КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ
Сосчитать все на свете, или Реальная математика для реальных младшеклассников
Соединяем на занятиях учебную тему и жизненный опыт ребенка
Работа учителя устроена так, что ему приходится
ориентироваться одновременно на несколько целей, которые порой трудно
проранжировать по степени важности. С одной стороны, новые требования
ФГОС, пресловутые компетенции. С другой – дети, с их маленькими
сиюминутными радостями и заботами. И не отмахнешься от них. Потому что
иначе все остальное, значительное и перспективное, окажется
пустословием, показухой. Как же соединить в рамках одного урока столь
разноплановые задачи? Да еще когда ученики – пока еще несмышленыши.
Начальная школа.
Математика и жизнь
Как соединить математику с жизнью ребенка? Возможно, кто-то
считает, что это не нужно: освоение математических абстракций формирует
мышление – и довольно. Но говоря в залоге формирования математических
компетенций, крайне необходима тесная связь уроков математики с тем,
что ребенок наблюдает в жизни. Для того чтобы научиться
«структурировать ситуацию, вычленять математические отношения,
создавать математическую модель ситуации, анализировать и
преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты», ученик
должен понимать, что математика – это инструмент для разрешения
жизненных проблем. А как он это поймет?
Вот вернулись дети с каникул, переполненные разными впечатлениями. И
что же – сразу примеры и уравнения решать?
Значит, с одной стороны, конечно же обсуждаем каникулы: кто и какие
страны-города посетил, что праздновал, в какие музеи-театры сходил,
какие книжки прочитал. С другой стороны, поскольку предмет у нас
серьезный, обсуждение устраиваем математическое. Краткий рассказ по
теме «Мои каникулы в числах».
Первоклассники
Они говорят о количестве каникулярных дней, о гостиничном
номере, номере вагона, номере места в самолете, номере ряда и места в
театре, о количестве подарков. Все эти числа записываем на доску и
воспоминания о каникулах вплетаем в повторение изученного. С помощью
каких цифр записано число? Сколько знаков в числе? Оно четное или
нечетное? Какие цифры мы уже умеем записывать, а какие еще предстоит
научиться писать
Заодно касаемся вопросов измерения времени и его эффективного
использования. Можно измерять каникулы в неделях, а можно – в сутках, в
часах, даже минутах и секундах. И пусть мы еще не умеем подсчитывать
количество каникулярных часов, но мудрые первоклассники замечают, что
если в эти часы заниматься разными интересными делами, то каникулы
становятся гораздо длиннее и можно больше успеть сделать.
Многие ребята покидают кабинет с мыслью, что в следующие каникулы нужно
больше обращать внимания на числа, запоминать и записывать их.
Третьеклассники
В третьем классе разговор более предметный. «Каникулярные»
числа становятся материалом для составления примеров по теме
«Многозначные числа» (а если числа маленькие, то почти всегда величины
можно перевести в другие единицы или соединить друг с другом).
Вспоминаем сравнение, сложение и вычитание на ситуациях из жизни. Кто
больше проехал-пролетел, прочитал, проиграл? И на сколько? Или во
сколько раз? Сколько страниц Маша и Петя прочитали вместе? А сколько
прочитал весь класс? Еще немножко – и мы подойдем к составлению и
решению настоящих задач. Но не тороплюсь, подожду следующих каникул.
А пока прошу собирать интересные числа, которые сопровождают нашу
жизнь. Числа, которые мы сможем перенести в наш урок, оживив его.
Одновременно впустим числа в нашу жизнь, сделаемся более внимательными,
начнем подмечать интересные связи и закономерности, придумывать про
числа загадки, задавать хитрые вопросы.
Я ставлю в углу класса коробку, куда все складывают записки с
«житейскими» числами и задачами. Задачами «о потерянном времени»,
кулинарных рецептах, школьных соревнованиях…
«Я трачу на занятия теннисом в субботу 112 минут. Из них 13 минут
уходят на переодевание, на дорогу уходит в три раза больше, чем на
переодевание. Разминаюсь я на 27 минут меньше, чем трачу на дорогу.
Сколько времени я трачу на саму тренировку?» (Максим)
«Для приготовления снежинок взяли сахар и яичный белок. Всего 240
граммов. Белка взяли на 60 граммов меньше, чем сахара. Сколько взяли
каждого продукта? Сколько нужно взять яиц, если в одном яйце 30 граммов
белка?» (Женя)
А как серьезен и горд автор задачи, которую сейчас решает класс!
Проблема
В третьем классе проходим единицы длины. Ловко переводим
километры в метры, сантиметры, дециметры и обратно. Правда, выясняется,
что дети не могут показать руками метр, хотя бы приблизительно. Как,
впрочем, и об остальных единицах имеют весьма смутные представления.
Пытаюсь поискать эти мерки в повседневной жизни ребят. Каков ваш рост?
На какое расстояние прыгаете в длину, метаете мяч, бегаете на уроке
физкультуры? Почему на уроке дети практически не привлекают свой
жизненный опыт?
Дабы предвосхитить аналогичные трудности перед изучением мер массы, я
поставила в кабинете весы и положила разновесы. На перемене ребята
подходят, спрашивают, осторожно трогают. Когда видят, что я не
запрещаю, начинают манипулировать с весами и разновесами. Поначалу
совершенно бездумно складывают на чашки весов все подряд и просто
смотрят, что получится. Далеко не сразу у детей возникают конкретные
вопросы. Сколько весит ручка? Что весит больше: ручка или карандаш?
Тетрадка чистая или исписанная? Как взвесить учебник, если разновесов
не хватает? Очень радуюсь этим вопросам. Ведь вообще-то дети редко
задают вопросы в школе. Школа на них не отвечает. Она отвечает на
вопросы, которые дети не задают.
Принято считать, что математика развивает у детей только интеллект. А
как же чувства? Даю разновесы в руки: запомни ощущение тяжести, а затем
попробуй на глаз определить вес предметов. Черчу метр на доске, на
полу: примеряй свой шаг – измерь шагами-метрами класс, коридор,
площадку на улице, школьный стадион. Соедини, наконец, слова учителя
физкультуры, что ты бежишь дистанцию 30 метров за десять секунд, с
вопросом учителя математики: можно ли это расстояние за полчаса пройти?
Почему школьники отдельно складывают информацию, полученную от разных
учителей? И почему эта информация не объединяется в новый опыт? Создаем
ли мы условия для этого? Вроде бы по новым стандартам создаем. И я
работаю по качественному учебно-методическому комплекту нового
поколения, который вроде бы эти стандарты реализует. Но есть у меня
подозрение, что чего-то не хватает. Не приближают ученика успешное
решение заданий учебника и пятерки за контрольные работы по отдельным
предметам к компетентности в данных вопросах.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Math.Semestr.Ru. Посетив сайт образовательного интернет проекта Math.Semestr.Ru, Вы найдете большое количество удобных сервисов, которые помогут найти решения на различные виды задач. К Вашему вниманию представлены онлайн калькуляторы по таким дисциплинам, как теория игр, аналитическая геометрия, линейная алгебра, информатика, эконометрика, нелинейное программирование и многим другим. Интернет проект Math.Semestr.Ru позволит проследить все этапы решения той или иной задачи, проверить правильность собственного ответа, выявить и устранить ошибки.