы перед российскими учителями и детьми открылось множество возможностей сетевого образования. Это и прохождение различных программ дистанционного обучения, и включение в сетевые проекты, поиск партнеров для совместной реализации идей... Постепенно педагоги начали осваиваться в новом для них мире сетевых коммуникаций, хотя, по оценкам экспертов, это происходит гораздо медленнее и менее продуктивно, чем могло бы. Одна из причин – недостаток информации о сетевых ресурсах. В этой публикации мы представим некоторые, с нашей точки зрения, наиболее интересные в плане содержания и направленности работы образовательные сети.

«Голоса молодых» и «Школьные повестки ХIХ»

Начнем с того, что ресурсы сетевого образования чрезвычайно разнообразны. И практически любая образовательная сеть может быть по-своему интересна учителям.
Например, проект компании Adobe «Adobe Youth Voices» – «Голоса молодых» (http://youthvoices.adobe.com, русско­язычный сайт – http://ayvbelarus.wordpress.com).
– Этот проект, – рассказывает российский модератор проекта, учитель биологии Московского центра образования № 1471 Людмила Суханова, – дает возможность учителям бесплатно пройти программу онлайн-обучения современным медиатехнологиям, научиться с их помощью создавать плакаты, ролики, видеофильмы. Обучение проходит в ключе деятельностного подхода: участникам с первых же дней дают различные задания, нацеливают на создание собственных медиапродуктов, на обсуждение их с коллегами.
Но прежде всего проект направлен на совместное обучение учителей и детей. Так что практически сразу вместе с педагогом в процесс обучения включаются и школьники, образуя небольшие команды. Бывает так, что педагог раньше осваивает, к примеру, программу видеомонтажа и помогает разобраться в принципах ее работы ученикам, а ребята, оказывается, продвинулись дальше в создании видеороликов и начинают разъяснять какие-то тонкости своему учителю. Такой опыт образовательного сотрудничества очень важен!
А еще в рамках проекта для ребят организуются конкурсы и фестивали, на которых приоритет отдается медиапродуктам социальной направленности. В этом отражается установка разработчиков на воспитание у ребят активной гражданской позиции, развитие способности исследовать окружающую действительность.
Схожие цели ставит перед собой «Парт­нерская сеть Школ устойчивого развития» (www.agendaschools.net), но реализует их иначе. Как именно? Прежде всего надо сказать, что проект объединяет педагогов, разделяющих принципы принятой на конференции ООН «Повестки на ХIX век» и принципы принятой ЮНЕСКО «Хартии Земли».
На основе этих принципов образовательные учреждения вырабатывают «Школьные повестки XIX» – свои программы действий, направленные на улучшение жизни людей в той или иной местности. То есть, исходя из собственного видения ситуации, школы выдвигают конкретные инициативы либо входят в уже кем-то инициированный проект. Например, в проект «Мир, в котором мы живем». Здесь молодые люди обсуждают волнующие их проблемы и вместе ищут возможность изменить ситуацию к лучшему. Если своих сил не хватает, участники проекта обращаются за помощью к экспертам сети, к представителям местной власти.
Так, ученики белорусской Браславской гимназии (http://brasgymnasium.ucoz.ru), чтобы реализовать свои инициативы, вышли на депутатов местного Совета, и в результате, как рассказывает учитель гимназии Ольга Лукша, был благоустроен городской парк и приближен срок открытия автостанции, строительство которой затянулось на пять лет. Еще одна инициатива браславчан – организация курсов для хозяев агроэкоусадеб, тех, кто сдает свое жилье людям, желающим отдохнуть в живописном «краю голубых озер». Чтобы преуспеть в этом деле, надо уметь создать и продвинуть свою страничку в интернете (этому взрослых обучают школьники), знать способы бережливого ведения хозяйства, быть способным организовать культурно-развлекательную программу для туристов.
По замыслу организаторов курсов обучение местных жителей подобным навыкам будет способствовать повышению туристической привлекательности региона.
В общем, каждая образовательная сеть по-своему уникальна. В этом можно убедиться, посетив http://russia.appsusersgroup.com, www.nachalka.com, http://edugalaxy.intel.ru, http://www.globalschoolnet.org http://friendshipthrougheducation.org...

Как правило, сетевые сообщества ставят перед собой ряд взаимосвязанных образовательных задач, но главный акцент в работе делается на какую-то определенную цель. В одних сообществах на первый план выходит социальная направленность проектов, в других – ориентация на знакомство с многообразием культур, на воспитание уважительного отношения к представителям иных рас и религий.
И здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, как образовательные сети помогают учителю решать актуальные воспитательные задачи. В частности те, которые сформулированы в новых стандартах: воспитание «толерантного сознания и поведения в поликультурном мире», «готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».
Попробуем показать это на примере сообщества «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (в сокращении – iEARN).

«И нам стали приходить бандерольки…»

Международное сообщество iEARN (www.iearn.org) объединяет более 30 000 школ и молодежных организаций в более чем 130 странах мира. Чем привлекательно участие в проектах сети iEARN? Прежде всего тем, что это не освоение знаний о мире, скажем, по учебнику географии, а самое настоящее открытие мира, точнее, множества миров, которые становятся видимыми, слышимыми и в буквальным смысле слова осязаемыми.
– В прошлом году мы с ребятами участвовали в проекте «Обмен праздничными открытками», – рассказывает учитель английского языка школы № 16 города Миасс Челябинской области Римма Жукова, – и получили такой заряд положительных эмоций, что их на целый следующий год хватит! Все началось со списка школ, с которыми нам предстояло обменяться праздничными поздравлениями. Кого там только не было! В одном проекте вместе с нами оказались школьники из Омана, США, Канады, Тайваня, Филиппин, Канады, Беларуси.
Конечно же ребятам сразу захотелось разыскать некоторые из этих стран на карте и побольше узнать о них. А потом, когда начали получать бандерольки со всего мира, мы были поражены. Столько было в подарках выдумки, талантливости!
Многие открытки дети сделали своими руками. Например, ребята из Тайваня прикрепили к открыткам всевозможных дракончиков, сделали поздравительные надписи на китайском и рядом с китайскими иероглифами красиво написали русские буквы. А ребята из Кореи прислали большой мешок: чтобы его внести в класс, мне даже пришлось обратиться за помощью к старшеклассникам. В мешке было много разных подарков, в том числе самодельная елочка, которую корейские дети сделали по рисунку из интернета.
В завершение проекта мы организовали передвижную выставку открыток, которая сейчас путешествует по разным школам.

Встреча в видеоэфире

Особенность iEARN в том, что здесь собрались активные педагоги со всего мира. И поэтому работа даже над относительно простым проектом в любой момент может обернуться удивительными событиями. Ну разве могла Римма Жукова предвидеть, с каким замечательным предложением обратится к ней один из участников проекта «Местная история» (http://local.websib.ru) – учитель из Тайваня? Тем более что начало сотрудничества было неярким: педагог связывался с координатором только когда ему требовалась какая-то помощь. А через некоторое время он предложил обменяться пакетами с детскими рисунками и другими предметами, рассказывающими о местных культурных традициях. С этого все и началось. Когда обмен произошел, поступило предложение покруче: «А давайте проведем видеовстречу тайваньских и российских школьников. Нам очень хочется с вами встретиться!»
– Мы вместе обсудили повестку дня, согласовали время и вышли на связь – он со своими учениками, а я – со своими, – вспоминает Римма Маратовна. – Вы не представляете, как это было интересно! Сначала ребята задавали друг другу вопросы о школе, о традициях. А потом! Поскольку наши ученики сидели довольно тепло одетые, а тайваньские ребята – в одних футболках, у них, естественно, возник вопрос о температуре на улице. И в этот момент у нас пошел снег! Настоящий снегопад! Мы тут же, благо технические средства позволяли, показали его тайваньцам. Зрелище так их впечатлило, что они захлопали в ладоши. Дальше встреча продолжилась песнями на английском и китайском. Дело было под Новый год, наши дети запели «Джингл Белз», тайваньцы подхватили. А в конце они нам в эфир прокричали на русском: «С Новым годом!»

Строя «Колесо будущего»

Чтобы максимально раскрыть педагогический потенциал сетевого образования, важно поддерживать и стимулировать самостоятельные действия детей на всех этапах проектной работы, убеждена новосибирский педагог Нина Коптюг.
Вот показательная история, которая произошла с ней и ее учениками. Как-то весной, познакомившись с описанием проекта «Колесо будущего», ученики Нины Мартиевны в один голос закричали: «Давайте это делать!» Интерес ребят был вполне понятен: проект нацелен на овладение специальной техникой мышления о будущем и построения прогнозов. Нина Мартиевна сказала: «Не понимаю, что это такое. Берусь помочь лишь с английским языком, остальное вам придется делать самим».
Естественно, ребята тут же заверили учителя, что сами во всем разберутся и все построят. И действительно построили – сначала «Колесо климата», а потом еще одно прогностическое «колесо» вместе со школьниками из Флориды. Правда, за некоторыми консультациями все же пришлось обратиться к эксперту по будущему, который проживает... на Гавайях! Зато какова была радость сибирских ребят, когда учитель принес в класс первое послание от этого эксперта!

Узнавание, понимание, принятие

Участие в подобных проектах позволяет ребятам выйти за пределы своего региона в большой мир, узнать, как и чем живут люди в самых разных уголках планеты. Вместе с обретением этого опыта меняется отношение детей к другим, отличающимся от них людям. Как отметила Нина Коптюг, «приходит понимание того, что все люди разные, но мы можем работать вместе и быть друзьями». А вот наблюдения Риммы Жуковой:

– Если раньше на вопрос, какие национальности они знают, мои ученики называли только русских, армян, евреев и башкир, – делится своими наблюдениями Римма Жукова, – то теперь ребята знают, что мир человеческий многообразен. И по мере знакомства с разными культурами восприятие этих культур меняется у детей в сторону большего понимания и принятия. Кажется, еще недавно они удивлялись тому, что, скажем, жители Омана носят какие-то странные одежды, похожие на длинные рубашки, а сейчас относятся к этому спокойно. И еще: когда в школу приходят новые ребята-мигранты, они ощущают более человечное отношение к себе, чем это было до того, как наши школьники начали участвовать в международных проектах.