КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ
Пролог к учебной самостоятельности
Из опыта работы учителя, использующего принципы деятельностного подхода
Осваивая в рамках пилотного проекта системно-деятельностный
подход, учителя начальной школы, естественно, сталкиваются с новыми
педагогическими задачами. В первую очередь – развивать у детей
способность к организации собственной деятельности. Очевидно, для этого
нужны особые условия. Особые учебные ситуации в классе.
Какие метапредметные умения и навыки можно и нужно развивать у
детей в первом классе, в тот период, когда они учатся читать? Например,
первичные навыки работы с информацией. И это будет не осложнять процесс
понимания, а наоборот, упрощать его. Пусть дети с самого начала
привыкают к мысли о том, что информацию можно получать из разных
источников, комбинировать, достраивать свое понимание. Став постарше,
они научатся привлекать разные доступные ресурсы. А пока можно
подкреплять чтение (еще неуверенное, требующее большого напряжения)
работой с иллюстрациями. Я специально подготавливаю сказки и рассказы с
такими картинками, которые интересно обсуждать.
Мы рассматриваем каждый элемент одного предмета, если это предметная
картинка, и каждый предмет, если это сюжетная картинка. Я обращаю
внимание ребят на все детали по частям и задаю вопросы в определенном
порядке, начиная с общих, постепенно переходя к мелким, малозаметным
деталям. Чтобы не разрушалась целостность восприятия, я обращаю их
внимание на общий замысел сюжета и тоже задаю соответствующие вопросы.
Такое обсуждение становится хорошим прологом к чтению текста,
мотивирует ребенка, подготавливает его к общению с книжкой, оживляет в
памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но свой
собственный опыт, касающийся того, о чем пойдет речь в тексте.
Опыт, поиск логических связей, проживание процесса узнавания – главная
составная часть урока. И это принципиальное отличие от традиционного
метода преподавания. Еще несколько лет назад учитель сообщал детям, что
«жи» и «ши» пишутся с буквой «и», давал соответствующие упражнения и
проверял, как усвоено правило.
Но если мы хотим, чтобы ребенок не получал, а активно приобретал новое
знание, нужно дать ему возможность самому сделать вывод. Учитель
предлагает, например, проанализировать массив слов на соответствующее
правило, чтобы ребенок мог наблюдать, строить предположения, ошибаться.
А педагог лишь помогает ему, сопровождает на этом пути.
При этом важно вовремя предложить детям разные формы работы с
материалом, чтобы каждый мог выбрать что-то для себя. Кому-то удобно
работать в вербальной сфере, другим нужна таблица, третьи предпочитают
нарисовать схему. С этой же целью нужно предоставлять возможность
посовещаться в парах, в группах. Но надо помнить, что необходимость
доказывать свою позицию, вести диалог поначалу может привести
первоклассников в растерянность. Они пока не умеют этого, стесняются.
Подобные подходы к обучению трудны не только для учителей с опытом
преподавания в традиционной школе, но и для родителей, которые в ней
учились. Они боятся новых подходов, не понимают, какие навыки требует
школа помимо предметных. Те, кто готов помогать ребенку дома с
заданиями, знают из собственного опыта только несколько форм: письмо
под диктовку, списывание текста. Поэтому с родителями нужно проводить
беседы, консультировать их. Как правило, родители после нескольких
подобных встреч понимают суть новых требований, просят задания нового
типа и начинают интересоваться тем, как правильно помогать ребенку
дома.