Показатели и еще раз показатели...
Чтобы быть на хорошем счету, приходится не считаться с детьми
Конец января, а мы еще обо всех предновогодних письмах
читателей сказать не успели. Ну не махнуть же рукой на содержательные
размышления учителей только из-за того, что календарь неумолим. А
написано-то на большой глубине опыта, чувств. И поздравление – важное.
– Беспокоит то, что не получилось у нас с передачей эстафеты.
Наша школа и сейчас занимает много разных призовых мест, у нас
по-прежнему длинные списки победителей в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах. Но это за счет учителей-энтузиастов, а внутри школы уже
какая-то пустота, пустота в человеческом смысле. И это неправильно.
Мы, стажисты, должны уходить и знать, что с нашим уходом школа ничего
не теряет, ибо приходит новая, более продвинутая, сильная, смелая
учительская волна. Но приходят люди, которые время, затраченное на
детей, считают лишним. И такие времена, что дети считают лишним время,
проведенное в школе.
Что произошло? Так уж получилось, что мы с ребятами из школьного
пресс-центра периодически проводили опрос «Хорошая школа – это…».
Привожу типичные ответы.
Ученики 1996 года: здесь делается все, чтобы в школе было интересно…
тут люди, за которыми хочется идти… центр событий жизни… вежливое,
культурное место.
Ученики 2006 года: деловое, в меру строгое учреждение… тут понимают
проблемы учеников, умеют организовать… защищают честь школы… тут полный
порядок, идут реформы, есть все необходимые условия.
Видно, когда школа начала отрываться от детей и учиться
функционировать. С введением ЕГЭ и других проектов модернизации.
Какими бы ни были учителя, но они чаще самовыражались в детской среде,
тогда как сейчас даже дружески поприветствовать друг друга не успевают:
дела!
К Последнему звонку я, как всегда, просила выпускников написать
несколько наиболее ярких фраз каждого работающего у них учителя,
завучей, директора. И раньше про директора чего только не писали, мы по
этим записям сценарии делали. А теперь: «Редко видим и слышим», «Это
кто, женщина, которая часто меняет костюмы?»
А директор у нас все та же, вот в чем дело. Просто ей стало совсем
некогда, она стремится сдать отчеты первой в районе и без замечаний,
чтобы школа была на хорошем счету. И многие дети не знают, как ее зовут.
Но мне кажется, школа переживет этот период, человеческое измерение в
нее вернется. Наши последние опросы детей о хорошей школе и хорошем
учителе снова выдвигают на первый план общение и отношения.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег.
Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в
которую хочется идти утром и детям, и взрослым?