ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ «ТОП-100»
Список со Старой площади
Стоит ли удивляться, что новая детская литература в него не попала?
Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов
Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному
прочтению, вызвал широкий общественный отклик, в том числе Российского
книжного сообщества, СМИ, региональных изданий, а также в социальных
сетях интернета. И все же, хотя обсуждение закончено, значительный круг
вопросов так и не получил ответа.
Непонятен основополагающий принцип, проясняющий структуру и наполнение
списка. Хорошие книги? Хороших книг больше сотни – ненамного, но
больше. Нужные книги? Сердце подсказывает, что книга нам очень нужна,
мы без нее пропадем. Но глаза видят обратное – потребность в книге
становится все меньше. Так что лучше избегать этого скользкого слова
«нужная», чтобы не попасть в неловкое положение у одра умирающей
литературы.
Сколь бы долго ни велась работа над списком, какие бы силы и массы ни
были привлечены к обсуждению, он остался в целом тем же, что был и 20
лет назад. Невольно возникает ощущение, что он составлялся по старой
памяти, без учета новейших достижений литературы.
Почти полное отсутствие в списке рекомендуемой литературы современных
авторов наводит на мысль, что среди ныне здравствующих писателей не
нашлось никого, чью книгу можно было бы порекомендовать к прочтению.
И это при том, что с 1992 года присуждается Государственная премия в
области литературы и искусства, с 1995-го по 2005-й – Пушкинская
премия, наконец, с 1998-го – Государственная премия за произведения для
детей и юношества, учрежденная президентом. Заметьте, это только
государственные премии, без учета других...
Теперь список в том виде, какой ему придала администрация президента,
приобрел значение канона, и даже перечень экзотических эпосов (ребенку
обычно тяжело пробиться сквозь древний текст) составит круг
настоятельно рекомендованного чтения современного подростка.
В резолюции форума значится: «Важно обеспечить доступность всех
произведений списка для читателей, в том числе использованием
образовательных ресурсов сети Интернет». Несомненно, этот пункт
окажется очень важным, и кому-то в чистой кабинетной тиши будут даны
деньги на осуществление задумки, в то время как все тексты списка уже
наличествуют в Сети в открытом доступе электронных библиотек.
Теперь остается ждать, когда будет прояснено слово «рекомендованный».
Рекомендованный «между делом», «настоятельно», «в обязательном
порядке», «под страхом казни» или еще как. Иными словами, к чему
обязывают учителя эти рекомендации в области внеклассного чтения –
сулят ли они серьезные изменения в работе или являются одной из форм
творческого самовыражения высшего начальства, удаленного от проблем
среднего образования в России.