ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Уральский снегопад в… тайваньском классе
Как образовательные сети помогают учителю решать актуальные воспитательные задачи
С приходом интернета в школы перед российскими учителями и
детьми открылось множество возможностей сетевого образования. Это и
прохождение различных программ дистанционного обучения, и включение в
сетевые проекты, поиск партнеров для совместной реализации идей...
Постепенно педагоги начали осваиваться в новом для них мире сетевых
коммуникаций, хотя, по оценкам экспертов, это происходит гораздо
медленнее и менее продуктивно, чем могло бы. Одна из причин –
недостаток информации о сетевых ресурсах. В этой публикации мы
представим некоторые, с нашей точки зрения, наиболее интересные в плане
содержания и направленности работы образовательные сети.
«Голоса молодых» и
«Школьные повестки ХIХ»
Начнем с того, что ресурсы сетевого образования чрезвычайно
разнообразны. И практически любая образовательная сеть может быть
по-своему интересна учителям.
Например, проект компании Adobe «Adobe Youth Voices» – «Голоса молодых»
(http://youthvoices.adobe.com,
русскоязычный сайт – http://ayvbelarus.wordpress.com).
– Этот проект, – рассказывает российский модератор проекта, учитель
биологии Московского центра образования № 1471 Людмила Суханова, – дает
возможность учителям бесплатно пройти программу онлайн-обучения
современным медиатехнологиям, научиться с их помощью создавать плакаты,
ролики, видеофильмы. Обучение проходит в ключе деятельностного подхода:
участникам с первых же дней дают различные задания, нацеливают на
создание собственных медиапродуктов, на обсуждение их с коллегами.
Но прежде всего проект направлен на совместное обучение учителей и
детей. Так что практически сразу вместе с педагогом в процесс обучения
включаются и школьники, образуя небольшие команды. Бывает так, что
педагог раньше осваивает, к примеру, программу видеомонтажа и помогает
разобраться в принципах ее работы ученикам, а ребята, оказывается,
продвинулись дальше в создании видеороликов и начинают разъяснять
какие-то тонкости своему учителю. Такой опыт образовательного
сотрудничества очень важен!
А еще в рамках проекта для ребят организуются конкурсы и фестивали, на
которых приоритет отдается медиапродуктам социальной направленности. В
этом отражается установка разработчиков на воспитание у ребят активной
гражданской позиции, развитие способности исследовать окружающую
действительность.
Схожие цели ставит перед собой «Партнерская сеть Школ устойчивого
развития» (www.agendaschools.net),
но реализует их иначе. Как именно? Прежде всего надо сказать, что
проект объединяет педагогов, разделяющих принципы принятой на
конференции ООН «Повестки на ХIX век» и принципы принятой ЮНЕСКО
«Хартии Земли».
На основе этих принципов образовательные учреждения вырабатывают
«Школьные повестки XIX» – свои программы действий, направленные на
улучшение жизни людей в той или иной местности. То есть, исходя из
собственного видения ситуации, школы выдвигают конкретные инициативы
либо входят в уже кем-то инициированный проект. Например, в проект
«Мир, в котором мы живем». Здесь молодые люди обсуждают волнующие их
проблемы и вместе ищут возможность изменить ситуацию к лучшему. Если
своих сил не хватает, участники проекта обращаются за помощью к
экспертам сети, к представителям местной власти.
Так, ученики белорусской Браславской гимназии (http://brasgymnasium.ucoz.ru),
чтобы реализовать свои инициативы, вышли на депутатов местного Совета,
и в результате, как рассказывает учитель гимназии Ольга Лукша, был
благоустроен городской парк и приближен срок открытия автостанции,
строительство которой затянулось на пять лет. Еще одна инициатива
браславчан – организация курсов для хозяев агроэкоусадеб, тех, кто
сдает свое жилье людям, желающим отдохнуть в живописном «краю голубых
озер». Чтобы преуспеть в этом деле, надо уметь создать и продвинуть
свою страничку в интернете (этому взрослых обучают школьники), знать
способы бережливого ведения хозяйства, быть способным организовать
культурно-развлекательную программу для туристов.
По замыслу организаторов курсов обучение местных жителей подобным
навыкам будет способствовать повышению туристической привлекательности
региона.
В общем, каждая образовательная сеть по-своему уникальна. В этом можно
убедиться, посетив http://russia.appsusersgroup.com,
www.nachalka.com,
http://edugalaxy.intel.ru,
http://www.globalschoolnet.org
http://friendshipthrougheducation.org...
Как правило, сетевые сообщества ставят перед собой ряд
взаимосвязанных образовательных задач, но главный акцент в работе
делается на какую-то определенную цель. В одних сообществах на первый
план выходит социальная направленность проектов, в других – ориентация
на знакомство с многообразием культур, на воспитание уважительного
отношения к представителям иных рас и религий.
И здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, как образовательные сети
помогают учителю решать актуальные воспитательные задачи. В частности
те, которые сформулированы в новых стандартах: воспитание «толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире», «готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».
Попробуем показать это на примере сообщества «Международное образование
и ресурсы компьютерной сети» (в сокращении – iEARN).
«И нам стали
приходить бандерольки…»
Международное сообщество iEARN (www.iearn.org)
объединяет более 30 000 школ и молодежных организаций в более чем 130
странах мира. Чем привлекательно участие в проектах сети iEARN? Прежде
всего тем, что это не освоение знаний о мире, скажем, по учебнику
географии, а самое настоящее открытие мира, точнее, множества миров,
которые становятся видимыми, слышимыми и в буквальным смысле слова
осязаемыми.
– В прошлом году мы с ребятами участвовали в проекте «Обмен
праздничными открытками», – рассказывает учитель английского языка
школы № 16 города Миасс Челябинской области Римма Жукова, – и получили
такой заряд положительных эмоций, что их на целый следующий год хватит!
Все началось со списка школ, с которыми нам предстояло обменяться
праздничными поздравлениями. Кого там только не было! В одном проекте
вместе с нами оказались школьники из Омана, США, Канады, Тайваня,
Филиппин, Канады, Беларуси.
Конечно же ребятам сразу захотелось разыскать некоторые из этих стран
на карте и побольше узнать о них. А потом, когда начали получать
бандерольки со всего мира, мы были поражены. Столько было в подарках
выдумки, талантливости!
Многие открытки дети сделали своими руками. Например, ребята из Тайваня
прикрепили к открыткам всевозможных дракончиков, сделали
поздравительные надписи на китайском и рядом с китайскими иероглифами
красиво написали русские буквы. А ребята из Кореи прислали большой
мешок: чтобы его внести в класс, мне даже пришлось обратиться за
помощью к старшеклассникам. В мешке было много разных подарков, в том
числе самодельная елочка, которую корейские дети сделали по рисунку из
интернета.
В завершение проекта мы организовали передвижную выставку открыток,
которая сейчас путешествует по разным школам.
Встреча в видеоэфире
Особенность iEARN в том, что здесь собрались активные педагоги
со всего мира. И поэтому работа даже над относительно простым проектом
в любой момент может обернуться удивительными событиями. Ну разве могла
Римма Жукова предвидеть, с каким замечательным предложением обратится к
ней один из участников проекта «Местная история» (http://local.websib.ru) –
учитель из Тайваня? Тем более что начало сотрудничества было неярким:
педагог связывался с координатором только когда ему требовалась
какая-то помощь. А через некоторое время он предложил обменяться
пакетами с детскими рисунками и другими предметами, рассказывающими о
местных культурных традициях. С этого все и началось. Когда обмен
произошел, поступило предложение покруче: «А давайте проведем
видеовстречу тайваньских и российских школьников. Нам очень хочется с
вами встретиться!»
– Мы вместе обсудили повестку дня, согласовали время и вышли на связь –
он со своими учениками, а я – со своими, – вспоминает Римма Маратовна.
– Вы не представляете, как это было интересно! Сначала ребята задавали
друг другу вопросы о школе, о традициях. А потом! Поскольку наши
ученики сидели довольно тепло одетые, а тайваньские ребята – в одних
футболках, у них, естественно, возник вопрос о температуре на улице. И
в этот момент у нас пошел снег! Настоящий снегопад! Мы тут же, благо
технические средства позволяли, показали его тайваньцам. Зрелище так их
впечатлило, что они захлопали в ладоши. Дальше встреча продолжилась
песнями на английском и китайском. Дело было под Новый год, наши дети
запели «Джингл Белз», тайваньцы подхватили. А в конце они нам в эфир
прокричали на русском: «С Новым годом!»
Строя «Колесо будущего»
Чтобы максимально раскрыть педагогический потенциал сетевого
образования, важно поддерживать и стимулировать самостоятельные
действия детей на всех этапах проектной работы, убеждена новосибирский
педагог Нина Коптюг.
Вот показательная история, которая произошла с ней и ее учениками.
Как-то весной, познакомившись с описанием проекта «Колесо будущего»,
ученики Нины Мартиевны в один голос закричали: «Давайте это делать!»
Интерес ребят был вполне понятен: проект нацелен на овладение
специальной техникой мышления о будущем и построения прогнозов. Нина
Мартиевна сказала: «Не понимаю, что это такое. Берусь помочь лишь с
английским языком, остальное вам придется делать самим».
Естественно, ребята тут же заверили учителя, что сами во всем
разберутся и все построят. И действительно построили – сначала «Колесо
климата», а потом еще одно прогностическое «колесо» вместе со
школьниками из Флориды. Правда, за некоторыми консультациями все же
пришлось обратиться к эксперту по будущему, который проживает... на
Гавайях! Зато какова была радость сибирских ребят, когда учитель принес
в класс первое послание от этого эксперта!
Узнавание, понимание,
принятие
Участие в подобных проектах позволяет ребятам выйти за пределы
своего региона в большой мир, узнать, как и чем живут люди в самых
разных уголках планеты. Вместе с обретением этого опыта меняется
отношение детей к другим, отличающимся от них людям. Как отметила Нина
Коптюг, «приходит понимание того, что все люди разные, но мы можем
работать вместе и быть друзьями». А вот наблюдения Риммы Жуковой:
– Если раньше на вопрос, какие национальности они знают, мои
ученики называли только русских, армян, евреев и башкир, – делится
своими наблюдениями Римма Жукова, – то теперь ребята знают, что мир
человеческий многообразен. И по мере знакомства с разными культурами
восприятие этих культур меняется у детей в сторону большего понимания и
принятия. Кажется, еще недавно они удивлялись тому, что, скажем, жители
Омана носят какие-то странные одежды, похожие на длинные рубашки, а
сейчас относятся к этому спокойно. И еще: когда в школу приходят новые
ребята-мигранты, они ощущают более человечное отношение к себе, чем это
было до того, как наши школьники начали участвовать в международных
проектах.