ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ «ТОП-100»
Почему взялись за внеклассное чтение?
Может быть, потому, что это был последний островок свободы – свободы от стандартов и программных произведений. Возможность следовать интересам детей, собственным пристрастиям
Само появление этого перечня вызывает давно знакомое тоскливое
чувство: делается грустно и тошно. Тошно оттого, что опять наши
чиновники послушно взяли «под козырек», едва свыше донесся даже не
приказ – так, замечание. Опять проложены руководящие рельсы.
Перечень книг не плох и не хорош сам по себе. Все мы с удовольствием
составляем списки чтения, личные, для детей. С интересом читаем всякие
существующие в культуре золотые, серебряные, именные списки…
Но в данном министерском перечне мне видится нечто иное, чем просто
желание поделиться информацией о любимых книгах.
Почему взялись за внеклассное чтение (ясно же, что «самостоятельное»
здесь не домашнее, вместе с родителями, а урочное, но внепрограммное,
значит, внеклассное)? Это был последний островок свободы – свободы от
стандартов и программных произведений. Возможность следовать интересам
детей, собственным пристрастиям. Шанс открыть в классе только что
появившуюся в продаже, еще никем не читанную книжку (Марины Аромштам,
Наринэ Абгарян, к примеру) или потрепанный томик, который читала в
детстве чья-то бабушка (того же Паустовского – он из упомянутых).
Счастье просто читать, не отвечая на вопросы тестов, не сдавая
правильных сочинений и вообще никак не отчитываясь в содеянном. Благо
ничего плохого и не делалось. Ребята с учителями читали разные книги,
по собственному выбору и желанию.
Закончили с выборами. И желать больше нечего.
Еще одно сообщение, вычитанное между строк: нам не нужна поэзия (стихов
в перечне – пальцев одной руки хватит). К чему все эти высокопарности?
Нам не нужна красота и совершенство. Существенная часть предложенных
произведений патриотична, и этого, вероятно, достаточно.
Про то, что в народы Российской Федерации попали представители
совершенно суверенных государств, не написал уже только ленивый. Даже
не хочется прикидывать, к чему бы это.
Даниэль Пеннак когда-то мудро заметил: есть глаголы, которые
бессмысленно использовать в повелительном наклонении. Глупо
приказывать: люби! мечтай! Кричать «читай!» столь же бесполезно. Как
любовь, интерес к книге не рождается по приказу. Он возникает из
множества случайных совпадений, счастливых встреч, открытий. У каждого
здесь своя история. Для класса, где всего человек двадцать детей,
нелегко подобрать такие книги, чтобы всем (ну хотя бы немногим) стало
важно – читать, думать, обсуждать прочитанное.
А тут – на всю огромную страну. На всех школьников, от 7 до 17. И
министерским перечнем.
Знакомо и тоскливо.